VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024
Страсти по Марку. Барочная реконструкция
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

7 августа 2023 12:30

Снегирь над морем не летает

Специально для "Ревизора.ru".

Постер фильма "Снегирь" (2023). Фото: kino-teatr.ru
Постер фильма "Снегирь" (2023). Фото: kino-teatr.ru

Фильм "Снегирь" Бориса Хлебникова – это производственная драма из жизни мурманских рыбаков с социальной подкладкой. Что и говорить, 50-летний Хлебников ("Коктебель", "Одиночное плавание", "Аритмия" и многих других проектов, включая сериал "Озабоченные") сегодня претендует на звание главного российского кинорежиссера поколения "детей" (если "отцами" считать ныне здравствующих Михалкова и Сокурова). Особенно примечательны созданные в последние годы его совместные работы с Наталией Мещаниновой (на "Снегире" она сценарист). Можно вспомнить ту же "Аритмию", сериалы "Шторм", "Пингвины моей мамы" и др.

В основу фильма  положена книга Георгия Владимова "Три минуты молчания", от которой мало что осталось. Например, исчез главный герой, от лица которого и ведется рассказ. Собственно, из всей книги взят только один эпизод – со штормом и спасением норвежских рыбаков.


Александр Робак в фильме "Снегирь". Фото: posletitrov.ru.

Итак, на небольшое судно, траулер "Снегирь" на практику приходят двое "салаг", Максим и Никита (тут отметим работу сына Хлебникова, Макара, как раз в роли Никиты – чем-то он похож на незабвенного "Курьера"). А на траулере свой, давно спаянный коллектив, представленный яркими, резко очерченными типажами (это главная, и очень большая, удача режиссера – герои Александра Робака, Тимофея Трибунцева, Евгения Сытого и других составляют гармоничный, реалистичный, хотя и на грани карикатуры, ансамбль). Если коротко, бывалые рыбаки (хорошие, в сущности, интересные, яркие люди), мальчишек принять не готовы. Вернее так: готовы принять, перемолов, приспособив к себе. У одного, Максима, "перемолоться" получается. У Никиты – нет, что отчасти и ведет к большой трагедии… Почему люди, не просто хорошие, но и прямо героические, оказываются эмоционально глухи и жестоки не к "своим"? Вот один из главных вопросов фильма, не имеющий, естественно, однозначного ответа.

Действие происходит в декорациях, сделанных по-советски достоверно  (известно, что съемочная группа крайне тщательно прорабатывала бытовые детали, например, предварительно фиксируя все детали реальных плаваний на документальную камеру, а потом воспроизводя в кадре). Картины быта и нелегкой работы рыбаков весьма убедительны.  Плюс прямо голливудский по размаху эпизод шторма и действительно  героического спасения норвежских рыбаков… Смотрится все на одном дыхании.


Никита. Фото: afisha.ru.

Однако очевидно, что для режиссера все это не главное, внешний антураж таковым и остается (с тем же успехом Хлебников мог бы снять фильм не про рыбаков, а, например, про вахтовиков Крайнего Севера). Режиссер постоянно педалирует именно социальные смыслы, в итоге выходя даже на некое обобщение: все у нас в России не так, для нормальной жизни мы не годны, друг к другу жестоки, полны комплексов и злобы – зато в "минуты роковые" демонстрируем чудеса.  Стоило ли ради такой заезженной мысли волну, в прямом и переносном смысле, гнать? Лучше бы Хлебников оставался в рамках "процедурала" (как нынче называют "производственный роман") с элементами катастрофы, и то и другое у него получается отменно. А смыслы… что ж, можно их внедрять и не напрямую. Сегодня ведь и для публики актуальнее (если брать советское кино, которое Хлебников любит и многим традициям которого следует) скорее "Путь к причалу", чем "Остановился поезд". Кто скажет, что фильм Данелии "хуже", "глупее" чем фильм Абдрашитова? А Никиту, этого нежного снегиря в чужом птичнике, действительно жалко, и это одно из достижений фильма.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть