Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Мария Ватутина: "Когда говорят пушки, не в традициях русских муз – молчать".

Специально для "Ревизора.ru".

Мария Ватутина. Фото из личного архива.
Мария Ватутина. Фото из личного архива.

Мария Ватутина – один из ведущих современных российских поэтов. Эссе о творчестве Ватутиной включено в антологию Дмитрия Бака "Сто поэтов начала 21 века". Мария – победитель Первого Всероссийского турнира "Красная площадь. Время поэтов" и обладатель титула "Голос нашего времени" 2016 года, лауреат целого ряда литературных премий, участник многих российских и международных фестивалей и вечеров поэзии, ведущая мастер-классов Совещания молодых писателей России, стран СНГ и ближнего зарубежья, проводимых Фондом СЭИП, "Зимней школы поэтов" в рамках Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета, постоянный участник ежегодного Международного конгресса "Русская словесность в мировом культурном контексте".

Помимо всего вышеперечисленного, Мария Ватутина – участник "Театра Автора", поэтического спектакля "Кофе на ночь" режиссера Елены Панковой-Тарасовой и фильма Олеси Фокиной "В моей руке лишь горстка пепла". В 2019 году во МХАТ им. М. Горького состоялся спектакль по стихам Марии Ватутиной в рамках проекта "Сезон стихов". В 2020—2021 годах Мария Олеговна заведовала литературной частью МХАТ им. М. Горького.

Автор спектаклей "Ищите женщину" в Литературном салоне "Дом Булгакова", "После кино" во МХАТ им. М. Горького (режиссер Е. Панкова-Тарасова), литературных капустников в Доме Булгакова. Стихи Марии Ватутиной положены на музыку Еленой Фроловой, Алексеем Карелиным и другими композиторами и исполнителями.

"Ревизор.ru" обсудил с Марией Ватутиной основной вопрос русской поэзии: что первично в литературном высказывании – художественность, самоопределение автора или гражданская позиция.



Мария, 22 марта на некоммерческом просветительском проекте "Просодия" вышла ваша подборка "Там сражаемся мы и мы по веленью своих держав" - цикл стихов от лица матери, провожающей сына на фронт. Стихи выглядят злободневно, точно написанные к нынешней спецоперации, но они в ваших соцсетях выложены поодиночке с куда более ранними датами создания. Расскажите, пожалуйста, историю создания этих текстов. А также – как произошла публикация "материнской" подборки в "Просодии".  

Действительно, многие стихи были написаны буквально за месяц, за неделю, за день до начала спецоперации. Они написаны с гуманистических позиций, которым я не изменила и сейчас: женщина, мать, поэт – не могут быть за битву в мире, потому что это может привести к потере детей или к потере человечества. Любой поэт отвечает за все человечество и то, что с ним происходит. Отвечает духовно, как и священнослужители. Но я прекрасно понимаю, что стихи, написанные за последние пару месяцев – все очень разные. Какими-то стихами я пыталась, как говорит Юрий Кублановский, "камлать" в предотвращение потрясений, как в диптихе "Тютюн". 24 февраля утром я уехала на фестиваль "НаПросвет" в Суздаль, и выступила там с композицией "На нейтральной полосе". Там были собраны все мои стихи об Украине. Фоном шли фотографии 19-го века с малоросскими пейзажами. Пела кусочки украинских песен. Как вы понимаете, готовилось это дней десять до фестиваля. Никогда еще после моего выступления люди не аплодировали стоя. Где-то в новых стихах высказана горечь от самого факта столкновения, где-то горечь от позиции моих товарищей по цеху, которые ослеплены, к сожалению. Я имею в виду лучших украинских поэтов. Но я стараюсь их понять, представить, что им досталось. Тем не менее, мы же знаем, какое положение с национализмом было в Украине, меня это всегда просто убивало. Я на четверть украинка, и очень люблю эту землю. И я ношу фамилию генерала армии, освободившей Киев, памятник которому насиловали все эти годы. И уж, конечно, первое, что я сделала в двадцатых числах февраля, это покупка и передача чего-то там нужного в Ростов-на-Дону беженцам. Слишком хорошее воображение: представляю, что переживают все эти женщины, дети, старики.



Редакция "Просодии", предваряя подборку, пишет: "То, что делает в поэзии Ватутина в эти дни, казалось бы, злободневно, но – архетипично". С каким определением этих стихов вы больше согласны – или у вас есть собственное (собственные)?

Понятие "архетипично" обозначает в данном случае - "над схваткой" - то есть вечные ценности, которые заложены, я надеюсь, в этих стихах. Услышать это не только лестно, но и очень важно для меня. Это как бы подтверждение моего видения и принципа моего творчества.

Вся трудность в том, чтобы правильно осознать – что именно представляют собой такие основополагающие ценности. Сегодня. Как выбрать те составляющие гуманистических твоих радений, которые ты хочешь отстаивать. И я не могу сказать, что я точно определилась со своей позицией. Знаете, когда в ноябре прошлого года разогнали команду МХАТ им. М. Горького, в которой я работала, я говорила себе "нужно поступать правильно". С этической точки зрения было правильно уйти вслед за художественным руководителем из театра, что большинство и сделало. Это чувство "этического", понимание нравственного поступка, слава богу, еще живо. Оно несколько искажено или нивелировано у совсем молодых поколений из-за разрушения системы образования, которая избавилась в девяностые от функции воспитания человека и гражданина. Но в природе человека – понимать гармонию и знать, что нравственно, а что нет.



У меня есть ощущение диссонанса между "правильным" с этической и христианской точки зрения отношением к происходящему и моей гражданской позицией внучки участников Великой отечественной, категорически, агрессивно ненавидящей нацизм и фашизм. Я хочу быть со своей страной, и мне гордо быть русской. Но, с одной стороны, у нас Донбасс, над которым издевались восемь лет, с другой стороны, понимание "другого государства", которое мы сейчас проходим на танках. При всех его изъянах, это другое государство. С третьей стороны, я все понимаю, про "программу максимум" - передел мира, про "проиграть нам уже нельзя", про русофобию, про опасность ядерного удара, про интересы России, в конце концов. Но я думаю, что донецких детей убивать нельзя точно так же, как украинских. Идут боевые действия, люди погибают. Вот тут и клокочут все мои гуманистические вулканы. А ведь во мне еще жива женщина, которой просто страшно. У меня нет работы. Одна моя подруга уехала в ЕС, другая в длительной командировке в Саудовской Аравии, где, кстати, тоже бомбят. Мне с сыном в случае опасности никто не поможет и никто не подскажет с личной заинтересованностью, как поступать. И все это вихрем ворвалось в нашу жизнь. И что тут остается делать, как не "архетипично" размышлять о мире? Тут можно поставить смайлик.

Я хотела поговорить с вами именно о социальной актуальности поэтического высказывания. Если обобщенно, существует два "фланга" отношения к этому феномену. На левом – "чистое искусство", "башня из слоновой кости", полная асоциальность. На правом – практически публицистические отклики на происходящее в стране, в мире, сатирические или политические стихи, разного рода "плакатная" поэзия. Между этими крайностями достаточно широкий диапазон. В какой точке этой воображаемой шкалы вы видите себя? И в какой ее точке должен находиться "идеальный" поэт, если таковой существует?

Незачем определять, что такое "идеальный поэт": во-первых, у всех свое понимание, определений может оказаться столько, сколько поэтов, во-вторых, куда мы применим это понятие, если вся прелесть в поэзии как раз от "неидеальных", ломающих каноны, дающих новые смыслы, поэтов?



Но я за "служение". Когда были первые дни первого ковидного карантина, всем было очень страшно. Я сочла необходимым писать километры частушек в ФБ, просто чтобы людям было полегче, чтобы что-то отвлекало. Хотя как литературное явление я ненавижу частушки.

Если моя страна переживает новый исторический поворот, трагедию или, наоборот, победу, например, счастье футбольного чемпионата, я не могу не откликнуться. Поэт – сравним не только со священнослужителем, но и с летописцем. Сколько исторической информации нам оставили Гомер, Данте, Шекспир, Пушкин? Мы пишем о своем времени то и так, как никто кроме нас не напишет. Но служение – это моя природа. Я не могу ждать этого от любого современного поэта. Есть тихие лирики, но и они прекрасны, мудры и наблюдательны. Для меня в идеале, чтобы поэт был не просто летописцем и нравственным наставником, но и глашатаем, слово которого действенно. Это большая тема.

Ваш наставник по семинару в Литинституте Игорь Волгин сказал слова, которые любят приводить в интервью с вами: "Стихи Марии Ватутиной — жестокое и честное свидетельство того, что с нами происходит". Он также назвал вас "современным поэтом". Как вы расцениваете этот отклик – с точки зрения оценки формы, содержания, человеческой природы?..



Я частично уже сказала об этом в предыдущем ответе. Мы просто не можем не быть свидетелями современности. Но, кстати, не менее важно поэту и осмыслять прошлое, исследовать его поэтическими средствами. Ведь это еще один способ исследования, правда, доступный немногим. Я сама иногда сажусь писать стихотворение, чтобы разобраться в проблеме. Язык – это не простая штука, это некая энергетическая, духовная и историческая материя, которая живет отдельно, как целый мир, и когда ты к нему подключаешься, он начинает сам давать тебе информацию и подводить к правильным выводам.

Как по-вашему, большой ли путь вы прошли от ваших уже ставших знаменитыми стихов "Девочка наша", "Два зеркала", баллады о беременной пловчихе Маринке – до сегодняшних?

То "Избранное", которое от меня останется, покажет, большой или небольшой. Это же не меряется количеством стихов и стажем, это измеряется диапазоном между первыми стихами и последними: на какую глубину поэт смог спуститься в своих поэтических опытах, на какую высоту смог подняться философски. Физически – мне уже трудно перелистать все стихи, чтобы составить подборку для выступления. Эти пласты уже не провернуть за пару часов. В интеллектуальном плане – мне еще пахать и пахать. В освоении новых форм или подходов к стихосложению – я однолюбка. Стараюсь просто не быть архаичной, говорить современным поэтическим языком. Но одно могу сказать точно – я стала ровней и спокойнее в отношении к своему ремеслу: есть ощущение того, что даже если умру завтра, что-то уже останется.



Почти 10 лет назад, в 2013 году, вы дали интервью Елене Серебряковой "Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на злость". Интервью длинное, подробное, помимо разговоров о литературе, там много социальных и даже политических тем – о национальной идее России, о глобализации и о необходимости гражданской позиции для поэта. Как сейчас вы бы ответили на эти "злободневные" вопросы? Есть ли постулаты, которые пересмотрели, почему, в какую сторону?

Пришлось перечитать. Поскольку, смеюсь, мысли там "архетипичные", то они и не должны были поменяться. Единственную недосказанность я почувствовала в вопросе о гражданской позиции поэта – должна ли она быть обязательно. Если не говорить о содержании стихов, а о том, что поэт должен быть личностью – то без гражданской позиции не обойтись. Эта определенность в поэте нужна не читателю, а самому поэту – для полной и законченной комплектации личностных качеств. Как сам к себе будет относиться автор, выражая, как раньше говорили, свой внутренний мир, если он не определился в важных вопросах политики и истории, общественных дискурсах и в отношении вот, например, спецоперации? Рано или поздно поэт увидит перед собой стену и не поймет, куда идти. Ведь мы говорим о поэте не как об авторе стихов, а об авторитете, к чьему мнению должны быть обращены читатели. Мне скажут, что не особо известна гражданская позиция Чухонцева или Кушнера, и ничего – любимы миллионами. Но мне не хватает этого знания. Именно для того, чтобы такие авторы воспринимались как "радетели народа", представители русской культуры. А вот гражданскую позицию Юрия Кублановского я знаю, и она мне импонирует, готова идти за этим писателем и слушать его.



Ваше отношение к современной "звучащей" поэзии, к возвращению тенденции публичных выступлений поэтов – пусть еще не на стадионах, но в клубах, на концертных площадках, на Ютуб-каналах? Эта практика имеет прямое отношение к разговору об актуальности поэтического слова – как мне кажется, к публике выходят со стихами, имеющими, если можно так выразиться,"массовую доступность", написанными о понятных всем вещах несложным языком.

Начну с конца. Много раз убеждалась, что публика в разных уголках нашей страны намного мудрее, чутче к слову и к поэтической мысли, чем мы об этом думаем. И сложные стихи порой воспринимаются залом вполне полно и глубоко. Но сейчас говорить о "звучащей поэзии" сложновато, мне кажется, нужно взять паузу в этом вопросе. Литературные вечера в их прошлогоднем виде меня не привлекают. То ли они измельчали на фоне известных событий – ковид, Украина; то ли требуется их трансформировать во что-то другое. Тут у меня надежды на Ассоциацию писателей. И еще, у меня возникло чувство, что сейчас время гражданской лирики и выездных поэтических десантов куда-то ближе к Донбассу, к беженцам, хочется быть полезной там, где люди изголодались, в том числе, и по духовной пище.

Кстати, во МХАТе имени Горького был подобный проект "Сезон стихов", "Ревизор.ru" его анонсировал. Вы тоже должны были в нем выступать. Расскажите об этом опыте и о том, что сейчас с этим проектом?

Эта тема снята с повестки дня. Команда МХАТ, как я уже говорила, разогнана. Все проекты и почти все премьеры закрыты. У меня был спектакль в этом проекте, который должен был повториться. Мы читали вместе с Ольгой Кабо, а представляла меня Анна Аркатова. Такого успеха и такого цунами после последнего стихотворения у меня никогда не было. Это было очень по-взрослому. То есть – профессионально поставленное поэтическое действо на сцене МХАТ, со светом, музыкой, декорацией, видеорядом и т. д. Кстати, там же режиссер Елена Панкова-Тарасова поставила спектакль "После кино" по моим военным стихам – на 9 мая. Когда сделан профессиональный художественный "продукт", неважно, сколько раз он прошел на сцене, это все равно остается в мире.



Можете ли теперь, когда страсти слегка улеглись, рассказать о работе завлитом во МХАТе им. Горького и об уходе оттуда?

Елена, об этом у меня вышло много интервью. И во время работы (интервью было в Литгазете), и после увольнения. Для меня эта запись в трудовой книжке – самая дорогая. До сих пор отношусь к театру как святилищу. Но я пролетела кометой и улетела в другие районы космоса. Возвращаться к этой теме не хотелось бы.

Хорошо, не будем. Давайте поговорим о том важном, о чем я не спросила, но сказать обязательно надо?

Сейчас многие вспоминают поговорку: когда говорят пушки, музы молчат. Все немного не так. Когда говорят пушки, не в традициях русских муз – молчать. Просто сейчас время всеми силами сохранять в себе человеческое. Пусть музы наших поэтов будут сейчас обращены к гуманистическим призывам, к человеческому страданию и состраданию тем, кто там. А когда все закончится, мы сможем осмыслить, разглядеть и написать свои лучшие стихи о том, как и в нашей жизни и с нашей страной случились события 2022 года. И еще, хорошо бы в эти времена обратить внимание общества, бизнеса и исполнительной власти на положение писателей, а проще говоря, придумать, как давать им заработать выступлениями.



Можете ли подарить читателям "Ревизора.ru" стихотворение?

*
Над мертвыми кружа́тся душами,
Как чичиковы, смерчи-грады.
Поэты, журналисты, барды,
Мы говорили. Вы не слушали.
 
Вы нас считали чуть не ботами,
Слюнтяями с большой дороги.
Но сами – плохо вы работали,
Политики, народы, боги.
 
А мы вовсю трубили стро́ками,
Увещевали через слово.
Да ты завалено пророками,
Отечество, бери любого!
 
Мы говорили – ты не слушало,
Ты отворачивало морду.
И снова строило и рушило
Культуру, нравственность, свободу.
 
Теперь уж ни людей, ни зодчества -
Тома подушного учета.
Забытый институт пророчества.
Бодрящий залп гранатомета.
 
Мария, спасибо за интервью!

Иллюстрации: страницы творческой биографии Марии Ватутиной в фотографиях из авторского архива
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть