Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Николай Тряпкин. Последний русский поэт.

"Ревизор.ru" – к 105-летию со дня рождения стихотворца.

Николай Тряпкин. Фото: ресурс "Стихи.ру"
Николай Тряпкин. Фото: ресурс "Стихи.ру"

Авторитетный советский литературный критик Вадим Кожинов писал о поэте Николае Тряпкине (1918 – 1999) в статье "Лирическая дерзость" так: "Я не стал бы называть Николая Тряпкина "деревенским" поэтом. Этот ярлык не идёт ему так же, как не идёт он Сергею Есенину, Павлу Васильеву или Александру Твардовскому, хотя их творчество неотделимо от сельской жизни". Тем не менее, Николая Ивановича традиционно относят к стану "деревенщиков" в советской и постсоветской поэзии.

Николай Иванович Тряпкин родился 19 декабря 1918 года в деревне Саблино Зубцовского уезда тогдашней Тверской губернии. В конце этого года исполнилось 105 лет со дня его рождения. 2023 год прошел под знаком посмертного юбилея поэта. При этом, положа руку на сердце, сегодня уже немногие помнят его имя. С наследием Николая Тряпкина знакомы лишь истинные почитатели поэзии. Попробуем немного расширить информационное поле. Николай Тряпкин того, безусловно, заслуживает.

Николай был сыном крестьянина, который профессионально занимался столярным делом. Когда в деревню пришла коллективизация, отец мальчика оказался под прямой угрозой раскулачивания. Спасаясь от него, семейство перебралось в Лотошино под Москву. Николай Тряпкин хотел выбрать профессию, далекую от отцовского ремесла: в 1939—1941 он учился в Московском историко-архивном институте. Но Великая Отечественная война круто изменила его жизнь – как и жизнь всех советских людей.

Тряпкин не попал на фронт в силу врожденного заикания. Он был эвакуирован на Русский Север, под Сольвычегодск (Архангельская область), где работал счетоводом. Впоследствии Тряпкин говорил, что именно Русский Север сделал его поэтом. В северной деревне он стал впервые записывать в стихотворной форме свои впечатления от сельской жизни и облекать в неё же деревенские присловья, былички, всевозможный фольклор, в том числе и мистический. И эта тяга "не прошла", даже когда Тряпкин вернулся к родителям в Подмосковье (осенью 1943 года).

В 1945 году Тряпкин показал свои ранние стихи Павлу Антокольскому. Несмотря на "нетипичность" тех текстов для советского поэтического языка военной и послевоенной поры (а может, и благодаря ей), Антокольский одобрил опыты молодого автора и содействовал их публикации в журнале "Октябрь". Впервые стихи Тряпкина вышли к широким читателям в 1946 году.

До конца жизни Тряпкин оставался верен своему поэтическому дискурсу. В нем не было ничего от господствующей гражданственной лирики. Возможно, поэтому "классификацией" стихов Тряпкина, как явления самобытного и выделяющегося, занимались многие известные литературные персоны – такие, как критик Вадим Кожинов или поэт Юрий Кузнецов. Последний, например, так отзывался о стихах своего старшего товарища (Кузнецов был младше Тряпкина почти на 20 лет, при этом явно имел больший вес в литературных кругах):

"Николай Тряпкин близок к фольклору и этнографической среде, но близок как летящая птица. Он не вязнет, а парит. Оттого в его стихах всегда возникает ощущение ликующего полёта… Бытовые подробности отзываются певучим эхом. Они дышат, как живые. Поэт владеет своим материалом таинственно, не прилагая видимых усилий, как Емеля из сказки, у которого и печь сама ходит, и топор сам рубит. Но это уже не быт, а национальная стихия. В линии Кольцов — Есенин, поэтов народного лада, Тряпкин — последний русский поэт. Трудно и даже невозможно в будущем ожидать появления поэта подобной народной стихии. Слишком замутнён и исковеркан русский язык и сильно подорваны генетические корни народа. Но если такое случится — произойдёт поистине чудо. Будем на это надеяться, а я уверен в одном: в XXI веке значение самобытного слова Николая Тряпкина будет только возрастать".

Некоторые исследователи считали, что Тряпкин создал поэтическую философию "общего дела", проистекающую из нравственных исканий русского народа. Общее дело – было служение земле в прямом и переносном смыслах.

Творческая биография Николая Ивановича строилась амбивалентно. Её ни в коем случае нельзя было назвать трагической, он не был непризнанным поэтом. В 1955 году Тряпкин вступил в Союз писателей СССР с 1955. В 1958 году окончил Высшие литературные курсы и получил "профессиональный статус". У него вышло в общей сложности около тридцати книг в издательствах "Молодая гвардия", "Московский рабочий", "Советская Россия", "Советский писатель" и региональных. Заглавия у сборников были характерными для "сельской" и "пейзажной" лирики: "Первая борозда", "Белая ночь", "Распевы", "Краснополье", "Песни великих дождей", "Серебряные пруды", "Гнездо моих отцов", " В гулкой лесной глубине" и др. Это не считая книг под усредненными названиями типа "Стихотворения" или "Избранное".


Издание "Николай Тряпкин. Стихотворения (Поэтическая библиотечка школьника)". Фото: ay.by

К слову, Николай Тряпкин активно работал и как поэт-песенник. Он не занимался этим специально, однако многие его тексты были положены на музыку, и эти песни исполняли такие звезды, как Иосиф Кобзон, Валентина Толкунова, Марина Капуро. Пожалуй, наибольшую славу обрела песня на стихи "Летела гагара" (одноименный сборник в библиографии Тряпкина тоже есть). Наконец, о его стихах много писали, как мы уже говорили.

Вместе с тем невозможно утверждать, что поэт был "обласкан" властями. Так, Тряпкин почти до конца дней своих жил в Подмосковье и лишь незадолго до смерти получил жилье в Москве. И книги его выходили в основном при жизни. Поздние годы Николая Ивановича прошли в новой России. Тогда была издана книга стихов "Разговор по душам", за которую он первым из русских поэтов получил Государственную премию России в 1992 году.

Николай Тряпкин умер 20 февраля 1999 года и был погребен на кладбище "Ракитки" в Подмосковье. Последними книгами, изданными уже после ухода автора, Википедия называет сборник "Уж, видно, тот нам выпал жребий…" и "Горящий водолей", выпущенные, соответственно, в 2000 и 2003 годах. Позднейшие переиздания крайне редки… Слабо претворяется в жизнь, к сожалению, предсказание Юрия Кузнецова.

Надо еще отметить, что в книгу "Горящий водолей" по чьей-то оплошности попало стихотворение Сергея Соколкина "Потому что я русский…".

В 2018 году, к столетию со дня рождения Николая Тряпкина, секретарь правления Союза писателей России Алексей Полубота посвятил ему статью в "Литературной газете" "Поэт Божьей милостью". В ней отмечено, что к круглой дате был издан сборник стихов "Звёздное время" – судя по всему, первый с начала тысячелетия. Автор статьи с большой теплотой пишет и о личности, и о наследии Николая Тряпкина.

В этом году Алексей Полубота на сайте СП России рассказал о мероприятиях, которые в 2023 году были предприняты в честь  105-летия Николая Тряпкина. Их организовали члены Комиссии по творческому наследию Николая Тряпкина при Союзе писателей России: сам Полубота и Евгений Богачков. В числе юбилейных акций – обновление памятного знака на малой родине поэта в Тверской области и литературные встречи в тверских городках.


Памятный знак. Фото: pisateli-rossii.ru

Затем, чтобы наши читатели прикоснулись к распевному, мелодичному, философскому творчеству Николая Тряпкина, публикуем два его стихотворения, созданных уже зрелым автором.

Русь

С одною думой непостижной
Смотрю на твой спокойный лик.
А. Блок

Сколько прожитых снов! Сколько звёздного шума!
       Сколько вёсен и зим на плечах!
А со мною всё та ж непостижная дума
       И всё те же виденья в ночах.
 
И всё так же свеча над бессонной страницей
       Догорает в моей конуре…
И цветёшь ты во мне луговою зарницей
       И цветком, что весной на дворе.
 
И опять ухожу я к ракитам далёким
       И к далёким мостам полевым,
Чтобы вновь прокричать журавлём одиноким
       Над великим простором твоим.
 
Прокурлычу - и вновь не услышу ответа,
       И поникну печальным крылом.
Только снова под пологом лунного света
       Застучишь ты в лесу топором.
 
Узнаю тебя, Русь. И не буду в обиде,
       И свой подвиг свершу, как смогу.
И пускай той ракитой в осенней хламиде
       Загрущу я в пустынном лугу.
 
И склонюсь под железом высокою рожью,
       И сорокой скакну у ручья.
Ты - единый мой свет на моём раздорожье
       И единая пристань моя.
 
И вернусь я к своей одинокой светлице
       Никому не известной тропой…
И летит моя дума - полночная птица, -
       И роняет перо над тобой.

1973

***
И великое пламя над миром прошло,
     А верней - пронеслось!
И от прежних лесов только птичье крыло
     Сохранить удалось.
 
И хранится оно в золотом терему
     Да под вечным стеклом.
А земля запропала в кромешном дыму -
     И себя не найдём…

1979
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть