Инна Чурикова: королева и купчиха, баронесса и ткачиха
27 января 2023
Премьера в Рязанском театре драмы: "Доходное место" Александра Островского
27 января 2023
Крещенский фестиваль в Новой опере. История Фауста.
27 января 2023
Какой эксклюзивный подарок можно сделать?
26 января 2023

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Поэзия сегодня

В последнее время многие задаются вопросами: актуальна ли современная поэзия? Каково её место в сегодняшней культурной жизни? Как молодому поэту найти свою аудиторию? Рассуждает Александр Скуба.

Фото: poetry_in_life
Фото: poetry_in_life

Конечно, поэзия в России и жива, и актуальна. Как и сто лет назад, люди пишут стихи о том, что их заботит. Более того, если раньше читатель мог ознакомиться с ограниченным числом авторов, то сегодня на помощь желающим узнать о состоянии актуальной поэзии приходит Интернет.

С одной стороны, Сеть дает нам доступ к большому количеству стихов, с другой, далеко не всегда самые популярные стихи – это всегда лучшие стихи. Как известно, в Интернете активно используются системы SMM-накруток, а сообщества в социальных сетях зачастую ориентируются на поверхностного читателя, создавая примитивный контент, который выходит в топ.

Поэтому для того, чтобы разобраться в современной поэзии, необходимо потрудится. Дело в том, что сегодняшняя поэтическая среда расколота на множество различных лагерей, которые нередко конфликтуют между собой.

Представляется, что для начала изучения творчества молодых поэтов стоит обратиться к авторитетным источникам. Например, можно зайти на сайт журнала “Новый мир”. Известный еще с советских времён, “Новый мир” публикует как поэтов, уже известных читателю, так и молодых авторов “Новому миру” свойственен определенный консерватизм, то более либеральным подходом к своему наполнению отличается журнал “Воздух”.

Фото: Ксения Плотникова

Впрочем, нельзя сказать, что российская поэзия относится либо к одному, либо к другому полюсу. Вообще, крайне сложно ответить на вопрос о том, кто такой русский поэт сегодня. Проблема современной культуры в целом состоит в её перенасыщенности. Даже если отбросить тысячи авторов, бойко рифмующих друг с другом глаголы и игнорирующих все возможные правила стихосложения, все равно нельзя назвать какие-либо формальные признаки современного поэта.

Тем не менее, при всей разношерстности поэтической среды, так или иначе, люди собираются вместе и читают стихи. Почему? Традиция. Всё-таки, кроме потребителей того, чем сегодня нас потчует телевидение и радио, есть люди, которые помнят о Владимире Высоцком и Александре Башлачеве. Люди пишут о том, что важно для них, и, к счастью, поэзия находит своего слушателя.

Для многих молодых поэтов важной точкой в их творческой жизни стал “Литпон” Арсения Молчанова, также известного как Арс-Пегас. “Литпон“ хорош тем, что там можно опробовать свои декламаторские навыки и получить советы от более опытных братьев по перу. Стоит отметить, что Арс проводит “Литпоны” уже семь лет. За это время там успели выступить такие авторы, как Всеволод Емелин, Вадим Степанцов и Дмитрий Быков.

Помимо “Литпонов” есть множество различных мероприятий в антикафе и барах, где поэты могут также продемонстрировать своё мастерство. Главный их плюс – доступность микрофона, главный минус – опять же, далеко не всегда высокий уровень выступающих.

Серьёзной проблемой последних лет стало то обстоятельство, что зачастую неоднозначные ходы автора преподносятся как новации, свойственные постмодернизму. Тем не менее, далеко не каждый поэт, деконструирующий привычную форму стихотворения может называть себя наследником концептуалистов Дмитрия Пригова или Всеволода Некрасова.

Фото: Читай и познавай

Однако найти поэтические сообщества, где к слову относятся серьёзно, вполне возможно. Другое дело, так или иначе молодая поэзия находится в андерграунде. Плохо ли это? Представляется, что нет. Многие авторы, ставшие с годами классиками, начинали с чтений на кухнях. Тем более, что популярность нередко вредит молодому поэту. В узкой среде происходит диалог творческих людей, поиск тем, споры о границах дозволенного в поэзии. Кроме того, чтения на кухнях и в походах для многих поэтов дороже выступлений на крупных площадках. Подумайте сами: костёр, близкие друзья, внимающие каждому слову… Нет, такие моменты жизни никогда не забываются.

С другой стороны, сегодня очень сложно назвать поэта, который был бы известен всем: и интеллигенции, и рабочим, и стару, и младу. К сожалению, нередко слава приходит к творцу слишком поздно. Можно, например, вспомнить печальную судьбу замечательного барда Вени Дркина, ставшего известным только после смерти.

Почему так? Видимо, черта времени. Тем не менее, то, что молодые люди пишут, показывает то, что будущее у отечественной поэзии есть. Есть люди, которые болеют своим временем и пытаются его как-то описать.

Отрадным представляется тот факт, что в последние годы появилось множество фестивалей, открывающих публике новые имена. Например, фестиваль “Мцыри“, финалистами которого становились упомянутый выше Арс-Пегас, Алексей Шмелев, Александр Антипов, Александр Адамов, Алёна Синица и другие молодые авторы.

Кроме того, уже два года проходит “Филатов-фест“. Его создатель, актер, режиссер и поэт Влад Маленко ищет творцов, которым свойственно филатовское отношение к жизни – и весёлое, и задумчивое. Отбор проходит в десять туров, а финалисты выходят на сцену Театра на Таганке.

Фото: rewizor.ru

Кстати, в октябре этого года произошло открытие Московского театра поэтов, художественным руководителем которого является Влад Маленко. Казалось бы, поэт – натура свободная, он не согласится заключать свое творчество в рамки чужого сценария. Однако Владу удается создать мистерии, в которых каждое стихотворение включается в общую канву. Каждое слово работает на благо режиссерской задумки. Сейчас Театр поэтов готовится представить публике спектакли “Шпаликов”, “300 лет Сумарокову”, а также действие “Влад Маленко и 17 поэтов весны”, премьера которого пройдёт в январе следующего года. В Театре поэтов задействованы такие авторы как Арс-Пегас, Александр Антипов, Алёна Синица, Юлия Мамочева и Вениамин Борисов.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что русская поэзия жива. В столице и в провинции люди пишут, читают свои стихи в библиотеках и во дворах. Кто знает, возможно, кто-то из наших современников лет через пятьдесят войдёт в учебники литературы в качестве классиков. Время покажет.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Инна Чурикова: королева и купчиха, баронесса и ткачиха
Премьера в Рязанском театре драмы: "Доходное место" Александра Островского
Крещенский фестиваль в Новой опере. История Фауста.

В Москве

Встреча с театром
В Москве пройдет спектакль "Рабочий и колхозница. Гала. 85 лет любви"
Прогулка по цехам: музыкальная переквалификация
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть