Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Сергей Лукьяненко: творец вселенных, конструктор сеттингов

11 апреля 2023 года российский писатель-фантаст Сергей Лукьяненко празднует свой 55-летний юбилей.

Сергей Лукьяненко. Фото: mk.ru
Сергей Лукьяненко. Фото: mk.ru

Главный герой повести Майн Рида "Морской волчонок", двенадцатилетний Филипп Форстер, был до беспамятства влюблен в море. Он мечтал стать юнгой, глазел с берега на огромные морские суда, мастерил игрушечные кораблики – а потом тайком забрался в трюм торгового корабля и поплыл в открытый океан. Через сотню лет увлеченный научной фантастикой советский школьник Сережа Лукьяненко создаст свой первый игрушечный "кораблик", записав в тетрадке небольшой рассказ, а немного позже – поплывет в мир большой литературы. Еще и станет капитаном: популярнейшим в России писателем-фантастом, сценаристом, руководителем творческих мастерских.

Сергей Лукьяненко познакомился с фантастикой в возрасте пяти (!) лет. Освоив чтение, он уже не расставался с книгой: "Отношение к книгам было трепетное". Первыми кумирами будущего писателя стали Иван Ефремов и братья Стругацкие, но литературный кругозор мальчика не замыкался внутри фантастического жанра. На домашней полке стояли и Гюго, и Диккенс, и другие крупные авторы, обязательные для каждой культурной семьи самой читающей страны мира.

Сергей Лукьяненко в детстве и сейчас. Фото: biografii.net
 
Жизнь вполне безальтернативно готовила Лукьяненко к медицинской профессии: все взрослые в его семье были врачами. Лишь окончив мединститут и поработав в течение года врачом-психиатром, Сергей Лукьяненко решится связать жизнь с литературой. К 1993-му году, когда доктор Лукьяненко снимет белый халат и сядет в кресло замредактора журнала фантастики "Миры", у него уже будет несколько журнальных публикаций и опыт участия в писательских семинарах.
 
Творческий путь писателя-фантаста не избежал вмешательства судьбы: признанный мастер советской фантастики Сергей Снегов буквально взял молодого Лукьяненко за руку и подвел к знаменитому Киру Булычеву, а тот включил рассказ неизвестного автора в свой сборник "Мир приключений". Попасть в этот сборник было мечтой каждого начинающего писателя. Сборник был подготовлен, но публикации не случилось. "Я вычитал гранки, но книга не вышла: издательство развалилось", – вспоминает Сергей Лукьяненко в одном из своих интервью.
 
Сергей Лукьяненко верит в фортуну: она важна для каждого писателя. "Когда я играю в компьютерные игры, где можно распределять абилки, скиллы – удачу обычно вкачиваю на максимум", – признается он.
 
Похож ли Лукьяненко на ловца удачи? В многочисленных видеоинтервью перед нами предстает спокойный, доброжелательный и по-хорошему немногословный человек, четкий и точный в ответах, лишенный писательской словоохотливости. Стиль одежды – сдержанный, без деланной моложавой небрежности. Поведение – невозмутимое: ни творческого кокетства с интервьюерами, ни заготовленных писательских баек. Облик Лукьяненко производит впечатление полнейшей адекватности. Он скорее похож на руководителя современного типа: командного игрока, действующего по принципу "win-win".
 
Так оно и есть: Сергей Лукьяненко – вовсе не писатель-отшельник, а самый настоящий капитан команды. Даже команд. Лукьяненко ведет литературные мастер-классы для новичков, руководит межавторскими проектами, в которых можно писать свои истории в рамках определенного "сеттинга": сконструированной самим мастером художественной вселенной.
 
Что же это за вселенная? У Лукьяненко их много.
 
Прежде всего, знаменитая вселенная Дозоров, разновидность городского фентези. Ее идея такова: среди нас, обычных людей, живут и борются друг с другом "Иные": светлые и темные волшебники, оборотни, ведьмы, маги, вампиры.  

Кадр из фильма "Дневной дозор". Фото: mir-dozorov.com 
 
В цикле "Диптаун" художественный мир разделен на реальное и виртуальное пространства, спорящие о том, какое из них истинно.
 
В цикле "Пограничье" Земля – лишь лепесток в похожей на цветок системе планет, в которой перекресток всех космических путей – планета Центрум – поражена катастрофой и отброшена в прошлое.
 
Вселенная цикла "Работа над ошибками" – это система параллельных миров, и все они, вместе с тем, в котором живем мы с вами, – черновики, тестовые версии настоящего мира, имя которому – Земля -1.
 
Описывая миры, созданные Сергеем Лукьяненко, не удается избежать слова "система". Это неслучайно. Сам писатель утверждает, что образование помогает человеку (и не в последнюю очередь писателю) смотреть на мир системно. Получив едва ли не самую интенсивную разновидность высшего образования – медицинскую, Лукьяненко без усилий создает художественные пространства, в которых все элементы связаны между собой. "Внести в мир неожиданное, фантастическое допущение" – так объясняет писатель свой метод.


Лукьяненко за письменным столом. Фото: foma.ru
 
Совершенно естественно, что поклонникам волшебных миров Лукьяненко, поверившим в их законы, не терпится творить самим. Прекрасно! – заявляет лишенный снобизма знаменитый фантаст – и создает межавторский проект, в который приглашаются все, кому хочется попробовать себя в роли начинающего писателя. Молодые авторы пишут истории в заданных Лукьяненко координатах, лучшие их работы получают литературные премии, публикуются в виде бумажных книг и встают на полки крупных сетевых магазинов.
 
Рассказывая в интервью о проекте "Дозоры", писатель делится желанием дать своим читателям возможность увидеть уголки мира, которые не описал он сам. Это могут быть места и события, далекие от главного героя – Антона Городецкого – возможно, и вовсе случившиеся в другом времени. К молодым авторам есть два требования: держаться системы координат и писать хороший текст. Лукьяненко отмечает: хороший текст виден по первым двум страницам. Это ясно не только профессионалу, но и всякому читателю. "Читатель не дурак", – уверен Лукьяненко.
 
Сергей Лукьяненко – один из самых открытых к соавторству и любому совместному творчеству российских писателей. Природа его таланта противоположна сэлинджеровскому затворничеству и набоковскому эстетизму. Он охотно передает свои произведения в руки продюсеров, режиссеров, сценаристов, не боясь, что их извратят или тривиализируют. Он обладает современным и не столь характерным для литераторов проектным мышлением. Неправильно говорить, что Сергей Лукьяненко пишет  книги – он создает проекты: фильмы, сериалы, настольные игры, аудиоспектакли – и чем большего охвата добьется проект, тем лучше.
 
Интересно, что из множества созданных фантастом вселенных не каждая готова вырасти в крупный проект. Вселенная "Дозоров" вариативна, в ней есть возможность для любых событий. Бывают более художественно узкие пространства: например, постапокалиптические, в которых все самое значительное уже случилось в прошлом. Сергей Лукьяненко управляет своими вселенными, как это делает умелый бизнес-руководитель (тот самый, стиля win-win): развивает или ставит на паузу, делает сам или делегирует.

Встреча с читателями в Красноярске. Фото: photo.sfu-kras.ru
 
Как рождается проект? Согласно откровению писателя, идея приходит сама. Но вслед за творческим озарением всегда необходима кропотливая работа по прорисовке мира – так, чтобы персонаж естественно и правдоподобно вел свою повседневную жизнь: передвигался, общался, пользовался предметами и т. д. Любой роман писателя отличается пристальным вниманием к мелочам (возможно, каждый русский писатель несет в душе чеховскую деталь).
 
Лукьяненко сравнивает литературный труд с работой витражиста: из идеи вырастает каркас, который нужно заполнить разноцветными стеклышками. У каждого писателя свой набор красок. Один тяготеет к пастели или монохрому, другой – к блесткам и люминесцентным цветам. Несмотря на это, в работе со словом (как, вероятно, и в любой серьезной профессии), по мнению Лукьяненко, требуется профессионализм. Именно поэтому писателю важно… писать. Хотя бы по полстраницы в день.
 
Перу писателя-фантаста принадлежат более двухсот романов, повестей и рассказов. Сергей Лукьяненко – лауреат многих литературных премий, таких, как "Аэлита", "РосКон", "Звездный мост", "Мир фантастики".

Сергей Лукьяненко с премией "Аэлита". Фото: tele.ru
 
В одном из многочисленных интервью Лукьяненко признается, что в своих литературных мастерских любит учить именно тех, кто пытается создать позитивный образ будущего. Что ж, пожелаем любимому писателю и его последователям успеха на этом пути. Пусть сбываются все добрые пророчества!
 
С юбилеем, уважаемый Сергей Васильевич, будьте здоровы, пусть воплощаются самые смелые творческие замыслы! 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть