Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Каково быть современной Вангой

"Книжная лавка Ревизора.ru" представляет повесть Вадима Федорова "Ясновидящая".

Вадим Федоров. Фото из личного архива.
Вадим Федоров. Фото из личного архива.

"Из-за угла аллеи, как буквально каких-то двадцать или тридцать минут назад, выскочил сторож с дубинкой. Но гнался он не за Светланой, а за бабой Зиной. Баба Зина была постарше Светы, и прыти у неё было поменьше. Поэтому сторож успел пару раз огреть по спине Зину, прежде чем она забежала в спасительную толпу жильцов своего дома".

Я очень смеялась над этим "кладбищенским" эпизодом повести Вадима Федорова "Ясновидящая". Тоже мне, "над вечным покоем" – бегают с дубинками, базарно ругаются, оправляются на могилы (за то сторож и гневается)… Да, юмор не то чтобы изысканный, восходящий к балаганному представлению с Петрушкой почти дословно – вплоть до дубинки в руках кладбищенского сторожа. И это обращение к народной смеховой культуре, честно говоря, порадовало. Давно мне не было от чтения так просто весело!.. Этот угарный эпизод в недлинной повести – далеко не единственный. Но дело не только в выстраивании приключенческой линии в духе комедии положений, благодаря которой текст Федорова "звучит" в юмористическом ключе, хотя изначально он вроде бы мистическая повесть, но и в контексте, в котором появляется эта работа.   

Повесть Федорова "Ясновидящая" вообще рассчитана на буквальное прочтение. Ее название совершенно точно: она о женщине, открывшей в себе провидческий дар. Внезапно и не к месту.

"Дар у Натальи Васильевны обнаружился не сразу. Она была самым обычным зубным врачом в местной поликлинике. Очень хорошим врачом. С золотыми руками и отзывчивым сердцем, как о ней однажды написали в местной газете.

Первый случай ясновидения произошёл с Натальей Васильевной года за два до её выхода на пенсию. На новогоднем корпоративчике.

… Наталья Васильевна выпила рюмку, другую, да вдруг застыла. Глаза у неё остекленели, рот чуть приоткрылся. …Она … пожевала губами и вдруг выдала каким то бесцветным металлическим голосом свою первую пророческую фразу.

- Главврача через месяц уволят, - сказала Наталья Васильевна.

- С чего это вдруг? – отозвался сидевший во главе стола главврач.

- Потому что завхоза посадят, - всё тем же металлическим голосом ответила Наталья Васильевна".

Разумеется, все произошло именно так, как напророчила Наталья Васильевна. При этом сама провидица после "сеансов ясновидения" не помнила, что с нею происходило в те секунды, пока она видела будущее и вещала. И еще она не могла искусственно заставить себя заглянуть в будущее, ввести себя в транс или как-либо иначе настроиться на волну прорицательства. Это важно для повествования! Если бы Наталья Васильевна могла вещать по собственному желанию, перед нами была бы либо абсолютная фантастика, либо авантюра о ловкой мошеннице. Автор же сосредоточился на том, что ясновидящая – жертва "обстоятельств непреодолимой силы", какого-то каприза мироздания, сделавшего ее пророком. А поскольку нет пророка в Отечестве своем, то провозвестия Натальи Васильевны порождают другие чудные обстоятельства. Эти-то комические приключения – опорные для действия.

В повести четыре главы – я бы назвала их новеллами, объединенными общими героями, но самостоятельными по сюжетам. "Наталья Васильевна и кладбище", "Наталья Васильевна и пансионат", "Наталья Васильевна и Белый Великан" и "Наталья Васильевна и жильцы". В каждой новелле происходит ровно то, что отражено в заголовке. Разве что "Наталья Васильевна и Белый Великан" поначалу интригует – да и то, возможно, не всех, а лишь тех читателей, кто далек от сельского хозяйства и не имеет своей "фазенды". Ибо таинственный Белый Великан – всего лишь порода кролика. Породистый крол-производитель сбегает из хозблока военной части, которой командует муж лучшей подруги Натальи Васильевны, кстати, напророченный этой подруге нашей же ясновидящей. С помощью современной Ванги военные находят не только кролика Велика ("Тот сидел на пути у умной машины и грыз оплётку одного из кабелей",  "связанных друг с другом, по которым текла информация, представляющая государственную тайну"), но и "крота" в части, сливающего секретные данные шпионскому центру.

Остальные главы четко соответствуют названиям. На кладбище Наталья Васильевна и все прочие жильцы дома провожают в последний путь усопшую Клавдию Андреевну, и ясновидящая спонтанно изрекает: "Следующий, кто умрёт, будет тот, кто первый выйдет из ворот этого кладбища". Натурально, все, слышавшие пророчество, боятся покинуть город мертвых. Ожидание развязки затягивается, доставляя жильцам массу неудобств физиологического свойства, а читателям – "черную комедию". Среди ночи уставшая Наталья Васильевна первой выходит из ворот кладбища, а за ней с облегчением валит толпа. Несмотря на хэппи-энд, выясняется, что пророчество все же было верным… Но я не буду выдавать, каким образом.

В пансионате Наталья Васильевна пытается отдохнуть от потрясений, которые принес с собой ее неожиданный талант – ведь к ясновидящей толпами идут люди и все требуют пророчеств, да не абы каких, а хороших!.. Но во время ужина она изрекает очередное, весьма пикантное предсказание, и комедия положений тут развивается в сторону эротическую. На волне любовной путаницы Наталья Васильевна разводится с мужем – а в последней новелле, "Наталья Васильевна и жильцы", они мирятся. В этой же истории Наталья Васильевна идет на сделку с обществом – устраивает сеанс одновременных предсказаний группе жильцов дома и каждому говорит именно то, что ему нужно услышать, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Поскольку слава ясновидящей непоколебима, ей все верят. Баба Зина настраивается на то, что она проживет еще "тридцать лет и три года, и шестнадцать дней, начиная с сегодняшнего". Падкая на мужчин Света, молодая мама и неверная жена, получает такую угрозу насчет супружеских измен, что навеки зарекается кокетничать. Чрезмерно скромным Саше и Алле Борисовне Наталья Васильевна, наоборот, предрекает совместное счастье – и они его получают. И все это происходит к всеобщему удовольствию, включая читательское. Потому что "Ясновидящая" повесть очень добрая, написанная с любовью к людям, а не с негативом и даже не с ехидством.  

Интонация меня и подкупила. Здесь пора сказать о контексте. Повесть Федорова, пожалуй, нетипична для текущей русской литературы. Ее отличает прямота замысла и исполнения, о которой я уже говорила выше. Слог повести оптимально соответствует сюжету в манере бытописательства, здесь нет особых литературных экзерсисов, попыток усложнить текст или "подпустить художественности". Единственный постмодернистский ход автор допускает в финале. Он вводит в повествование персонажа с собственным именем – Вадима Федорова. Тот приходит "на прием" к Наталье Васильевне и спрашивает о своем будущем – а она предсказывает ему Нобелевскую премию, и они вместе решают, что это будет премия по литературе. После чего риэлтор Федоров и вправду начинает писать. "Уснул весь дом. Не спал лишь Фёдоров. Он сидел перед ноутбуком и стучал по клавишам. Он писал. Писал рассказ о любви. До самого утра". Это самая последняя фраза повести. Вот и еще одно доброе дело сделала стоматолог на пенсии Наталья Васильевна…

Кроме появления автора в виде персонажа, других специальных приемов "Ясновидящая" не содержит (если не воспринимать как прием простоту, что не исключено). Истории динамично перетекают друг в друга. Язык автора, описывающего все повороты сюжета от третьего лица, разговорный, а персонажи в прямой речи позволяют себе конкретные выражения (не мат), что только придает рассказу правдоподобия. Как и узнаваемая типичность "среды обитания" этих самых персонажей. Новая Ванга живет в непоименованном среднестатистическом городе, окруженная самыми обыкновенными людьми, при этом они симпатичные, даже те, кому в повести уготованы неприятные роли.

Бытописательство в российском литературном мейнстриме обычно символизирует унылое и убогое существование, служащее почвой для каких-то "жестких" приключений или же интеллектуальных умозаключений. Оно связано с писательским негативом. Возможно, поэтому из современной прозы почти ушел обыкновенный человеческий юмор, пусть даже и незатейливый. Сегодняшняя русская проза – это, в основном, литература преодоления травмы, проговаривания своей боли, погружения в психоанализ… Все это достойно – однако иногда хочется получить от чтения просто приятные эмоции. Посмеяться, как в балагане Петрушки или над фильмами Леонида Гайдая.

Юмор в отечественной литературе еще с советских времен переродился в сатиру, и это еще одна из мощных тенденций. Федоров тоже позволил себе несколько политических шуточек (про "Новичок 6", которым якобы заражен сбежавший кролик, чтобы окрестный народ не вздумал его сожрать, а вернул в часть, и еще парочку реплик в таком духе), но не они "делают погоду" в его книге. И к ясновидящей, и к наивным обывателям, которые тянутся к Наталье Васильевне в надежде получить от нее "благословение", автор относится без сарказма. Подтекст у повести тоже весьма простой: не надо ждать милостей "от природы", от миропорядка, каждый человек – сам творец своей судьбы. Да, этот вывод не назовешь открытием – и все же он не только имеет право на существование, но и даже обязан присутствовать в литературном процессе. Писательства ведь этот постулат тоже касается!..

Если издание только предстоит, посоветовала бы автору сделать один простой шаг, чтобы текст стал еще лучше: дать его корректору. Редактору тут делать, по сути, нечего, а вот скучные нормы русской грамматики не всегда успевают за живым изложением автора. А если книга уже выпущена, поздравляю ее будущих читателей, которым смех продлит жизнь.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Русский сюжет. О новых рассказах Татьяны Жирковой.
Постичь Вечность. О книге Елены Сафроновой "Тяжкий путь избранных".
По любви. О книге Елены Сафроновой "Улица с фонарями".

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть