Книга гражданской и философской поэзии "Муза самозаточения" (АО "Тюменский дом печати", 2022) – первая в цикле стихотворных книг, названия которых содержат слово "Муза". Во вселенной поэтики Шамсутдинова муза – не только божество, покровительствующее тому или иному искусству, источник вдохновения или переносное значение понятия творчества. Это сама жизнь поэта, особенность его существования. В книгу "Муза самозаточения" вошли стихи автора, написанные в 2019-2022 годах – в период, ознаменовавшийся для всей земли пандемией коронавируса.
Фото обложки предоставлено автором.
Стихотворения, объединённые этой тематикой, опубликованы в первой книге из серии "Муз", а произведения тех же годов на другие темы составили следующие книги, художественно, эстетически и идейно продолжающие обращение поэта к читателям. В эти дни Шамсутдинов, словно хроникёр, запечатлевал состояние окружающего мира с его прогрессирующей тревожностью и законодательными запретами, в числе которых была и обязанность постоянно находиться дома. Однако истинный стихотворец превратил это обязательство в пиршество самой настоящей Музы и, словно бы "в режиме особой готовности", улавливал все изменчивости социума и судьбы и отражал их в поэтических строках. О том, как поэт, соблюдая режим самоизоляции, одновременно пребывал на собственном Парнасе, гласит уже первое стихотворение в книге, которое хочется привести целиком:
Нет, я не Лермонтов – другой
поэт, стреножен карантином:
И ни пирушки огневой,
и не наведаться к феминам…
По преходящему скорбя,
не исключают пораженья:
чем горше правда бытия –
исповедальней откровенья:
ввергая в безысходность, в страх,
надсадней помыкая нами,
царит смятение в умах,
ползущее материками…
Неужто не про нас – Парнас?
Но, засупонен чёрствым бытом,
ржёт застоявшийся Пегас
и бьёт лирическим копытом…
Многоголосый, как клавир,
весь – воплощенье пантеизма,
живодарящ подлунный мир
под оптикою оптимизма.
В укор злокозненной весне –
неиссякаемее просинь,
ведь в прослезившемся окне
мерцает Болдинская осень…
Несмотря на перечисление "лишений", которые принёс с собой период пандемии коронавируса, стихотворение звучит в мажорном ладе и по-хорошему "заражает" своей экспрессией.
В названии "Муза самозаточения" можно расслышать и ироничную ноту. Это не будет ошибкой: среди многих граней таланта Николая Шамсутдинова есть и дар сатирического слова. Даже приведённое выше стихотворение со своей "оптикою оптимизма" отсылает к богатому потенциалу дней самоизоляции, когда люди оставались наедине со своими мыслями, но поэт из ограждения четырёх стен выходил в космос. А насчёт иронии – она у автора порой бьёт ключом. Чего стоит обращение к пишущей машинке!
Как наперсница яви, ссылаемой в ссылки
к Тациту, ты, реликт бытия, а не быта, –
возвращаема воспоминаньем из ссылки,
пиш.машинка, что за интернетом забыта,
ведь векуешь, держа, конфидентка, удары
эволюции…
А вот и ещё один иронический взгляд: гостьи из античности, запросто встреченные стихотворцем в обстоятельствах, казалось бы, самых бытовых и банальных:
В домике, что при парке, пряжу сучат две Парки.
В дряблых лаврах, платанах – переизбыток лимфы.
Скукою оплывают статуи – перестарки.
Тут бы петлю покрепче, если б не эти нимфы…
О, как частит, свихнувшись, пульс!
В безразличной аорте –
красные мурашки. Смехом пропитан полдень.
В белом, царят над сеткой нимфы на знойном корте.
Будь я, к примеру, ветром, юбки б повыше поднял.
Вообще, апелляции к античности – один из выразительных приёмов поэтического языка Шамсутдинова. Они могут быть как прямыми, названными в стихах, как, например, имена богов из древнегреческого пантеона, наименования мифологических существ или река Стикс, так и опосредованными, выраженными в форме и слоге. При том, что автор умело владеет многими поэтическими техниками, особенно близки ему эксперименты с античным наследием поэзии: восьми- и шестнадцатистишиями, гекзаметром, длинными строфами, состоящими из одной разветвлённой фразы… Всё это не случайно: помимо того, что поэт зачастую размышляет подобно античному философу, он не забывает и о том, что античность у думающего читателя (а именно с таким ведёт диалог Шамсутдинов!) ассоциируется с "Золотым веком", эпохой мудрости и героизма.
В ночь, сосредоточенней суровое бденье
за Тацитом, претором, ведь, искони
наставник рефлексий, самозаточенье –
самоистязанью (?) сродни… Эти дни
не топят в фиале, клонясь к пасторали:
с броженьем замшелых коллизий на дне,
самозаточенье в фиале – едва ли
из фабул, играющих автором… Вне
и смысла, и логики, но, в назиданье,
из памяти сущего выставлен, стар
сатирам и нимфам (?), своё дарованье
всё чаще приносишь забвению в дар.
Так, въявь безразличие масс постигая,
при тех же феминах, зовущих под зонт,
душа забывает себя, простирая
своё обаяние за горизонт…
С помощью отсылок к историку и писателю давно минувшей эпохи, заложившей, однако же, незыблемые устои культуры, искусства и философии человечества, художник слова не только проводит дерзкие, поражающие масштабом исторические параллели между эпохами, но и ведёт подробную, психологически выверенную и прописанную хронику своего состояния, становящуюся ни чем иным, как философией души…
Не перечесть тем, которые поднимаются в стихах данной книги Шамсутдинова, как и образов, и метафор, помогающих художнику формировать у читателя явственные и зримые представления собственных мыслей, фактически – овеществления философии. Вместе с тем, на мой скромный взгляд, можно выделить одну магистральную тему поэта: стремление пробудить в человеке душу. Когда он говорит читателю:
Залучим автономной зимою
сурдо-цивилизации, не клади на уют:
сколько, кукиш среде, ни тягайся с судьбою, –
поражения об-ла-го-ра-жи-ва-ют, –
это призыв к осознанию внешнего мира, суженного коронавирусом до квартиры, но вместе с тем и совет обратиться к его, читателя, собственному внутреннему миру.
Ведь постижение себя – в какой-то мере и есть умение противостоять вызовам мира большого, наружного ("…правит бал мимикрия / "микро", и – непременно под "макро", пока / гравитация текста – вне смысла"). Для Шамсутдинова способность самопостижения очевидна: это творчество.
Автор создает стихи постоянно, это его поэтическое дыхание, и щедро делится ими с читателями.
Его тексты открывают для нас новые горизонты не только поэзии, но и самосовершенствования. Даже если они воспринимаются с первого взгляда пессимистично:
В окно скребётся ветка, на ночлег,
должно, просясь… В полуночи, к концу
кромешного сезона, дождь и снег,
внезапные, сошлись лицом к лицу.
На дюнах, переняв уменье ткать
у вещих прях, со стужей по углам,
юродствует в ночи ненастье, мать
метаморфоз, при слабости к зонтам,
темно обвисшим… Провожая год,
метёт полами, луж не обходя,
жизнь, вне себя, мучительная, от
фантасмагорий снега и дождя
Безусловным достоинством поэтики автора является богатая палитра цветописи, простирающаяся от самых тёмных и строгих оттенков до самых лучезарных. Его метафоры, благодаря точной психологической простроенности, отличаются прихотливостью, порой одна метафора "разворачивается" на целое стихотворение. Посмотрите, как Николай Шамсутдинов сравнивает написание стихов с виноделием! Лично мне это стихотворение сразу бросилось в глаза ликующим спектром красок и победительной интонацией финала:
Выпукло – сумрачны, синие, как в предгрозье
над неумолчной долиной, – искус гортани, –
с лоз изнемогших срезаны, грузные гроздья
мраком пока сочатся, в давильном чане
преображаемы в алые гулы. Броженье
токов стоустых играет в сосудах тесных
и вымывает, влажное, из забвенья
древние навыки и родовые песни.
Гул до полуночи, не досаждая слуху,
весь восприемлем – дыханьем работы умелой,
мир пропитал.
И глухо подтянешь, по духу,
по необоримой тяге – брат виноделу.
Не потому ль, обращаясь в него, ночами,
ибо бессонная жажда в права вступила,
мнёшь его, слово, словно в давильном чане,
чтобы верней и крепче в голову било?..
Подводя итоги. Книга Николая Шамсутдинова "Муза самозаточения", а также две следующие книги из серии "Муз", приведут читателя в поэтический космос, с которым не захочется расставаться.
Николай Миркамалович Шамсутдинов – советский и российский поэт, прозаик, публицист, сатирик, переводчик, председатель правления Тюменского регионального представительства "Союза российских писателей" (объединяющего литераторов Тюменской области и автономных округов ХМАО-Югры и ЯНАО), сопредседатель Правления СРП по Сибири и Дальнему Востоку, член Творческого совета Ассоциации союзов писателей и издателей России, Заслуженный работник культуры РФ, лауреат целого ряда престижных литературных премий. Публикуется с 1976 года. Автор 63 поэтических книг, 11 из которых изданы за рубежом. Стихи Николая Шамсутдинова переведены на древнетюркский, английский, армянский, белорусский, грузинский, датский, чешский, словацкий, французский, немецкий, татарский, чеченский и другие языки мира.
Сегодня, 26 августа 2024 года, Николаю Миркамаловичу Шамсутдинову исполнилось 75 лет. Дорогой Николай Миркамалович! Редакция портала "Ревизор.ru" сердечно поздравляет Вас со знаменательной датой, желает крепкого здоровья, радости и бодрости, творческого долголетия и новых книг, знакомящих читателя с Вашей поэтической Вселенной! От себя лично автор этих строк хотел бы сказать, что Ваше творчество – одно из наиболее заметных художественных явлений "текущей" поэзии, и мы можем только гордиться таким современником!