"Парадокс Скворца" по пьесе "Амстердам" Майи Арад Ясур. Театр имени Маяковского. Малая сцена. Режиссер Ирина Васильева.
14 июня 2024
Объявлена деловая программа VI фестиваля российских сериалов "Пилот"
14 июня 2024
Четыре мушкетёра и рояль
14 июня 2024
"Катапульта" по одноименной пьесе Дмитрия Богославского в Центре Драматургии и Режиссуры (Площадка "Сокол"). Режиссер Дмитрий Богославский.
13 июня 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Звериное братство и тёмная материя

"Книжная лавка "Ревизора.ru" представляет книгу "Камень Забвения", шестую из книжного сериала "Братья по стилю" Алексея Царегородцева.

Фото обложки книги "Камень Забвения" - с сайта проекта.
Фото обложки книги "Камень Забвения" - с сайта проекта.

Алексей Александрович Царегородцев – писатель из Новосибирска, знаток восточных спортивных единоборств и отец двоих детей. Сочетание этих факторов биографии с оригинальным взглядом на мир и творческим потенциалом, который Алексей ощущал в себе с детства, привело к тому, что он приступил к написанию книжного сериала "Братья по стилю". На сегодня в этом проекте вышло уже шесть книг. Шестую часть, "Камень Забвения", представляет читателю "Книжная лавка "Ревизора.ru".

Для начала надо рассказать обо всём книжном сериале Царегородцева. Сочинения под брендом "Братья по стилю" выходят в свет уже несколько лет и успели снискать профессиональное признание. Так, в 2021 году Алексей вступил в Союз детских и юношеских писателей России. В 2021 четвёртая часть проекта "Братья по стилю" стала призёром на межрегиональном конкурсе "Книга года: Сибирь – Евразия - 2021" в номинации "Лучшая книга для детей и юношества". Российский Союз Боевых Искусств оценил творчество писателя благодарностью за содействие в развитии и популяризации боевых искусств для подрастающего поколения. У автора есть и другие знаки отличия от спортивных федераций, полученные за вклад в пропаганду единоборств посредством детской художественной литературы.


Алексей Царегородцев. Фото: licensingrussia.ru

Но для детского писателя, наверное, важнее не признание взрослых, а интерес детской аудитории. Многосерийные похождения зверят-спортсменов и их мудрых, а порой и волшебных наставников вниманием ребят не обижены. Дети и подростки ждут всё новых книг о приключениях юных единоборцев (своих ровесников!), и автор не обманывает их ожидания. Как информирует пресс-служба проекта "Братья по стилю", в апреле 2023 года в свет выйдет 7-я часть сериала, в июне планируется появление 8-го эпизода.

"Братья по стилю" – единственный литературный, а в перспективе анимационный проект, развивающий и представляющий в художественной форме боевые искусства в нашей стране. Тогда как единоборства в России весьма популярны. В наши дни по стране существует более 15 тысяч школ и секций по этим видам спорта, где занимаются около 23 миллионов ребят в возрасте от 3 до 18 лет. Художественным образцом для подражания для маленьких спортсменов становятся зарубежные мультфильмы: "Кунг-фу Панда", "Черепашки-ниндзя" и другие подобные. Но наши авторы способны рассказать и показать историю не хуже "Кунг-фу Панды", что и доказывает проект Алексея Царегородцева. Ведь герои "Братьев по стилю" стали первыми российскими персонажами, которые представляют боевые искусства. Книжная серия имеет большое патриотическое и воспитательное значение.

Сериал "Братья по стилю" не переносит "на русскую почву" типичных героев саги о единоборствах. Его персонажи, а также антураж и сюжет истории вполне интернациональны. В цикле историй действуют экзотические звери – спортсмены и их наставники, носящие соответствующие имена: Горностай Грей, Мангуст Манго, Скунс Стинки, Черепаха Оскар, тигр Амур, Леопард Леон, Лев Лорд, Хамелеон Дубрава (главная "светлая" волшебница на протяжении всего сквозного сюжета сказки) и другие. Этим положительным героям противостоят постоянные антагонисты: Бобр Боб, Крокодил Кайман, Варан мистер Смут и т.д. Основным местом действия служит совершенно сказочная Зелёная долина, которая может располагаться где угодно. Можно назвать ее царством воображения. В этом царстве дислоцированы спортивный лагерь, где тренируются зверята, поляна, на которой живет колдунья Дубрава, плотина злого Бобра, горный оазис, старый замок с угодьями и многие иные урочища, хранящие свои тайны. На скептический взгляд взрослого, лагерь мастеров восточных боевых искусств не очень сочетается  со средневековым замком из готического романа; но в пространстве фантазии ребенка все эти элементы сочетаются легко и непринужденно, так же естественно, как добро побеждает зло. Значим сам факт, что в отечественной детской литературе возникла собственная вариация на популярную тему единоборств, и она содержит мощное идейно-нравственное начало. Хороших детских книг много не бывает. Хорошей я считаю книгу, демонстрирующую единство формы, содержания и увлекательности.

Как и положено вертикальному сериалу, в каждом эпизоде "Братьев по стилю" разыгрывается отдельный сюжет, связанный с конкретной проблемой, которую предстоит решить зверятам-бойцам. Сквозной мегасюжет всего проекта – обучение единоборцев. Оно сводится не только к премудростям боевых искусств и тому, как занятия спортом пригодятся в повседневной жизни, но и к постижению заповедей Бытия. Такая стратегия удачна, так как может сделать повествование почти бесконечным. Животные-наставники учат своих подопечных тайнам природы, основам мироздания, а также верным принципам жизненной философии. Ненавязчива, но очевидна мысль, что спортивный командный дух, дисциплина и взаимовыручка помогут в любой ситуации. Наконец, маленьким единоборцам прививается кодекс чести. Они безошибочно отличают хорошее от дурного, правильное от сомнительного, подлинное от ложного. По тексту устами разных героев изрекаются непреложные истины, которые помогут жить по законам чести: "Запрещается применять силу: толкать соперника, ставить подножки и кусаться", "Никогда не недооценивайте своего противника!", "В жизни нужно заслужить право на то, что даёт природа". Книги Царегородцева воздают должное и важной сейчас экологической теме: они проводят мысль о безусловном уважении, даже преклонении перед природой, которое окупится сторицей.

Список референсов к сериалу Царегородцева я бы расширила американским мультфильмом 2006 года "Лесная братва" компании DreamWorks от режиссёров Тима Джонсона и Кери Киркпатрика с его девизом "Ребята, надо делиться!" и гимном "командному поведению". Совместно животные добывают у людей еду на всю "лесную братву", тогда как поодиночке опасались голодной смерти.

В шестой части сериала "Камень Забвения" зверята встречаются с волшебством и постигают тайны Вселенной. Одна из первых презентаций "Камня Забвения" состоялась в формате творческой встречи Алексея Царегородцева с учениками одной из новосибирских гимназий в Центральном Сибирском геологическом музее. Геологический музей был выбран потому, что в сюжете шестой книги фигурируют удивительные камни – "обыкновенные" драгоценные самоцветы и Камень Забвения: "…красный, прозрачный, как кристально чистая вода". Так как он состоит из "тёмной материи", то способен уничтожить весь мир. Нечто подобное уже произошло в предыдущих книгах сериала: когда Камень Забвения оказался в лапах варана Мистера Смута, и тот начал эксплуатировать волшебный атрибут, не ведая, как правильно обращаться с ним, бесследно исчезли все обитатели замка. С тех пор замок пустует, но Камень Забвения схоронен где-то в нем, и добрым героям надо его найти, опередив негодяев… Наличие в сюжете магического артефакта мощнейшей силы и противоборства за него у меня вызвало ассоциации с "Братством Кольца" Джона Толкина. Многообещающая параллель, ведь сага Толкина живет в культурном пространстве уже скоро сто лет. Надеюсь, что и книгам Царегородцева суждена долгая популярность.


Презентация в Геологическом музее. Фото: licensingrussia.ru

Истории в сериале "Братья по стилю" развиваются стремительно и занимают немного времени в художественной реальности книги. От момента, когда злобный Кайман и мучимый жаждой всевластия Боб посылают своих приспешников добыть чудодейственные предметы, и до момента, когда персонажи, сражающиеся на стороне добра, срывают коварные планы силой, смекалкой и взаимопомощью, прошло самое большее три дня. Но в них вместилось много событий. Такая динамичность и быстрая, практически уже мультипликационная смена эпизодов, думаю, понравятся юным читателям. Текст книги вообще "зрелищный".

Алексей Царегородцев предъявляет высокие требования к самому себе как к автору: "Я хочу, чтобы юный читатель смог прочувствовать каждый момент истории. Чтобы сюжет заинтриговал до глубины души, и ему не захотелось отрываться от книги, не узнав, чем же закончится очередное приключение", - говорит он, представляя свой проект. Для этого сказочник выработал манеру письма: "Писать для детей, на мой взгляд, одновременно легко, сложно и ответственно. Легко, потому что можно писать простым и понятным языком, избегая замысловатых слов и оборотов". Исходя из последнего правила, раз уж писатель сам о нем говорит, позволю себе небольшое замечание. В начале "Камня Забвения" феномен этого самого камня, на мой взгляд, объясняется слишком тяжеловесно:

" — Тёмная материя не испускает электромагнитного излучения и не вступает в контакт с ним. Это делает невозможным её прямое наблюдение. Однако, хотя частицы тёмной материи и не взаимодействуют со светом, свет исходит оттуда, где есть тёмное вещество, — Кайман покачал головой. — Согласен, для вас это звучит непонятно и, возможно, бессмысленно, но факт остаётся фактом. Всё это из области теоретической физики, которой я, собственно, прежде и занимался".

Это лишь небольшой отрывок, но и все "введение в тему"идёт вразрез с заповедями простоты и понятности. Может быть, для детей обойтись без "теоретической физики" и ее постулатов?.. Об этой науке и большинство взрослых-то знают лишь эти два слова… Да и такие пассажи, как: "…философия боевых искусств была общей. Она подразумевала практику самопознания и саморазвития, осознанность каждого движения, наполненность смыслом каждого приёма. Только так техника становится инструментом познания мира и способом самовыражения", – советовала бы автору упростить на уровне формулировок, приведя к той же динамичности и легкости, что отличают построение его сюжетов. А в целом желаю добрым и смелым зверятам многих продолжений их захватывающих приключений.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Русский сюжет. О новых рассказах Татьяны Жирковой.
Постичь Вечность. О книге Елены Сафроновой "Тяжкий путь избранных".
По любви. О книге Елены Сафроновой "Улица с фонарями".

В Москве

Программа X Книжного фестиваля "Красная площадь" 2024 на 7 июня
Программа книжного фестиваля "Красная площадь" 2024 на 6 июня
X Книжный фестиваль "Красная площадь" стартует 6 июня
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть