Фото: Государственный Эрмитаж
В Эрмитаже "нашлась" древнеримская бронзовая статуя Виктория Кальватоне, cчитавшаяся утраченной со времен окончания Второй мировой войны. Как сообщает сайт музея, скульптура представлена в Римском дворике на выставке "Виктория Кальватоне: судьба одного шедевра", организованной совместно с Государственными музеями Берлина. Выставка будет продолжаться до 8 марта 2020 года.
Как выяснилось, фигура, символизирующая победу, с 1946 года хранилась в Эрмитаже и прошла здесь курс реставрации.
История двухметровой скульптуры насчитывает уже много веков. Ее изваяли во 2-й половине II века н.э. Удивительно, что на ней до сих пор сохранилась позолота. Несколько частей статуи выкопали крестьяне в 1836 году в итальянском селении Кальватоне в Северной Ломбардии, по названию которого фигуру и "окрестили". Это шар с надписью “CIL V 4089: VICTORIAE AUG / ANTONINI ET VERI / MARCUS SATRIUS MAIOR”, на котором стоит женская фигура: память о победе императоров-соправителей Марка Аврелия и Луция Вера над варварами, где-то между 161–169 годами.
С 1840-х годов скульптура находилась в Германии, в Королевском Прусском музее (ныне — Античное собрание Государственных музеев Берлина). Там в 1844 году реставраторы отлили недостающие детали статуи по тогдашним "стандартам" для богини победы: левую руку с пальмовой ветвью, левую ногу и крылья. Аутентичны у статуи торс, голова, правая рука и шар.
До 1939 года статуя находилась в Старом музее на Музейном острове в Берлине, затем в числе прочих произведений искусства попала в Имперский монетный двор на площади Молькенмаркт. После войны она долгие годы считалась утраченной. В наше время стало ясно, что Викторию Кальватоне вывезли в СССР в числе других трофеев. При поступлении в Эрмитаж ее ошибочно внесли в инвентарь как французскую скульптуру XVII века, не слишком интересную. Только в 2010-х годах статуя стала доступной для изучения. В 2016 году Эрмитаж и немецкий музей договорились о совместном исследовании статуи по документам из берлинских архивов, так как возникли сомнения в ее "поздней" датировке. По ряду фрагментов было доказано античное происхождение фигуры.
По данным СМИ, в фондах ГМИИ им. Пушкина среди трофейных произведений искусства уже случалось находить предметы, считавшиеся погибшими. Так, сейчас в залах экспонируются слепки с Иоанна Крестителя Донателло и портрета Франческо дель Неро Джулио Маццони. Оригиналы их считались утраченными, пока их фрагменты не были обнаружены в ГМИИ в числе перемещенных ценностей. Сейчас слепки с обеих статуй выставлены в залах Пушкинского музея рядом с подлинниками, а ГМИИ в сотрудничестве с немецким Музеем Боде ведет их реставрацию.