Столетие Озы
16 апреля 2024
"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 2.
16 апреля 2024
Позывной неразборчив
16 апреля 2024
Московская консерватория представляет абонементы сезона 2024–2025
16 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

NFT и современное искусство

Корреспондент "Ревизора.ru" – о самом новом "вызове" в мире искусства.

Фото: limacharlienews.com, Graphic: Anthony A. LoPresti
Фото: limacharlienews.com, Graphic: Anthony A. LoPresti

Новая веха в мире искусства: разбираемся вместе, что такое NFT, как это работает, и зачем вообще эти NFT нужны.

Все знают, что искусство никогда не стоит на месте, в любом из его видов постоянно меняются форма и содержание, и даже само понятие “искусство” –  вечный повод для дискуссий. Как только человечество более-менее определяется с тем, что же стоит под ним понимать, обязательно приходят условные дадаисты и объясняют, почему именно человечество ошибается. 20-й век подарил нам неисчислимое количество направлений и идей, и 21-й, как мы видим, не отстает.

Поначалу даже такие вещи, как цифровая фотография, анимация и виртуальные экспозиции не воспринимались наравне с “настоящими”, материальными произведениями искусства – но сейчас уже нельзя отрицать, что созданное полностью в цифровом мире может иметь не меньшую художественную ценность, чем реальный физический объект. Виртуальный мир, начавшийся как “согласованная галлюцинация” всех людей, желавших верить в реальность компьютерной вселенной, постепенно стал неотъемлемой частью нашей жизни. Но цифровое искусство столкнулось с проблемой при попытке стать в один ряд с “нормальным”/привычным искусством - как обозначить и зафиксировать уникальность творения?
 
Раньше эта проблема не стояла так остро. Могли возникать вопросы установления авторства, но само произведение – материальный объект, который существует в единственном экземпляре. Даже если автор сам делал копию своей работы – они все равно немного отличались. Такое восприятие понемногу начало меняться с изобретением фотопленки – можно сделать много копий, но изначальный негатив все еще был единственным.

Особенностью цифровой информации, в том числе и художественных работ, является возможность создания бесконечного количества копий, неотличимых от оригинала. В глазах ценителей и коллекционеров это опускало цифровое искусство до уровня "ширпотреба".

И сегодня мы видим весьма любопытный вариант решения этой проблемы (на самом деле, пока что первый рабочий вариант). Идея возникла всего несколько лет назад, с развитием технологии блокчейн. NFT – "невзаимозаменяемые токены", – это набор информации, представляющий, например, цифровую фотографию, видео, или музыкальную запись. Когда автор загружает файл, ему присваивается уникальное значение в нулях и единицах. Это значение вычисляется другими участниками блокчейна, поэтому информация получается не сама по себе, а встроенная во всю остальную систему. И изменить ее можно, только изменив весь блокчейн – а это огромное количество связей с другой закодированной информацией, которой владеют миллионы несвязанных людей, что исключает возможность подделки токена. Получить доступ к информации, зашифрованной в токене, и распоряжаться ею может только его владелец, и этом ценность его покупки.

Для начала – несколько конкретных примеров.

Фото: Beeple, Everydays: The First 5000 Days, продано на Christie’s
 
Beeple, он же Майк Винкельманн, продал свою работу “Ежедневно: первые 5000 дней” в марте 2021 года. Винкельманн создавал по рисунку каждый день, начиная с 1 мая 2007 года, 5000 дней подряд, а потом объединил все эти работы в единое "полотно". Элитный аукционный дом Кристис продал коллаж на первом в истории аукционе NFT, проводившемся чисто цифровым способом. Аукцион, начавшийся со скромных 100 долларов, в последние минуты имел шаг в 1 миллион. Итоговая уплаченная покупателем сумма составила 69 миллионов долларов – и это третья по величине аукционная цена, заплаченная за произведение ныне живущего художника. И, разумеется, это намного дороже многих известных “настоящих” картин. Если посчитать, автор получил 13 860 долларов за каждый день работы – довольно неплохая дневная ставка!

За что же на самом деле покупатель заплатил почти 70 миллионов долларов? Фактически он купил право быть внесенным в общий реестр как владелец работы Винкельманна. Любой желающий все еще может просмотреть работу на своем компьютере и даже распечатать ее – так же, как всякий может посмотреть и распечатать копию “Моны Лизы”. Но только покупатель может заявить, что он владеет оригинальной работой. Так что даже если мы скачаем эту картину из интернета, она будет только идентичной копией, не стоящей ничего.

Важное достоинство данной технологии – крипто-художники (и не только художники!) получают возможность представить свое искусство широкому кругу желающих и продать его, если найдется ценитель. “Художник должен быть голодным”, конечно же, но все-таки четкое подтверждение авторства и возможность получить материальную компенсацию за свои произведения предоставляет большие шансы. Например, Винкельманн до появления NFT продавал свои работы, но никогда не получал за них больше 100 долларов. Теперь у многих художников появляется шанс вырваться вперед и наконец-то начать получать достойную оплату за свой талант.
  Фото: Тревор Джонс и Хосе Дельбо, “The Protector”
 
А вот еще один интересный пример. В 2020 году была продана коллекция совместных работ автора комиксов Хосе Дельбо, известного своими работами про Чудо-Женщину и комикс-адаптацией “Желтой подводной лодки” Beatles, и современного художника Тревора Джонса. Хосе Дельбо создавал рисунок карандашом и чернилами в традиционном стиле комиксов, а потом Тревор Джонс превращал рисунок в масляную картину. Дельбо не участвовал в процессе переосмысления, поэтому результат коллаборации был неожиданным даже для него. Одна из работ коллекции, “Genesis” – анимационная трансформация черно-белого рисунка в цветную масляную картину. На последних кадрах персонаж на картине выглядит почти реальным. “Genesis” был награжден премией “Лучшая художественная NFT работа” (да, такая премия уже существует), и продан более чем за 111 миллионов долларов, что делает его самым дорогим произведением искусства, проданным через NFT на данный момент. 

Если эти истории были для вас удивительными, готовьтесь: дальше – интереснее. Как насчет того, чтобы продать или купить мем?
 
Недавно на торги выставили культовый GIF-файл Nyan Cat. Имеет ли он цену? Да, ведь автор может загрузить его в блокчейн и выставить на аукционе!  Благодаря NFT-технологии художники из интернета получают реальную возможность заработать на своих работах. И Крис Торрес, автор легендарного кота, смог продать его спустя десять лет после создания оригинальной анимации почти за 600 000 долларов.
 
Что теоретически может сделать покупатель с NFT?

Если это изображение, его можно продемонстрировать. Например, выставить в реальности как обычную картину.
 
Фото: www.papermag.com, Phil Buehler courtesy of Superchief
 
В сотрудничестве с платформой цифрового искусства Blackdove независимая галерея Superchief в Нью-Йорке открыла первую “материальную” галерею NFT.

В пространстве угольно-черного цвета на экранах с высоким разрешением были представлены цифровые художественные работы. Для этой выставки, названной “Season One Starter Pack”, были отобраны работы 300 разных художников.

Однако так ли это ново и необычно? В том, чтобы выставлять цифровое искусство как обычные картины в галерее, есть смысл как в “пробивании стены” неприятия новых форм, в привлечении внимания, так и в помощи художниками получить известность. Но при  этом до определенной степени теряется уникальность криптоискусства именно как виртуального, а не физического.

Есть и другой вариант, тоже заслуживающий внимания.

С появлением виртуального искусства сама собой напрашивалась идея отобразить их в виртуальной галерее – и вот она воплощена!

Фото: Decentraland

Многие коллекционеры NFT работ перешли в виртуальные миры на основе блокчейнов, таких, как Decentraland и Cryptovoxels, чтобы организовать свои галереи. Сама галерея также является частью блокчейна, поэтому владельцу экспоната нужны либо навыки работы с этой технологией, либо помощь специалиста. За небольшую плату коллекционер получает возможность показать работы желающим.
 
Кому-то все еще может казаться, что все NFT – удел узкой прослойки эксцентричных художников или новомодное веяние, которое быстро сойдет на нет. Но это далеко не так: прямо на наших глазах развивается и крепнет интерес к цифровому пространству даже среди признанных столпов искусства.

Уже сейчас многие галереи с мировым именем, среди которых Лувр, делают цифровые копии своей коллекции – чтобы у тех, кто не имеет возможности посетить галерею физически, была возможность побывать в ней хотя бы виртуально. С началом пандемии коронавируса это стало особенно актуально, и уже существующая тенденция начала развиваться быстрее. Также многие художники столкнулись с отменой мероприятий, а виртуальные экспозиции позволили обойти эту проблему. И тут возможность “оцифровать” произведение в единственном экземпляре и продать их тоже пришлась очень кстати. И сегодня мы живем в мире, где даже Эрмитаж готовит выставку с использованием NFT – это ли не доказательство, что  эта технология с нами надолго?

Об NFT для Лувра пока серьезного разговора не идет. Да, есть возможность “оцифровать” физическое произведение, и они ей пользуются, но пока существует оригинал - цифровая версия является лишь копией. Или нет?


Фото: Бэнкси. 

Что ценнее – оригинал или уникальная цифровая копия? Может ли эта копия стать самостоятельным произведением при уничтожении оригинала? Пока эти вопросы – повод для дискуссии. Но мы уже знаем случай, когда произведение искусства было уничтожено автором после оцифровки и превращения в NFT. Характерно, что речь идет о работе Бэнкси, получившего известность благодаря граффити. Особенность уличного искусства – в его мимолетности, но даже самые “стойкие” формы искусства не вечны. Через какое-то время физический объект перестанет существовать, но цифровая форма со временем станет чем-то большим, чем первоначальное творение. Никто не говорит, что нужно сжигать Джоконду. Но если что-то произойдет с картиной – было бы неплохо, чтобы человечество имело единственный цифровой оригинал! Неизменность же информации в блокчейне гарантирует, что произведение не украдут, не подменят, его не разрушат ни вандалы, ни стихийное бедствие, ни время. Произведение не сможет изменить даже сам автор. Можно сделать новые правки – но это будет уже другое произведение и другой токен.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Столетие Озы
"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 2.
Позывной неразборчив

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть