Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

30 января 2018 12:10

Прогулки по ночному лесу: на ВДНХ проходит выставка RETINA

В павильоне №16 “Гидрометеорология” разместилась экспозиция Ларисы Федотовой, победителя проекта “Взлёт” в направлении “Видеоарт”.

Фото предоставлено организаторами
Фото предоставлено организаторами

Retina переводится с латинского как сетчатка — внутренняя многослойная оболочка глаза, воспринимающая и преобразовывающая зрительные сигналы. Автор в своём проекте исследует восприятие человеком окружающей среды с неожиданного ракурса. В течение двух с половиной лет художница гуляла по ночам с фонариком в лесопарке неподалеку от своего дома, снимая на камеру всё, что попадалось на пути.

А на глаза попадались, конечно, в первую очередь, ветки деревьев и кустарников, утки и другие объекты живой и неживой природы, хотя вместе с тем в парке обнаружилось и немало следов пребывания человека. Автор рассказывает о выборе места съёмок: “Тропарёвский лесопарк — это зона в городской черте, то есть она полностью связана с человеческим волеизъявлением, с какой-то планировкой. И это место очень хорошо олицетворяет что-то непознанное, то есть мир, который мы не знаем, который существует вне нас, и который мы познаем. Лес точки зрения человека есть зона хаоса, иногда представляющая собой опасность, а парк — облагороженная и структурированная его часть”.
 
Видео по сути своей оно не имеет ни начала, ни конца, его можно смотреть с любого места — на экране мы видим лишь какие-то отрывки окружающей среды, выхваченные из темноты лучами прожектора, и эти детали по замыслу автора у каждого человека вызывают свой ассоциативный ряд. Для того, чтобы передать это ощущение зрителю, каждому из посетителей выдается карманный фонарик, чтобы он мог подсветить кадры, вывешенные в зале, или тёмную комнату, в которой демонстрируется фильм.

Фото: Марина Смирнова

Автор, использующий в своих работах синтез различных видов искусств, объясняет свой выбор: “Видео как инструмент был выбран потому, что это двигающаяся картинка, которая есть измерение времени и собственно наш процесс познания, видения, взаимодействия с окружающим миром — это постоянная и беспрерывное движение”.
 
Однако перед тем, как зайти в зал, где можно посмотреть видео, посетитель сталкивается с вывешенными скриншотами из фильма, и это как раз статика — стремление остановить мгновение и рассмотреть то, что увидел человеческий глаз в тёмном пространстве. Немаловажную роль в восприятии играет и место расположения экспозиции — павильон гидрометеорологии, где разместилась выставка, сам по себе является продолжением увиденного: на первом этаже, где экспонируются увеличенные кадры — стеклянные стены, за которыми тот же парк — голые деревья в снегу. Тем самым представленные объекты естественным образом вписываются в окружающее пространство природы. Для автора большое значение имеет именно преломление восприятия: “Все мои работы о самоидентификации человека: почему мы такие, почему мы видим других определенным образом, как мы взаимодействуем и соприкасаемся с внешним миром, какое влияние он оказывает на наше внутреннее состояние. Поскольку я занимаюсь визуальным искусством, этот проект связан прежде всего со взглядом”.
 
В результате лесопарк предстает взору человека совсем иным, нежели обыкновенно. И действительно выглядит пугающим — особенно когда оператор наталкивается на ограждения военного объекта, скрытого в глубине парка, или на дорожные знаки, расположенные в местах, где давно уже никто не ходит и не ездит, потому что здесь нет дорог. Природные шорохи и звуки дополняются музыкой, которая способствует более глубокому погружению в загадочный ночной мир. По словам автора, “Музыка писалась специально к этому видео, записывалась на органе, а также там есть звук с сайта NASA, звук Земли, записанный из космоса — то есть радиосигнал, который был перекодирован в звук”.
 
Художница признается, что временами было страшно бродить ночью по лесопарку: “Были моменты, когда казалось, что кто-то за спиной, и я начинала с фонариком крутиться. Особенно это часть Тропарёвского парка, где расположен военный объект за колючей проволокой —  страшное совершенно место, там никто не ходит, потому что рядом большие дороги и это уже не парковая зона, хотя она и считается частью лесопарка. Я там тоже снимала и всё время оглядывалась”.
 Фото: Марина Смирнова

Многие из вещей, потерянных и забытых в парке, нашли своё место в экспозиции — на втором этаже павильона, куда ведет единственная лестница, лежит груда артефактов, собранных в лесу за время съемок. Но это не единственный пласт произведения — частью проекта стала также маленькая книжка, представленная на стенде —  можно посмотреть увиденное в уменьшенном варианте — и если в фильме кадры порой ускоренно сменяют друг друга, то листать маленький буклет, сложенный особым образом — так, что в нём есть потайные кармашки, можно сколь угодно медленно и вдумчиво. В этих напечатанных на бумаге снимках автор выразил своё размышление на ту же тему.
 
Автор рассуждает о способе видения, принятом в современном мире, который она постаралась передать в произведении: “Очень часто на глаз современного человека накладывается цифра, то есть я хожу, я снимаю камерой, а потом я уже рассматриваю не свой взгляд, я его не могу вернуть, а рассматриваю то, что мне зафиксировала камера, и на моё воспоминание накладывается цифровой взгляд”.
Теги:
Взлёт
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть