"Следы невиданных зверей"
Фото: Московская областная благотворительная общественная организация "Общество “Семь Я”"
Этой цитатой из поэмы "Руслан и Людмила" названы и детский благотворительный проект, и выставка по итогам Всероссийского творческого конкурса для детей, который по мысли его организаторов — Московская областная благотворительная общественная организация "Общество “Семь Я”", литературное объединение "Угреша" им. Я. В. Смелякова, музей-заповедник А. С. Пушкина "Болдино" — призван разбудить интерес подрастающего поколения к творчеству гениального русского поэта.
Интерес к конкурсу проявили около 300 рисовальщиков от 7 до 16 лет и старше — художники-педагоги и молодые художники (до 24 лет).
Условие участия —
иллюстрации к научно-популярным очеркам в книге
"Следы невиданных зверей". Мир фауны в жизни и творчестве А. С. Пушкина", автор которой — руководитель проекта Елена Егорова. Поскольку эта книга носит познавательный характер, иллюстрации должны быть исполнены в реалистическом стиле. Приветствовалась любая техника рисунка: гуашь, акварель, пастель или темпера (на бумаге), применение смешанных техник, прорисовка тушью или тонкой чёрной ручкой.
Фото: Московская областная благотворительная общественная организация "Общество “Семь Я”"
Всего поступило 709 работ, в том числе 683 от юных художников из разных уголков России. Более 100 лучших представлены на выставке.
6 февраля — 1 марта в Библиотеке-читальне им. И. С. Тургенева
Чёрно-белые сюжеты и роман в стихах
Фото: http://www.pushkinmuseum.ru
Циклу 200 графических листов "Онегинская строфа" Алла Жукова посвятила семь лет (2011–2018). Почти столько же длилась работа Александра Пушкина над "Евгением Онегиным" — начата 9 мая 1823 года в Кишинёве, закончена 25 сентября 1830-го в Болдине (правда, условно — его редакция продолжалась ещё несколько лет). Для одноимённой выставки, развёрнутой в Выставочных залах Государственного музея А. С. Пушкина, художник отобрала "самые-самые".
Вихрь разнообразных чувств, смешанных эмоций, гармонично и воздушно выраженный в чёрно-белых линиях, штрихах, мазках… И тишина — застывшая, затаённая, глубокая… Шёпот, улыбки, пламя свечи, лист письма, бокалы, бал, дуэль… Татьяна и Ольга Ларины, Онегин, Ленский. И — сам Александр Сергеевич… Непостижимым образом "предметом" изображения стал и сам пушкинский текст как таковой, наполненный "воздухом" и эстетикой XIX века.
Стилистика классической живописи и приёмы, характерные для авангарда или лубочной традиции, причудливо уживаются вместе.
23 января — 16 февраля в Выставочных залах Государственного музея А. С. Пушкина
Водные стихии Николая Дубовского
Н. Дубовский. Наводнение на Екатерининском канале в Петербурге. Фото: mif-medyza.ru
Музей русского импрессионизма в рамках своей долгосрочной программы "Русский импрессионизм из региональных музеев" — каждые три месяца основная экспозиция обновляется несколькими картинами из собраний ведущих музеев России — продолжает знакомство московской публики с лучшими образцами импрессионизма в русской живописи рубежа XIX–XX веков.
Новая выставка посвящена
творчеству Николая Дубовского (1859–1918) — русскому живописцу, известному когда-то не меньше, чем Исаак Левитан, Архип Куинджи, Василий Поленов. Им восхищались Илья Репин, Михаил Нестеров, Павел Третьяков… В 1898 году Императорская Академия художеств признала художника, приняв во внимание его заслуги в развитии русского искусства, академиком пейзажной живописи, в 1900-м — действительным членом Академии. В 1908 году он был избран в совет Академии, а через три года назначен профессором — руководителем пейзажной мастерской. Сегодня, за исключением искусствоведов, его имя практически никому не известно.
Фото: multiurok.ru
Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1886-го), а через несколько лет — один из его руководителей и идеологов, художник представил новый подход к пейзажу. Точно запечатлевая и отнюдь не приукрашивая повседневные картины среднерусской природы, он раскрывал в них поэзию и красоту, претворяя цветом и светом реальность в поэтический пейзаж-настроение — то, из чего рождается впечатление — impression, настроение, художественный смысл воспроизведённого мотива.
В нынешней экспозиции будут представлены две картины Дубовского из коллекции Ярославского художественного музея — "
Наводнение на Екатерининском канале в Петербурге" (1903) и
"Морской берег" (1917).
Фото: http://artpoisk.info
Отметим, что в программе "Русский импрессионизм из региональных музеев" уже "прозвучали" картины Игоря Грабаря (Пермская государственная картинная галерея), Семёна Никифорова (Рязанский художественный музей), Николая Фешина (Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан), Абрама Архипова (Пермская государственная художественная галерея), Кириака Костанди и Исаака Бродского (Музей-квартира И. И. Бродского — филиал Научно-исследовательского музея Российской академии художеств в Санкт-Петербурге), Константина Горбатова (Музейно-выставочный комплекс "Новый Иерусалим", Московская область).
13 февраля — 24 мая в Музее русского импрессионизма
Принц Ольденбургский, велосипедистки и Пушкин в Царском селе
П. Д. Шмаров. Велосипедистки. Нач. XX века (акварель). Фото: Школа акварели Сергея Андрияки
"Три века русской графики из собрания Сергея и Татьяны Подстаницких" "встретились" одновременно в музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки.
Джакомо Кваренги, Иоганн Фридрих Антинг, Александр Брюллов, Илья Репин, Александр Головин, Константин Сомов, Александр Бенуа, Павел Шмаров, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Николай Тырса…
Выставка впечатляет не только именами художников, но и разнообразием жанров, тем и сюжетов работ.
Кроме пейзажной графики, различной по виду и технике, сцены из повседневной жизни — так называемый бытовой жанр (Алексей Чернышёв, Адольф Шарлемань, Константин Савицкий, Клавдий Лебедев). А ещё много портретов — причём лиц, нередко никому не известных. Но непостижимым образом художником запечатлена их душа, эмоциональное состояние, что и вызвало в первую очередь интерес у коллекционеров. Есть и шаржи — например, созданный Кукрыниксами на художника Сергея Герасимова.
16 января — 29 февраля в Музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки
"Печальный Демон, дух изгнанья, / Летал над грешною землёй…"
Фото: Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля.
"— Скажите, Михаил Юрьевич, — спросил поэта князь В. Ф. Одоевский, — с кого вы списали вашего Демона?
— С самого себя, князь, — отвечал шутливо поэт, — неужели вы не узнали?
— Но вы не похожи на такого страшного протестанта и мрачного соблазнителя, — возразил князь недоверчиво.
— Поверьте, князь, — рассмеялся поэт, — я ещё хуже моего Демона. — И таким ответом поставил князя в недоумение: верить ли его словам или же смеяться его ироническому ответу. Но она дала повод говорить впоследствии, что поэма “Демон” имеет автобиографический характер".
"„Демон”. Театр, живопись, литература" — так называется экспозиция
в Доме-музее М. Ю. Лермонтова на Малой Молчановке, посвящённая истории создания поэмы об изгнаннике рая, гордом духе, и значительным театральным, музыкальным и художественным её интерпретациям.
Графика, рукописи и документы из собрания ГМИРЛИ им. Даля, которые обычно выставляются не так часто, будут представлены на этой экспозиции. Особое внимание следует обратить на
работы М. Врубеля, который вдохновлялся "Демоном" Лермонтова и создал оригинальный цикл работ, посвящённых этой поэме.
Фото: pinterest.pt
Первая редакция "Демона" датирована 1829 годом — Лермонтову пятнадцать лет. Первоначальный план сюжета со временем сильно изменился (например, испанская монахиня превратилась в грузинскую княжну — дочь седого Гудала, красавицу Тамару; Демон из ненависти губит не главную героиню, а её жениха, властителя Синодала).
Последняя, оказавшаяся в итоге утерянной, относится к 1839-му. Однако "восточная повесть" — таков подзаголовок "Демона" — не отпускала Лермонтова и потом. Списков, вариаций, инвариантов сюжета между её первым и последним текстом множество.
Впервые "Демон" был опубликован за границей в 1856 году. А в России — в 1860-м.
Позволим ещё одну яркую цитату из тех же разговоров о поэме, переданных литератору Петру Кузьмичу Мартьянову (1827–1899) Дмитрием Аркадьевичем Столыпиным (1818–1893), товарищем и близким родственником Лермонтова с материнской стороны, "частенько" делившим "с ним досуги в последний приезд его с Кавказа в Петербург в 1841 году":
"Рукопись “Демон” переписана начисто Лермонтовым собственноручно ещё на Кавказе. Это была тетрадь большого листового формата, сшитая из дести обыкновенной белой писчей бумаги и перегнутая сверху донизу надвое. Текст поэмы написан чётко и разборчиво, без малейших поправок и перемарок на правой стороне листа, а левая оставалась чистою. Автограф этот поэт приготовил и привёз с собой в Петербург в начале 1841 года для доставления удовольствия бабушке Елизавете Алексеевне Арсеньевой прочитать “Демона” лично, за что она и сделала предупредительному внуку хороший денежный подарок".
Фото: tanais.infoЗнакомство с мистическим лермонтовским "Демоном" не могло не задеть струн души русских композиторов. Однако перипетий, связанных с выходом их творений на сцену, случалось опять же немало.
Премьера оперы "Тамара" Бориса Фитингоф-Шеля (1829–1901), над сочинением которой он работал на протяжении 1860–1871 годов, состоялась в Мариинском театре лишь в 1886-м.
Наиболее известное
музыкальное произведение по поэме
"Демон" — одноимённая лирико-драматическая опера Антона Рубинштейна (1829–1894), к созданию которой он вдохновенно, с горячим увлечением приступил в конце 1871 года и завершил в рекордно короткий срок — три месяца. Однако замысел основателя первой русской консерватории был реализован в том же Мариинском театре лишь в январе 1875-го. Автор либретто оперы — биограф и исследователь творчества Лермонтова Павел Висковатов (1842—1905). Экспонаты, представленные здесь, говорят сами за себя.
Фото: Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля.
По мотивам этой же "восточной повести" Лермонтова Эдуард Направник (1839–1916) написал в 1874 году Симфоническую поэму в двух частях для оркестра — она же Третья симфония.
К полувековой годовщине со дня гибели Лермонтова было решено издать в России полное собрание его сочинений. Благодаря протекции Саввы Морозова к участию в этом проекте привлекли и завершающего работу над картиной "Демон сидящий" (1890)
Михаила Врубеля — он получил заказ на иллюстрации к поэме "Демон". Среди представленных на выставке
иллюстраций русских художников рубежа XIX–XX веков, а также
XX века из коллекции ГМИРЛИ имени В. И. Даля врубелевские занимают особое место. И не случайно. Ни до, ни после Врубеля никто из иллюстраторов так трагически напряжённо и убедительно не выразил то, что Лермонтов назвал "паденья горькой мукой"; не приблизился вплотную к тому, "Кто полон был смертельным ядом / Вражды, не знающей конца…", кто "неизменен и велик" в "любви, как злобе"…
Фото: Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля.
К лермонтовскому образу падшего ангела художник возвращался не однажды. Воплотил в итоге свои поиски и терзания в самостоятельный оригинальный цикл: "Демон сидящий", "Летящий демон" (1899), "Разбившийся демон" (эскиз карандашом"), "Демон поверженный" (1902).
И ещё одна деталь. Отличный рисовальщик, великолепно владеющий карандашом и кистью, Лермонтов не оставил ни одного изображения героя своей поэмы. Почему? Толкования могут быть самые разные…
И проклял Демон побеждённый
Мечты безумные свои,
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!..
24 января — 17 мая в Доме-музее М. Ю. Лермонтова (отдел ГМИРЛИ имени В. И. Даля)