Фото предоставлены автором.
Сияющая вершина человеческих достижений, которую олицетворяет
дуэт Дмитрия Шостаковича и Микеланджело Буонаротти в вокальной сюите для баса в сопровождении оркестра, предстала в ярком исполнительском дуэте Ильдара Абдразакова и Юрия Башмета. Вокальный цикл на слова великого мастера Ренессанса композитор написал в 1974-м за год до смерти. Творческая мощь итальянского скульптора, архитектора, художника, певца величия человеческого духа сделала флорентийца Микеланджело мыслителем эпохи, который запечатлел свои рассуждения поэтической строкой. Мысли и чувства двух величайших авторских личностей резонируют в выбранных Шостаковичем стихах Микеланджело – это извечные темы жизни, смерти, бессмертия - "Истина", "Утро", "Любовь", "Разлука", "Гнев", "Данте", "Изгнаннику", "Творчество", "Ночь", "Смерть", "Бессмертие". 11 номеров сюиты скупо и емко озвучены музыкальной партитурой, в которой каждая нота и пауза на вес золота. Настроения безысходности в исполнении Ильдара Абдразакова и оркестра "Новая Россия" не развеялись даже минутными просветлениями любовной и философской лирики.
Вокальный цикл "Озарения" ("Les Illuminations") на стихи Артура Рэмбо для голоса и струнного оркестра (1939) Бенджамина Бриттена (1913-1976) привнес разительный контраст в настроение вечера. В этом огромная заслуга музыкантов Камерного ансамбля "Солисты Москвы". Чудесная музыка, солнечная и красочная, выиграла не только от дирижерского слышания Юрия Башмета, но и от индивидуальной ответственности каждого оркестранта. Тенор Максима Пастера купался в сочных оркестровых звучаниях, удобно опирался на гармонические и ритмические подушки сопровождения, следовал за выразительными сюжетами развития фактуры. Символистские стихи Рэмбо - "Фанфары", "Города", "Антика", "Царствование", "Морской пейзаж", "Интерлюдия", "Воплощение красоты", "Парад", "Уход" – отразились в почти импрессионистической партитуре молодого Бриттена.
Камерный ансамбль "Солисты Москвы" под управлением Юрия Башмета незабываемо исполнил Квартет n 8 Дмитрия Шостаковича "Памяти жертв фашизма и войны". Переложение для струнного оркестра звучало симфонической непререкаемой интонацией, перерезая одинокий голос первой скрипки Андрея Поскробко. Сильная по накалу музыка Шостаковича совпала с сильным эмоциональным накалом исполнения. Коллектив празднует в нынешнем сезоне свое 30-летие, демонстрируя высокий профессионализм и творческую зрелость.
Концерт "Бриттен–Шостакович. Вокальные циклы" состоялся в рамках прошедшего III Зимнего международного фестиваля искусств в Москве под руководством Юрия Башмета.