"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024
Страсти по Марку. Барочная реконструкция
27 апреля 2024
"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе
26 апреля 2024
Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Итальянская палитра. Мастерство через века.

Продолжаются концерты проекта "Чистая классика" в Российском национальном музее музыки.

Фото: сайт Музея музыки.
Фото: сайт Музея музыки.

Концертная программа "Итальянская палитра" была представлена в Прокофьевском зале Российского национального музея музыки. Это второй вечер из цикла концертов "Чистая классика". Проект "Чистая классика" реализуется Фондом инновационного развития культуры, образования, науки (ФИРКОН) при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, с использованием гранта, предоставленного ООГО "Российский фонд культуры" в рамках Федерального проекта "Творческие люди" национального проекта "Культура" совместно с телерадиоцентром "Орфей" и Российским национальным музеем музыки. Особенность цикла – трансляция всех концертов на медиаплатформе Orpheus.ru.

Символично, что цикл "Чистая классика" открылся программой из сочинений С.В. Рахманинова, 150-летие со дня рождения которого повсеместно отмечается в этом концертном сезоне. На первом вечере, также в зале Прокофьева, состоялось выступление итальянского пианиста, профессора Миланской консерватории Карло Леви-Минци, исполнившего общепризнанную классику чувственной чистоты великого русского композитора.

Вторая встреча с публикой прошла под брендом итальянской оперы, которая сыграла неоценимую роль в становлении русской композиторской школы и повлияла на развитие всей европейской музыки. Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Р. Леонкавалло, Дж. Верди, М. Глинка, Л. Бетховен были заявлены в афише "Итальянской палитры". Интродукцией к собственно музыкальной части вечера послужила экскурсия по залам Музея музыки. Слушателей познакомили с уникальными экспонатами музейной коллекции, заинтриговав предстоящим музыкальным путешествием на родину оперы Италию.

Ведущий концерта – Заслуженный артист России Виктор Ямпольский (фортепиано), президент Фонда поддержки проектов в области культуры "Мост искусств", основатель знаменитого "Трио Рахманинова" – предварял концертные номера познавательными "ликбезами". Пианист вводил в экскурс из истории музыки, украшая мини-лекции легким юмором. Он представил участников программы: Заслуженный артист России Виктор Козодов (виолончель), один из основателей Ансамбля солистов "Концертино"; солисты оркестра Большого театра, солисты Квинтета духовых инструментов Большого театра Сергей Петров (кларнет), Андрей Рудометкин (фагот); Наталья Савинова (меццо-сопрано).

"Патетическое трио" Михаила Ивановича Глинки открыло выступления. Сочинение теснейшим образом связано с Италией. Композитор писал его, находясь в Италии, где сам учился композиции и вокалу. Позднее он тоже стал известным педагогом вокала, у него было много учеников. Будучи основоположником русской классической композиторской школы, за основу своего творчества он взял оперы Россини, Беллини, Доницетти. Итальянская музыка в большей степени ассоциируется с вокалом. Трио напоминает итальянскую оперу, где вперемешку присутствуют комические эпизоды и серьезные моменты. Трио написано для необычного состава. Кларнет и фагот поют у композитора в итальянской манере, подобно голосу певцов этой южной страны. Близкая природа вокала и духовых инструментов, связанная с дыханием, использовалась итальянскими композиторами в знаменитом оперном бельканто. Фортепиано у Глинки рассыпается в руладах, подражает также вокальным фиоритурам, солируя и аккомпанируя духовым партнерам.

Наталья Савина спела чудесные канцоны и арии Россини, Беллини, Доницетти, сопровождаемые разными сочетаниями виолончели, кларнета, фагота и фортепиано. Незатейливые итальянские тексты, романтические и страстные, предстали классическим стилем бельканто в вокале и инструментальных мелодиях. Чуть комичная Канцона "Плывущая луна" Беллини, энергичные "Испанская канцонетта" и Болеро "Приходи ко мне скорей" Россини, знаменитые Канцона Эболи Верди и "Утренняя песня" Леонкавалло просверкали яркой итальянской палитрой.

Знаменитое Трио си-бемоль мажор Бетховена для кларнета, виолончели и фортепиано также связано с прекрасной Италией и ее детищем – оперой. Оно известно под названием "Гассенхауэра". Композитор использовал популярнейшую мелодию, которую можно было услышать во многих переулках (Gasse) Вены. На эту конкретную мелодию "Pria ch'io l'impegno" ("Пока я как следует не покушаю, я работать не пойду") из итальянской оперы композитор написал девять вариаций в финале. Бетховен, как и все композиторы того времени, подпал под сильное влияние итальянской оперы, которая царила во всех оперных театрах Европы.
"Аве Мария" Джулио Каччини, авторство которой приписывают Владимиру Вавилову, в любом случае окутала зал аурой итальянского искусства музыки и завершила "Итальянскую палитру" мастерской "кистью" всех участников концерта.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
Страсти по Марку. Барочная реконструкция
85 лет со дня рождения Владислава Дворжецкого

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть