Независимый профсоюз актеров театра и Мариупольский русский драматический театр осуществят постановку "Ревизора" в Мариуполе
14 июня 2024
"Кровавая свадьба" Федерико Гарсиа Лорки. Театр имени Ермоловой. Режиссер Георгий Сурков.
14 июня 2024
"Парадокс Скворца" по пьесе "Амстердам" Майи Арад Ясур. Театр имени Маяковского. Малая сцена. Режиссер Ирина Васильева.
14 июня 2024
Объявлена деловая программа VI фестиваля российских сериалов "Пилот"
14 июня 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Музыкальный конкурс-фестиваль молодых исполнителей имени Ю.Н. Должикова: мастер-классы для победителей

Фото автора
Фото автора

Соревновательная часть XI конкурса-фестиваля молодых исполнителей на деревянных, медных духовых и ударных инструментах имени Ю.Н. Должикова, который проходит с 25-31 мая 2022 года при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив, на паузе. Большинство конкурсных состязаний позади. Теперь победители оттачивают свое мастерство на уроках у членов жюри.

XI Конкурс-фестиваль пересек свой экватор под флагом повышения исполнительского мастерства. Слоган двух дней гласил: Кто владеет технологиями, тот владеет миром, точнее, своим инструментом. Пауза в конкурсных прослушиваниях плотно заполнилась мастер-классами от членов жюри. Уже были объявлены результаты, и на встречу с наставниками пришли лауреаты всех степеней. Каждый член жюри донес до своих слушателей одну и ту же мысль. Победа - это хорошо, но почивать на лаврах никогда нельзя. После получения грамот начинается самая работа. Путь к мастерству очень долгий и трудный.

"Каждый день у любого исполнителя, юного или опытного, не важно в музыке или балете, начинается с урока номер ноль," - объяснил Андрей Александрович Зубов пятилетнему Добрыне Контееву в классе ударных инструментов. Это означает разыграться, используя правильную технологию: каким образом держать палочку в выверенном балансе, как точно бить в центр мембраны, как замахнуться, как добиться мерного чередования рук и многое другое. Только правильная технология позволит рукам не уставать, самому быть скоординированным, добиться результатов. И, конечно, для барабанщика - ритм превыше всего, поэтому очень важно ритмическое сольфеджио. Добрыня любит громко стучать, вот и выбрал ударные инструменты. Параллельно он учится и на фортепиано, занимается в Гнесинской десятилетке. Парнишка стал лауреатом III степени.


Фото автора

Андрей Александрович считает, что начинать заниматься ударными инструментами вполне можно с пяти лет, когда появляется умение концентрироваться. Хорошо, если у ребенка есть подготовка в виде занятий ритмикой, танцами и прочее, что помогает общей двигательной моторике. Это все развивается. Наставник уверен, что исполнителю на ударных инструментах, как никому нужно также воспитывать свою музыкальность. В музыкальном социуме, то бишь в оркестре, любой ударный или перкуссионный инструмент должен чувствовать фразу, уметь выстраивать ее развитие. Чтобы играть вместе со струнными или духовыми, нужно знать их штрихи, манеру звукоизвлечения, агогику. Андрей Александрович поделился с ребятами примерами из собственного опыта концертирующего литавриста, секретах ансамблевой игры в сочинениях Сергея Прокофьева, который часто использовал большой барабан. Его живые рассказы, полные юмора и личного участия, убедили всех присутствующих в важности овладения технологией игры на ударных, потому что на них лежит огромная ответственность во время исполнения музыкальных произведений. Но в конечном итоге вся технология служит музыке.

Шамиль Вагапович Невретдинов абсолютно согласен с коллегой. Он выражал похожие мысли, только другими словами, соответствующими его инструменту - трубе. Он преподает в Колледже им. Шопена. Технологии необходимы, особенно малышам, педагог должен следить за этим. Но технологии нужны, чтобы исполнять музыку. Музыкант рисует картину, которую не видит зритель. Исполнитель должен сам почувствовать и донести это до слушателя. Музыкальность выходит на первое место и через технологию обращается к зрителю. Наставник, занимаясь с 15-летним Скогоревым Сергеем, все время провоцировал вопросами, заставляя самого подростка объяснять технологию с художественной точки зрения. Сережа приехал из Санкт-Петербурга, первый раз участвовал в Конкурсе им. Должикова и получил Диплом II степени. Наставник отметил хороший звук у Сережи, но советовал развивать творческую сторону исполнения. Специфическая фраза "меньше языка, больше выдоха" часто звучала во время мастер-класса. Нужно учиться петь на трубе. У трубачей их инструмент - это труба плюс губы и дыхание.

Шамиль Вагапович рассказал, что и девочки идут учиться играть на трубе. В этом году на Конкурсе участвовали две маленькие девочки, которые неплохо играли.


Фото автора

Элла Олеговна Должикова давала мастер-класс на сцене Камерного зала Музыкальной школы им. Д.Д. Шостаковича. Зал был переполнен слушателями, и наставник обращалась одновременно к ученику и ко всем присутствующим, разъясняя разницу дыхания на флейте-пикколо и флейте. Особенности дыхания и прочие секреты технологии игры на духовых инструментах Юрия Николаевича Должикова - всегда в  приоритете на Конкурсе его имени.

Традиционно флейтистов участвует больше, чем других инструментов. Это очень заметно на репетициях Сводного духового оркестра, чем особенно славен Конкурс Должикова. В оркестре могут играть все желаюшие, как правило почти все новички в оркестровом деле. Снежана Владимировна Завзина начала репетицию предстоящего заключительного концерта с групповой репетиции многочисленной флейтовой группы. Неизменный дирижер, который всегда стоит за пультом конкурсно-фестивального коллектива, рассказала об удивительной преданности ребят-валторнистов их общему делу. Тромбонов и туб всегда не хватает, а валторны, по словам Снежаны Владимировны, вообще, вымирающий инструмент. Но только не на фестивале Должикова. Уже третий год подряд приезжают ребята из Брянска и Магнитогорска для участия в сольной номинации валторн. Они-то и составляют валторновую группу сводного духового оркестра. Заключительный концерт состоится 31 мая.

Ежегодно мастер-классы, которые дают все члены жюри, являются важной составляющей Конкурса-фестиваля им. Должикова.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Отечественная школа игры на духовых и ударных инструментах – зона пристального внимания
Концерт-закрытие и вручение наград XII Международного конкурса-фестиваля имени Ю.Н. Должикова
Гала-концерт "Лучшие среди лучших"

В Москве

Программа X Книжного фестиваля "Красная площадь" 2024 на 7 июня
Программа книжного фестиваля "Красная площадь" 2024 на 6 июня
X Книжный фестиваль "Красная площадь" стартует 6 июня
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть