Лирические отступления. Фестиваль им. П. И. Чайковского в Клину
5 августа 2020
Голос Клина зазвучал
5 августа 2020
Платоновский фестиваль искусств пройдет в Воронеже в сентябре
5 августа 2020
Николай Черкасов. "Такой очевидной и громкой славы не было ни у одного другого актера".
4 августа 2020

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Чтоб познать красу вселенной: Курентзис и другие

Лето и период отпусков – хорошая возможность смотреть в Сети общедоступные бесплатные трансляции спектаклей. Их предлагают многие оперные дома мира.

"Свадьба Фигаро". Фото: Гарсингтон-опера
"Свадьба Фигаро". Фото: Гарсингтон-опера

Мы выбрали "долгоиграющие показы", их можно увидеть до конца лета. Тут спектр музыкальных и режиссерских трактовок, демонстрирующих разнообразие сценических решений. Театр хороший и, что самое главное, разный. И конечно, высокий уровень исполнения.

"Иоланта". Театр Реал, Мадрид



Спектакль этот не нов, но остается одним из лучших оперных зрелищ последнего   десятилетия.  Малоизвестная  в Европе опера Чайковского несколько лет назад произвела  фурор в Испании и на оперном фестивале в Экс-ан-Провансе. Можно только пожалеть, что переговоры о переносе этой  постановки в Большой театр окончились ничем. Будь иначе, российская публика смогла бы увидеть живьем результат творческого союза дирижера Теодора Курентзиса и режиссера Питера Селларса.
Курентзис трактует  музыку одновременно и мистически, и "материально": оркестр не только  играет многозначительно-тихими звучностями или взлетает до небес в форте, он еще и внимателен к каждой детали,  любовно "ощупывая" каждую ноту и каждую паузу,  словно  слепая Иоланта -  свои розы.  Это красивое и уважительное прочтение, к тому же изгоняющее из музыки  любой намек на сентиментальность.   

В мадридской постановке прекрасный кастинг, и участвует много российских певцов. Дмитрий Ульянов исполняет короля Рене, Роберта - Алексей Марков, и даже в роли служанки Марты выходит  звезда мировой оперы Екатерина Семенчук.  Чех Павел Чернох (Водемон) и знаменитый американец Уиллард Уайт (Ибн Хакиа) мужественно поют по- русски. В главной партии солистка Большого театра Екатерина Щербаченко. Ее чистый "ангельский" голос и такой же внешний вид совпадают с прекраснодушным описанием либретто ("Облик светлого сиянья, облик дивной красоты, с ликом полным обаянья и  чудесной доброты..").   

Режиссер Селларс не интересуется средневековым колоритом оперы, предпочитая подчеркнуть ее  общечеловеческие моменты. Герои (за исключением Иоланты, одетой в ярко синее, цвета южного  неба, длинное платье) носят черное и современное, но это не значит,  что действие перенесено в наши дни.  Декорации  (сеть рамок-порталов с наплывами окаменелостей сверху, условный лабиринт, по которому блуждают  персонажи в поисках истины и света) помогают понять, что важнее всего тут путь прозрения. И не только  для слепой героини. Все происходит в полумраке, лишь лица  и руки  высвечены ярко, отчего мизансцены напоминают полотна Караваджо. В ключевые моменты задник вспыхивает цветовой символикой: он то голубой,  то красный,  то золотой. В эпизоде  встречи с Иолантой Роберт, пораженный до шока слепотой встреченной  красавицы,  вторит ее  неуверенным жестам,  словно  пытаясь понять, каково это – не видеть. В музыку оперы вставлен небольшой фрагмент "Херувимской" Чайковского: хор поет ее, когда Иоланта прозревает, а прочие персонажи завершают свою эпопею  бескорыстной любви. Она - главное. Так Селларс, делая  почти символистский, почти  условный  театр, откровенно говорит о насущном.  

"Любовный напиток". Театр  Ла Монне. Брюссель.  



Комическая опера Доницетти поставлена итальянским режиссером Домиано Микьелетто. Тем самым, кто сделал в Большом театре искрометную и смешную постановку оперы Россини "Путешествие в Реймс". Микьелетто нашел остроумный режиссерский ход: он поместил действие на пляж у теплого моря. Под ногами у певцов настоящий  песок,  а  у публики рябит в глазах от ярких, флуоресцентных колеров сценографии и костюмов. Персонажи одеты в дизайнерские купальники и солнечные очки модных фасонов,  вместо задника – пляжное кафе ярко-желтого цвета. Бар этот называется "Адина", в честь владелицы.  Сценограф Паоло Фантин и автор костюмов Сильвия Аймонино постарались на славу: иллюзия южного курорта с его пестрой расслабленностью воссоздана вполне  убедительно. Режиссер не менее убедительно поработал с массовкой, так что трудовые будни отдыхающих воссозданы во всей красе:  и кремом для загара  мажутся, и глянцевые журнальчики листают, и надувные  игрушки надувают, и легким флиртом маются. А вечерами вовлекаются в анимацию и пьют возле надувного  бассейна, похожего на свадебный торт. Доходит и до пенной вечеринки. Иной раз курортники перебирают с алкоголем,  так что приходит полиция с собаками и забирает самых  буйных.   Европейские критики писали, что режиссер создал визуальную вселенную на грани китча, "изобилующую тысячами маленьких анекдотических действий", и это "радостно-сатирический портрет среднего класса, занятого собой".
Любовный напиток в этом спектакле, конечно, прохладительный. Его  привозит на джипе напористый дилер и активно, с помощью обученных рекламным улыбкам девиц, впаривает отдыхающим, устраивая из продажи шумливое шоу. Главные  персонажи (их поют российские  звезды  Ольга Перетятько и Дмитрий Корчак), кажется, преодолевают социальное неравенство: Неморино тут –работник пляжа, таскающий лежаки и шезлонги,  а прекрасная  Адина  - праздно лежащая на солнышке и явно не бедная  красотка. И зачем этой дамочке плюшевый медведь, которого дарит  незадачливо-робкий ухажер?    
Шаловливая концепция как нельзя более удачно ложится на искрящуюся, солнечную музыку, которую дирижер Томас Рёснер интерпретирует с завидной энергией и воодушевлением.  Оркестр  тоже в пляжной  одежде, и музыканты  как бы изображают развлекательную "музыку у моря".  Перетятько умело играет избалованную мужским вниманием  красотку, а Корчак убирает повадки раскрученного тенора для создания образа "маленького человека".  Знаменитая ария  "Una furtiva lagrima"  спета им на крыше бара "Адина" - как манифест искренности. 

"Свадьба Фигаро".   Гарсингтон-опера. Великобритания.   



Этот спектакль поставлен на ежегодном летнем оперном фестивале,  который  проходит с 1989 года. В последние годы спектакли показывают в павильоне парка Вормси в  графстве Букингемпшир. Вокруг павильона садовый пейзаж,  который можно  использовать как естественную декорацию: проказник Керубино в "Свадьбе Фигаро" выпрыгивает из окна именно в английский парк. Спектакли начинаются ранним вечером, так что финальная ночная картина (где действие происходит как раз в парке) совпадает с естественной  ночной темнотой.
Британский  спектакль сделан  по лекалам местных экранизаций романов Джейн Остин. И совершенно неважно, что испанские аристократы французской пьесы Бомарше  похожи на  английских сквайров. Наоборот, это придает постановке местный колорит. Мы словно перелистываем  страницы старинного плутовского романа: здесь нет переноса действия, и комизм ситуаций полон реалий восемнадцатого века. Герои в париках, камзолах, корсажах и панталонах словно сошли с полотен Гейнсборо или  Рейнольдса. Правда, на стенах дома графа Альмавивы висят многочисленные мрачные  портреты предков, испанских грандов во всем черном, но это единственное прямое  указание на место действия. И важно, что при воссоздании давнего времени  обошлись  без скучной "реалистической" дотошности, сохранив  атмосферу исторической игры.  
Дирижер Дуглас Бойд, режиссер Джон Кокс и сценограф  Роберт Пердзиола создают микро-Эдем, в котором, кажется, было бы невозможно разговаривать, уместно только петь. Ансамбль вокалистов по праву возглавляет Джошуа Блум (Фигаро), интеллигентный слуга в очках, который, однако, может быть весьма  изобретательным в  каверзах  рыжеволосому графу (Дункан Рок). Сюзанна (Дженнифер Франс)  поет так же очаровательно, как и кокетничает, а Графиня (Кирстен МакКиннон) – так же задушевно, как грустит. Компания  мелких вредителей (Бартоло,  Базилио и  Марцелина)  интригует,  пленяя и вокалом, и актерской игрой. Все исполнители интересны свойственной английскому театру подробной, но всегда уместной и не  чрезмерной  обстоятельностью.            
В финале  безумного дня все счастливо  мирятся  и поют о счастье.         
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Лирические отступления. Фестиваль им. П. И. Чайковского в Клину
Голос Клина зазвучал
Платоновский фестиваль искусств пройдет в Воронеже в сентябре

В Москве

"Непокорные": в Рязани представят творчество участников знаменитой "бульдозерной выставки"
Слово сильнее заразы: как в разгар пандемии прошёл книжный фестиваль "Красная площадь"
Ольга Волкова: "Москва меня баловала"
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть