Эльдар, здравствуйте! "Кафедра" стала финалистом фестиваля REPBAZAFOLK. Было ли предчувствие, что это произойдет?
Чувство было двоякое. Это был наш второй конкурс. Мы не планировали участвовать в нем, поскольку стали победителями декабрьского фестиваля-конкурса REPBAZAFEST. Организаторы посчитали, что группа должна выступить, поэтому мы отправили другое произведение и, к моему удивлению, победили и на этот раз, несмотря на большое количество участников. Для меня это было шоковое состояние. Два раза в одну воду не входят, а у нас получилось. Это решение жюри, чему я безмерно рад. То, что произошло в Крыму в рамках фестиваля "Таврида.АРТ", для меня очень значимо. Наши ребята из команды любят свою родину, и это была возможность показать любовь к ней. Для нас всех это очень важно. Мы поехали туда с большой радостью, надеюсь, не последний раз. Были завязаны большие знакомства с ребятами из других групп и организаторами. Уже нашлись люди, которые пригласили нас выступить, но пока нет такой возможности.
На ваш взгляд, стал ли фестиваль REPBAZAFOLK трамплином для участников?
Я считаю, что это не просто трамплин, это возможность для музыкантов показать все, что скрывалось в течение 20-30 лет от других взглядов. Фестиваль направлен на открытие талантов старше 35 лет, которые сидят в гаражах, всю жизнь занимались музыкой и никогда не планировали выйти на большую сцену. Но вот как-то так получается, что их творчество цепляет. Я был поражён масштабом всего творческого кластера Тавриды. Я считаю, что в будущем, если это развивать, как сейчас это развивается, то это будет трамплин не только для музыкантов, но и для всего молодого поколения России.
![](/files/232632on5m.jpg)
А вы прежде бывали в Крыму?
Это наше первое посещение Крыма, Тавриды. Мы до сих пор пребываем в некоем сне, не верится, что мы там побывали и сыграли.
Расскажите длинную, по сравнению с другими репбазовцами, историю вашего коллектива.
Наша группа организовалась 15 апреля 1989 года. Все ребята, которые были причастны к этому, родом из Нальчика, Северный Кавказ. Я тоже оттуда, прожил там до 25 лет. С 12 лет сам начал заниматься музыкой. Я самоучка, не имею музыкального образования. Стал писать стихи, сочинять музыку. Вышел на коллектив единомышленников, которым это понравилось. Стали работать вместе. За более чем 30 лет были, конечно, и распады группы, и сложные моменты в жизни. Считаю, что все сложности закаляют. Пандемия "ударила" по нашему творчеству с хорошей стороны. До пандемии мы прекратили музыкальную деятельность, как-то у нас не складывалось. Каждый из нас был занят своим делом, у каждого своя семья, дети, работа, быт. Но решили собраться, тем более у меня заново открылся творческий канал, я опять начал писать. Написали альбом "Чёрное яблоко" из 14-ти песен и выпустили его 19 ноября 2020 года. Каждая песня-история развивает сюжет определённого персонажа – авиатора, пилота, шута. Сейчас работаем над синглами. У нас много мероприятий, выступлений, в том числе планируется большой гала-концерт с Академией современной музыки Ольги Кормухиной и Алексея Белова.
Какие композиции принесли вам победы?
Две победы и две песни из этого альбома – "Облака" и "Избушка".
Откуда такое название группы?
К нам в группу пришёл один из старших товарищей, и он назвал группу "Кафедра". Концепция следующая – место, возвышенность, с которого можно говорить правду – стандартное определение из Википедии. Ораторское место, место в церкви, откуда идёт проповедь, относится к церковной литургии. У меня лично даже в голове никогда не было – "как бы я назвал группу". Никогда об этом не думал. Для меня это никогда не было важным. Хотя как корабль назовёшь, так он и поплывёт.
Как определяете свой музыкальный стиль?
Для начала надо определить понятие рока. Рок – течение, которое пришло из-за рубежа. Не всегда рок-музыканты поют только о любви. Это прогрессивная музыка, некий вызов обществу. Я бы назвал революционерами рок-музыкантов. Если брать в целом тот контент, которым мы сейчас владеем, я бы сказал, что "Кафедра" – действительно рок-группа. Я назвал бы наш стиль – философский рок. Я ещё не слышал аналогичного наименования, может, кто-то тоже так называет. Песни затрагивают моменты не только социологии, но и внутренней составляющей человека: сознание, самосознание, связь с Богом, духовные связи. Я называю это роком, это может быть когда-то маленький, а когда-то огромный крик души. Я вижу некий образ в голове, он складывается в рифму. Чтобы рифма затронула сердце человека, я связываю её с музыкой. Совмещенные образ, рифма, музыка дают мне возможность достучаться до сердца человека, до его разума. Писать песни, не имеющие смысла, лёгкие песенки, которые сегодня зайдут в голову, а завтра выйдут, у меня не получается, я не могу. Я обязан писать так, чтобы тронуть человека до самых глубин.
![](/files/232634fdqf.jpg)
Выступать на REPBAZAFOLK и видеть у себя в зрителях само Чёрное море – какие ощущения ловили?
Ощущения начались задолго до выхода на сцену, потому что у нас был саундчек. В 4 утра мы приехали на место. Когда вдалеке я увидел стоящий в море, подсвеченный парусник "Херсонес" с алыми парусами, вокруг еще ночь, покой, слабый бриз – в этот момент я понял, что сейчас происходит что-то очень важное и глобальное. Да, на меня нашла какая-то волна. В меня вошло несколько тысяч солнц. Возникло предчувствие – то, что сегодня произойдёт, станет своеобразной вехой в истории нашей команды. Отыграли в таком безумно красивом месте, ребята до сих пор в шоке, они не могут никак отойти. Мы рождены на Кавказе, у нас горы вокруг. И в Крыму горы для нас стали чем-то родным. Мы чувствовали себя как будто на родной земле, именно это родственное чувство дало нам силы. Я не скажу, что у нас был мандраж, мы с удовольствием выступали, это, конечно, было удивительно.
На REPBAZAFOLK работал прекрасный звукорежиссер Андрей Реер из Москвы, профессионал в своём деле. Мы с ним уже работали, я знаю, на что он способен. В первый день, когда был саундчек, Андрей сказал: "Первыми выйдут "Кафедра", потому что мне с ними проще работать. По звуку "Кафедры", который мы настроим, будем настраивать все коллективы".
Все было на высшем уровне, звук был прекрасный. Гитары и инструменты мы свои привезли, а вот с аппаратурой организаторы проделали огромную работу. У каждого коллектива был свой звукооператор. У "Кафедры" не было. Мы полностью доверились звукооператорам, которые находились в зале. Вообще, мы можем в принципе сыграть и без звука, если нам дадут возможность поставить акустические гитары. Мы – самодостаточные ребята (смеется).
А других участников слушали?
Могу выделить ребят, которые запали мне в душу – "Зверобой", "АнастеZия" и "Ещё". Ребята неплохие, прекрасно работают, профессионально. Я бы их не назвал непрофессиональными рок-группами даже по сравнению с "Кафедрой". У нас много недочётов, с которыми надо что-то делать, поведение на сцене и другие нюансы. С этим мы поработаем. Коллективы великолепные. Около 60 команд было в конкурсе, из них отобрали 12 самых лучших. Я аккуратно отношусь к творчеству других, но редко слушаю других исполнителей. Это связано с тем, что влияние чужой музыки может попасть в мои произведения. Я стараюсь придерживаться своей стилистики. Если я долго буду слушать Моцарта, то у меня обязательно появится Моцарт в мелодии. Стараюсь поменьше слушать, но оцениваю искренне и от чистого сердца.
Что бы вы с высоты вашего опыта пожелали начинающим и молодым коллективам?
Я бы пожелал превратиться из непрофессиональной группы в профессиональную, а для этого, конечно, надо, перефразируя известный завет, работать, работать и ещё раз работать. Без постоянной работы над самим собой качество того, что вы делаете, не сложится. И еще – единомышленники. Это самое главное в команде. Человек может играть на всех инструментах, но если он внутри не чувствует никакого порыва или энтузиазма, или он просто хочет получить денежную оплату за свою работу – это уже не музыка, а музыкант – отрезанный ломоть от группы. Мышление в одном направлении очень важно в коллективе. Нужно поддерживать друг друга всегда, стараться быть добрее друг к другу, терпеливее. Это такая маленькая семья, в которой мы проводим больше всего времени. Для кого-то ансамбль – это работа, для кого-то семья, для нас – коллектив, команда. Мы думаем вместе, размышляем, философствуем, любим и страдаем тоже вместе. Это очень важно ценить, тогда все получится.
![](/files/232636djq1.jpg)
Расскажу маленькую историю из жизни коллектива, без имён. Был маленький коллектив, играл великолепно. Случилось так, что появился продюсер, красивая, можно сказать, прекрасная женщина. У неё завязались отношения с вокалистом группы. Она ему говорит, дескать, зачем тебе коллектив, ты и так талантлив и красив, давай я одного тебя протащу, коллектив тебе не нужен. Он согласился. В итоге ни команды, ни этого человека, ни отношений. Когда человек предаёт своё мышление, а именно коллектив, он потеряет все. Это жизнь и опыт. Это, может быть, даже урок для будущих команд. Всё только вместе, добиваться вместе, идти по дороге вместе. И даже если задумал сольный проект, то только с поддержкой группы, иначе ничего не добьёшься. Коллектив должен работать как механизм, как часы. Я один без коллектива могу спеть, но это будет сухой бардовский рок. А с коллективом идёт подача энергетики, чтобы до мурашек. Когда достигается такой эффект, я понимаю, что наша музыка попадает в цель. Это очень важно и приятно для нас.