Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"И приходила женщина"

Азербайджанский государственный академический русский драматический театр имени Самеда Вургуна.

Фото: афиша спектакля, работа Таира Салахова.
Фото: афиша спектакля, работа Таира Салахова.

Волей судьбы оказался я в Баку. И, разумеется, не мог не посетить местный театр. Тем более что почти сто лет назад в нем играли Михаил Жаров и Фаина Раневская (и театр этим очень гордится). Как туда можно было не пойти?

К большому сожалению, спектакли там идут один-два раза в неделю. Поэтому выбора у меня не было. В дни моего пребывания смог я попасть  всего на один спектакль. Ему уже два года, но постановка знаковая, ведь она ставилась к 60-летию главного режиссера театра Александра Шаровского, и в ней участвовало аж двое народных артистов Азербайджана (Мабуд Магеррамов играл автора, а Фуад Османов бригадира-мафиози).  Большая часть труппы именно азербайджанские актеры.

Сначала о двух странностях. Почему-то билеты на все места стоили одинаково (независимо от того, первый это ряд партера или последний ряд балкона). Цена не высокая — на наши деньги в районе 800 рублей. Зал был заполнен примерно на треть. Из которых небольшая часть публики — гости столицы. Рядом со мной сидела туристка из Ижевска, которая гостила в Баку вместе с дочерью и маленьким внуком и сбежала в театр для того, чтобы хоть немного отдохнуть от семейной идиллии, а остальные — местные жители.

Вторая странность: во время стандартного объявления с просьбой выключить телефоны приятный голос убедительно просил не приклеивать жвачки к креслам в зрительном зале. Очень странно, тем более что Баку, наверное, один из самых чистых городов, которые я когда-то видел. За пять дней моего там пребывания даже окурка на земле не встретил, не говоря уже о более крупном мусоре... Ну да ладно. Кстати, просьба убрать телефоны была полностью проигнорирована публикой. Как только открыли занавес — все сразу похватали мобильники и начали снимать. Билетеры замечаний на эту тему не делали.

Но вернемся к спектаклю.

Спектакль был посвящен памяти, собственно говоря, Максуда Имбрагимбекова и известного народного художника СССР  Таира Салахова, бывшего художником спектакля.

Спектакль хоть и на русском языке, но очень азербайджанский. В нем рассказывается о жизни людей в маленьком рыбацком поселке Бугурда в 80-х 90-х годах XX века. И здесь есть всё: и советская реальность, и разборки местных рыбаков с криминальным авторитетом, и свадьба, и любовь, и юмор, и трагедия.

По стилистике постановка напомнила мне эстетику театра «Ромэн», только гораздо лучше и интересней. Очень много музыкальных номеров. Но если в «Ромэне» именно на этих музыкальных номерах делается основная фишка (а действие является как бы связкой между музыкальными номерами), то здесь они являются дополнительной иллюстрацией, демонстрирующей дух жизни простых людей. И если вы хотите понять, кто такие азербайджанцы — в первую очередь стоит пойти именно на этот спектакль. Сделаете для себя много открытий. 

При этом психологической драмы нет. Почти все сцены — плакатны с четким разделением на «Хороших» (их большинство) и «Плохих» (их меньшинство). И это при том, что Ибрагимбеков всегда ювелирно прописывал характеры своих героев. Каждый его герой — цельный, с хорошими и плохими сторонами. Тут — нет.

Даже крайне трагичная сцена, когда выясняется, что главный герой, заслуженный рыбак, самый популярный человек в поселке, имеет на стороне ребенка — наркомана, убившего человека, получилась прямо в стиле античной трагедии. С пафосной музыкой, откровенно театральными жестами и очень звонкими речами, в которых нет ни капли реализма.

Тем не менее, это вовсе не испортило постановку. Она смотрится весьма органично, и в ней нет даже элементов какой-либо «лубочности».

К сожалению, выбор театров в Баку небольшой. Постановки редки. Очень мне хотелось попасть на что-то экспериментальное, молодежное, но увы. Такое хоть и бывает, но далеко не каждый месяц. Главными событиями являются гастроли российских театральных трупп. И, тем не менее, местный театр успешно существует и развивается. Стоит отметить, что театр не является местом исключительно «Русской» тусовки в Баку. Вовсе нет. Большая часть зрителей — именно азербайджанцы, разговаривавшие друг с другом на родном языке. То есть русский театр им интересен. Очень жаль, что местные актеры практически не известны за пределами республики. Актеры достойные, и, конечно, им нашлось бы место в современном российском кино или сериалах. И это подняло бы популярность бакинского театра среди зрителей, как местных так и россиян.

В общем, если меня читает кто-то из современных кино-теле режиссеров, то рекомендую обратить внимание на труппу театра имени Самеда Вургуна. Есть из кого выбрать. Конечно, я мечтатель, но очень бы надеяться, что в Баку в будущем будут звать и лучших московских режиссеров. Несомненно, новейшие театральные методы в купе с национальным колоритом превратили бы Русский театр в Баку в один из самых интересных на постсоветском пространстве.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть