В великолепии зрелища вагнеровской истории "Лоэнгрина" в спектакле Большого театра узнается почерк его заокеанского коллеги нью-йоркской "Метрополитен-оперы". Стиль оперного Голливуда достойно выглядит на отечественной сцене главного музыкального театра нашей страны. Грандиозный масштаб повествования средневекового мифа, наполненный человеческими страстями, сроднился со стенами Большого оперного дома. Под сводами Исторической сцены явился зрителю Лоэнгрин из огромной космической дыры в верхней декорации-трансформере. Герой снизошел с небес к людям в простой современной одежде: белая рубашка, черные брюки.
Эффект сверкающих лат рыцаря Грааля, а также чистых помыслов Эльзы выполнял хор, раскрывая свои большие накидки белым подкладом. В сочетании с работой световой партитуры (художник по свету Дэвид Финн) достигалось мистическое яркое свечение. Черная сторона плащей участников хора сопровождала Ортруду и Фридриха в их красных одеяниях, темно-зеленый цвет появлялся на массовке в связи с германским королем Генрихом (Дмитрий Белосельский). Сценограф и художник по костюмам Тим Йип хоть и намекает цветом на амплуа персонажей, но буквально, вероятно, их считывать не следует. Хоровой коллектив присутствовал на сцене много, выполнял свои задачи хорошо и слаженно.
Яркая драматическая игра Юлии Маточкиной (Ортруда) при выразительном вокале была запоминающимися эпизодами трех действий оперы. Анна Шаповалова (Эльза) вела свою партию убедительно и качественно, голос звучал хорошо. Сергей Скороходов, опытный исполнитель вагнеровских партий, явно не растрачивал силы в первых двух актах, сэкономив вокальные и актерские силы на финальный монолог своего героя. Немного интонационно спорно прозвучал ансамбль солистов a capella в первом действии.
Дирижер Антон Гришанин руководил музыкантами интеллигентно, на равных, ожидаемо рассчитывая на высокую профессиональную компетентность оркестрантов. Действительно, оркестр Большого театра выглядел самодостаточным коллективным исполнителем, безупречным и, что важно, выносливым в продолжительном вагнеровском опусе.
Приятно было видеть в спектакле молодых вокалистов, участников Молодежной оперной программы Большого театра под руководствои Дмитрия Юрьевича Вдовина – тенора Романа Коллерта (один из четырех благородных брабантцев) и меццо-сопрано Анну Юркус (одна из четырех пажей). На XVI Зимнем международном фестивале искусств Юрия Башмета в Сочи в феврале 2023 ребята прошли мастер-курс известного музыканта, пианиста-концертмейстера Семена Скигина. На заключительном концерте вокального департамента фестиваля, посвященном памятным датам С. Рахманинова и Н. Черепнина, подопечные Дмитрия Вдовина ярко проявили себя в романсовом репертуаре.
Вагнер в театральной Москве – это знаковое событие столицы, небогатой на оперы автора романтических немецких музыкальных драм. Большой театр украсил свою афишу зрелищной постановкой одного из шедевров мирового оперного наследия - это прекрасный повод для воспитания вагнеровских голосов на российской почве.