Высказанная в начале мысль, оформляется в финале в готовность героев выйти в настоящую жизнь. Но между экспозицией и развязкой подборка историй героев, запечатленных ситуативно в душевном порыве, стремлении, восторге, печали, размышлении.
Фото: allinmos.ru
«Я пойду по улице, притворившись неприступной роковой женщиной в темных очках, овладевшей однажды сердцами пятнадцати мальчиков, и никто не узнает, что за внешним холодом прячется жажда неподдельного идеального чувства "
В название спектакля легла строка из стихотворения Беллы Ахмадулиной "Пятнадцать мальчиков "
"Но, видишь ли, и ты меня разлюбишь, и, победив себя, ты будешь говорить со мной надменно, как будто победил меня, а я пойду по улице, по улице... "
Главный герой спектакля – целое поколение. По замыслу создателей, это дети победивших в войне, люди воодушевлённые, радостные, нацеленные на светлое будущее. "Поколение рвущихся плавать!"
Образы персонажей создаются замечательными стихами Роберта Рождественского, Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадулиной, Евгения Евтушенко и песнями на музыку Таривердиева, Саульского. Каждый актер выступает здесь, в первую очередь, не выразителем уникального характера, а рупором поколения, одним из многих и частью большого целого.
Но, если любое другое поколение могло бы искренне и смело высказать свои юношеские мечты и искания, разве получилось бы что-то принципиально отличное от того, что показали актеры "А я пойду по улице, по улице "?
О чем мечтает это поколение, о чем трубит, о чем говорят двадцатилетние герои стихами 50-60-х годов? "Я богат. Повезло мне и родом и племенем. У меня есть Арбат. И немного свободного времени"
Они ищут себя, сравнивая и противопоставляя другим.
"Кто ты – непознанный Бог или природа по Дарвину – но по сравненью с Тобой, как я бездарен!"
Они задаются вопросами, которые мучили героев Достоевского.
"А если ничего собой не значу, то отчего же мучаюсь и плачу? "
И конечно, они говорят о любви: о первых опытах страдания и счастья, о разочарованиях и идеалах. Любовь кажется им чем-то настолько чудесным, что за бога вполне может сойти жених, и его ожидание, его предчувствие так похоже на религиозное чувство. Предузнавание любимого человека, ещё незнакомого пока, восхищает: "Господи, это же ты! "
Мечется душа молодого человека, жаждет побед, но и колеблется, смущается перед прекрасным.
"Ты большая в любви. Ты смелая. Я – робею на каждом шагу. Я плохого тебе не сделаю, а хорошее вряд ли смогу ".
Устремления героев, их желания актуальны во все времена, если выполнено условие мира и безопасности — найти себя, любовь — счастье. Они оптимистичны.
Фото: teatrpushkin.ru
"Солнце теплое, но без зноя. Нам светло. Мы живем весною ".
И неважно, какое время года за окном, внутри-то весна – пора, когда в несчастье верить невозможно.
Но наряду с восторженным максимализмом наблюдаются и первые ростки не цинизма, но мудрости!
"Люди думают, что знают тебя, но, на самом деле, они лишь помнят тебя "
Бомбардировка изящной точностью слога, красотой музыки, голосов и юности актеров продолжается полтора часа и не оставляет зрителя равнодушным.
Декорации минималистичны: это старые потертые чемоданы, символизирующие готовность героев отправиться в путь; сцену украшает полотнище со строками из стихов. В атмосферу прошлого погружают, помимо стихов и песен, упоминания о таксофонах за две копейки и прочих нехитрых способах коммуникации.
Очень трогательно выглядит сцена разговора двух молодых людей по междугородней связи. Теперь трудно вообразить, что когда-то было проблемой услышать человека, находящегося в другом городе. И о чем говорить, когда половины слов не слышно, а минуты идут, и в разговор вот-вот вклинится оператор, а надо сказать что-то важное, но получается говорить только о бессмысленном?
При всей кажущейся простоте, отсутствии сложного сюжета, спектакль производит на зрителя сильное впечатление. И если искусство, пусть и ненадолго, должно преображать сознание, то этот спектакль с задачей справляется. Свойственное юности предчувствие счастья, невыразимое чувство восторга перед наступающей новой жизнью, передается зрителю и не отпускает ещё долго.
В следующий раз спектакль пройдет в театре имени Пушкина 7 апреля.