Основные мероприятия по случаю юбилея состоялись 11 октября. С 12 часов дня на площади Арата в Кызыле развернулись презентационные тематические площадки различных районов Тувы. Особо отличилась делегация Овюрского кожууна, которая встречала гостей своей юрты вкусными угощениями традиционной тувинской кухни, а также вовлекала их в импровизированное представление, в ходе которого все желающие могли подпеть ансамблю музыкантов или закружиться в хороводе, в который с удовольствием вставали пришедшие на праздник кызылчане и гости города.

Нельзя не отметить и выставку школьного музея Усть-Элегестинской средней школы Кызылского кожууна "Уголок русской избы". Пришкольный музей работает с 2010 года, и всё это время его коллекция активно пополняется традиционными предметами быта русской избы и тувинской юрты.
Кроме того, гости праздника приняли участие в гастрономическом фестивале и увидели концерт лучших творческих коллективов со всей республики "Россия – Тыва: мелодии дружбы". Заметным событием стала и выставка-ярмарка товаров местных производителей и мастеров народно-художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства. Особенно большой интерес вызвали работы участников республиканского конкурса-выставки камнерезного искусства, посвящённого 125-летию мастера-камнереза Черзи Монгуша, "Узоры жизни на ожившем камне".

Также к юбилею была приурочена организованная на базе Национального музея Республики Тыва выставка "80-летие вхождения Тувы в состав СССР". Экспонатами выставки являются фотоматериалы, хранящиеся в фондах Национального музея, и знакомящие со знаковыми событиями в истории республики. Фотографии, представленные на стендах, повествуют о развитии промышленности, науки, культуры, сельского хозяйства и других сфер жизни Тувы за 80-летний период.
Поздравляли Туву и её жителей не только в самой республике, но и за её пределами. Так, 1 декабря в Казани, в Доме Дружбы народов Татарстана, прошли Дни культуры Тувы. Они стали настоящим праздником для всех любителей и ценителей культуры Тувы, объединяя людей разных национальностей и акцентируя внимание на богатом культурном наследии региона.

Перед началом концерта для гостей были организованы тематические мастер-классы, где участники могли познакомиться с традиционными тувинскими ремёслами. Кроме того, на мероприятии прошла выставка-ярмарка, где были представлены изделия местных мастеров и художников. Ну а кульминацией вечера стал собственно концерт, на котором зрителям были представлены традиционные тувинские песни и танцы, олицетворяющие собой богатство и самобытность тувинской культуры.
Кроме того, одной из самых приятных частей праздника стала дегустация национальных тувинских блюд, в ходе которой гостям предложили попробовать разнообразные угощения, что позволило участникам не только насладиться вкусом, но и прикоснуться к культуре региона через его гастрономические традиции.

События, к которым были приурочены праздничные мероприятия, произошли летом и осенью 1944 года. В значительной степени они стали следствием всей предшествующей истории российско-тувинских отношений и, в свою очередь, оказали немалое влияние на дальнейшую судьбу Тувы и её жителей.
Впрочем, вспоминая события 1944 года, конечно, следует копнуть чуть глубже и обратиться к более давним событиям.

Урянхайский край, принятый Российской империей под своё покровительство в 1914 году, стал её последним территориальным приобретением. В том же году началась Первая мировая война, приведшая к Февральской революции и падению самодержавия в России. В разного рода литературе события 1914 года нередко трактуют как вхождение Тувы в состав России, но на самом деле это не совсем так. Речь шла именно о протекторате, по условиям которого пять кожуунов Урянхайского края переходили под покровительство "Белого царя" – российского императора, но при этом в значительной степени сохраняли автономию и самостоятельность в решении основных вопросов внутренней и внешней политики. После Февральской революции Урянхайский край, как и всю Россию, сотрясали политические бури и катаклизмы. Временное правительство, пришедшее на смену династии Романовых, продлило действие протектората, но свергнувшие его большевики этот протекторат отменили. В последующие годы Гражданской войны тувинские земли попеременно оказывались под контролем то красных, то белых, а также китайской и монгольской армий, пока, наконец, в 1921 году не была образована Тувинская народная республика. Формально это государственное образование было полностью независимым, но de facto оно в очень большой степени зависело от Советской России как политически, так и экономически. В частности, Тува не имела своих дипломатических представительств ни в одной мировой столице, кроме Москвы и Улан-Батора, и именно СССР представлял её интересы на международной арене. В общем, независимость была скорее на бумаге, а по сути ситуация была несколько иной. Такое несколько неопределённое status quo сохранялось до 1944 года, когда Тува вошла в состав РСФСР на правах автономной области, став, таким образом, полноправной частью Советского Союза.

Относительно недавно, в 2014 году, в Туве с большим размахом отмечали две круглые даты – 100-летие присоединения к России (опять же, этот термин не вполне корректен, но для простоты будем пользоваться им) и 70-летие вхождения в состав СССР. Как известно, любой юбилей – это не только праздник, поздравления, подарки и улыбки на лицах, но и повод оглянуться назад, подвести некоторые итоги и оценить, с каким багажом юбиляр подошёл к этой торжественной дате. Конечно, суждения здесь могут быть самые разные, и любая точка зрения имеет право на жизнь. История Тувы была непростой, а в чём-то даже и уникальной, и многие аспекты прошлого и будущего республики вполне могут быть подвержены анализу и критическому переосмыслению. Полемика на эти темы в научной и публицистической плоскости, мне кажется, была бы уместна и даже полезна. Не зря ведь говорится, что в споре рождается истина.
Долгое время будучи под властью Монголии и Китая, Урянхай, тем ни менее, сохранял свою самобытность и культурную идентичность, так же как и в последующие годы, в период тесных отношений сначала с царской, а затем и Советской Россией. Например, тувинцы – чуть ли не единственный из народов Сибири, кто не был обращён в православную веру в период активного освоения этой территории Россией.

Традиционными религиями здесь считаются шаманизм и ламаизм, которые и сегодня сохраняют в республике немалое значение. На протяжении веков тувинские земли активно осваивались российскими переселенцами – это и золотоискатели, и староверы, и крестьяне, и купцы, другие категории, которые более-менее мирно уживались с коренным населением. В середине и второй половине XIX века Россия начала довольно активную экспансию в этот регион, которая отчасти сдерживалась опасениями конфликтов с Китаем, но после Синьхайской революции 1911 года Цинская империя прекратила своё существование, и китайский фактор потерял былое значение. Это позволило существенно интенсифицировать процесс распространения российского влияния на тувинские земли, что и послужило основой для последующих событий 1914 и 1944 годов.

Тува – регион уникальный. Его столица, Кызыл, была заложена в 1914 году и изначально называлась Белоцарск, а своё нынешнее название получила в 1926 году. Она расположена в месте слияния Большого и Малого Енисея, которые вместе образуют собственно Енисей, или по-тувински Улуг-Хем, что в переводе означает "великая река". Вообще, природа в республике просто потрясающая, и эти живописные красоты вполне могли бы служить притоку туристов в Туву из других регионов России. К сожалению, пока в силу ряда причин этого не происходит.
Вследствие территориальной отдалённости и транспортной недоступности россияне в массе своей знают о Туве крайне мало, а их представления о ней строятся на мифах и стереотипах, имеющих мало общего с реальностью. А ведь посмотреть в Туве есть на что: здесь и реки, и горные вершины, и тайга, и целебные озёра. И очень жаль, что такие жемчужины российской природы не получают того внимания, которого они достойны.

Одним из достояний Тувы являются её жители, в значительной мере сохранившие свои исконные обычаи и традиции, среди которых, например, почитание старших. Среди прочего это проявляется в том, что профессия учителя, которая в целом по России уже давно не относится к числу престижных, в Туве остаётся таковой, а учитель, или по-тувински башкы, пользуется огромным почётом и уважением как у детей, так и у их родителей.
Конечно, в Туве по сей день немало проблем, как и почти в любом российском регионе. Во многом это обусловлено объективными факторами – после относительного благополучия советской поры наступила эпоха "лихих 90-х", когда маленькую республику буквально сотрясали экономический, политический, социальный и межнациональный кризисы. Со многими из этих проблем не удалось в полной мере справиться до сих пор, но, вместе с тем, несмотря на все проблемы, Тува живёт довольно разнообразной и полноценной жизнью, в том числе культурной – так, например, тувинская литература является одним из весомых элементов культурного богатства республики и одной из наиболее интенсивно развивающихся среди всех национальных литератур нашей страны. Хочется верить, что этот потенциал будет грамотно использован для будущего развития и процветания Тувы, во благо каждого её жителя.