"Пугачев" по драматической поэме Сергея Есенина. Мастерская Петра Фоменко. Новая сцена. Режиссер Федор Малышев.
17 июня 2024
IX Международный конкурс оперных певцов Вишневской
17 июня 2024
Независимый профсоюз актеров театра и Мариупольский русский драматический театр осуществят постановку "Ревизора" в Мариуполе
14 июня 2024
"Кровавая свадьба" Федерико Гарсиа Лорки. Театр имени Ермоловой. Режиссер Георгий Сурков.
14 июня 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Как Татьяна Толстая и Майя Кучерская читают Чехова

Специально для "Ревизора.ru".

Фото: афиша встречи.
Фото: афиша встречи.

19 мая в лектории музейного комплекса "Рабочий и Колхозница" на ВДНХ прошла встреча писательницы, телеведущей, публициста, литературного критика Татьяны Толстой с писателем, профессором НИУ ВШЭ, соосновательницей Creative Writingschool, модератором Майей Кучерской.

Формат паблик-ток "обкатанный": вопросы-ответы между модератором и спикером, затем вопросы из зала и автограф-сессия. Аудитория заполнена, мест пустых нет, вероятно, публику привлёк интерес к обеим писательницам.


Все фото с мероприятия сделаны автором.

Тем не менее, привычный формат даёт отвлечения – это и есть самое интересное. И вот уже разговор касается любовницы Чехова, затем вдруг возникают разрезанные пополам джинсы. Потом чемодан с письмами и дневниками. Ковровые дорожки на лестницах и двери питерских парадных. Мифы русской матрицы.

Звучат имена: Пропп, Джойс, Достоевский, Цветаева, Елизавета Водовозова, Нина Берберова, Сергей Гандлевский, Александр Тимофеевский. Но чаще всего упоминался Чехов.



Татьяна Толстая поделилась планами и проектами работы над изданием мемуаров и стихов Натальи Крандиевской (1888 – 1963) – бабушки писательницы, а также над архивом прабабушки – Анастасии Романовны Крандиевской-Тарховой (1866 – 1938), которая оставила после себя около 60-ти страниц связанных воспоминаний и массу несвязанных реплик в отрывочных блокнотных записях. "Бабушка Анастасия Романовна выбрала меня", – говорит Татьяна Никитична, делясь впечатлениями о нелёгком труде разбора почерка и восстановления фактов семейной истории. При выборе верного тона и формы подачи материала профессиональное побеждает родственное, и Татьяна Никитична сетует на то, что прабабушка "вязнет в повествовании, хочет довести до читателя уже понятную ему мысль, не умеет работать образами и не имеет чувства юмора".



В ходе открытого разговора от Татьяны Толстой мы узнаём, что для неё:

"Блок – это трансовый поэт",

"Гумилев – как бы свой, он друг дедушки Лозинского",

"К Мандельштаму вопросов нет, он гений. Вопросы есть к прозе Пастернака, "Доктор Живаго" – это скучная книга, хотя стихи в ней отличные",

"Состояние транса можно нагнать стихами",

"Ни дня без строчки, не согласна. Тебя должно осенить, и то это не гарантия, что что-то выйдет. Это будет мертвечина, если ты ничем не озарен",

"Из маленьких недоговорённостей вырастают большие смыслы".

В мягкой, пиететной манере опытного ведущего Майя Кучерская задаёт вопросы, один другого любопытней, внимательно выслушивает собеседницу, давая высказаться.



Бывали ли случаи, когда литература создавала жизнь? Писатель – жрец и должен существовать только ради своего культа, или возможны одновременно другие ипостаси? Кто у писателя божество? Чем писателю помочь себе, если состояние транса ушло, и его надо догнать? С возрастом количества потерь увеличивается, как проживать этот ужас, с помощью чего?  Откуда берётся молодая поросль в писательстве? Что происходит с литературным произведением со временем? 
 
Кучерская: От книг каких авторов вы получили удовольствие?

Толстая: Не читаю современную литературу вообще. Неинтересно, что они там сейчас пишут. Читаю Чехова.

Кучерская: В Википедии сказано, у вас десять внуков. Расскажите об отношениях с ними.

Толстая: Википедия не точна, внуков 14. Со всеми разные отношения, всех люблю.

Запомнились некоторые вопросы из зала. К примеру, про "Школу злословия". Татьяна Никитична не жалеет о закрытии телепрограммы, ей всегда сложно и напряженно находиться под софитами.

Ещё одна зрительница уточнила, какой Толстая была в девичестве, такой ли прямолинейной, как сейчас. И получила ответ: я – социопат, аутист и мизантроп.



Формат паблик-ток стремительный, подвижный, информативный, не дающий устать от общения ни залу, ни участникамна сцене. Но, как известно, всё хорошее когда-то кончается. И замечательно, если, уходя, несёшь в себе голоса двух собеседниц, продолжаешь диалог и снова хочешь перечитывать Чехова.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Вольдемар Шилейко, "профессор Ша"
"Пугачев" по драматической поэме Сергея Есенина. Мастерская Петра Фоменко. Новая сцена. Режиссер Федор Малышев.
IX Международный конкурс оперных певцов Вишневской

В Москве

Программа X Книжного фестиваля "Красная площадь" 2024 на 7 июня
Программа книжного фестиваля "Красная площадь" 2024 на 6 июня
X Книжный фестиваль "Красная площадь" стартует 6 июня
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть