Вековой юбилей бестселлера Станиславского
19 апреля 2024
"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Дело жизни "чернокнижника" Федорова

Первая печатная книга на Руси вышла в свет в марте 1564 года.

Фото: 24smi.org
Фото: 24smi.org

Российскому первопечатнику Ивану Фёдорову были посвящены бесплатные экскурсии, которые прошли в Москве. Точных данных о дате и месте его рождения нет, по одной из версий исследователей, именно в этом году исполняется 500 лет со дня рождения Федорова.

Иван, Федоров сын – один из первых русских книгопечатников, издатель первой точно датированной печатной книги "Апостол", родился между 1510 и 1530 годами. В выходных данных изданных Федоровым книг он значится под разными фамилиями-прозвищами: Иван Федорович Москвитин, Московит или Московский.


Фото: rtp-news.com

Федоров был хорошо образованным, разносторонне просвещенным человеком, он знал не только книгопечатное дело, но еще и отливал пушки, хорошо разбирался в полиграфии, граверском деле.

Но именно книгопечатание он считал призванием и делом всей жизни, через которое выражал свое служение Христу.

 Любовь к книгам (а книги в ту пору были исключительно религиозного характера) он приобрел, будучи церковным дьяконом.


Фото: diletant.media

Парадоксально, но, являясь служителем церкви, Федоров всю жизнь сталкивался с ненавистью и невежеством духовенства. 

Чем был книгопечатный станок для духовенства в то время, когда книги создавались вручную?

Страшной бесовской машиной, способной за очень короткое время напечатать сотни и тысячи экземпляров страниц, над которыми монахи-переписчики сидят годами; машиной, не умеющей помолиться перед работой; "испросить благословения на труд, ибо бездушна". 


Фото: lai-urgi.urfu.ru

Разумеется, человек, управляющий такой машиной, в глазах общества шестнадцатого века, – чернокнижник, опасный вредитель, намеревающийся отнять работу у писцов и уничтожить на корню рукописную традицию создания книг.

Косность взглядов и прагматичный интерес толкали противников Ивана Федорова на самые неприглядные поступки. В послесловии ко Львовскому "Апостолу" Федоров пишет про своих неприятелей: "зависти ради многия ереси умышляли, хотячи благое въ зло превратити и Божие дѣло в конецъ погубити". 


Фгото: present5.com

Но дело Федорова не погибло, как ни старались его гонители. Судя по всему, Иван Федоров был очень везучим человеком. Его дело везде, куда бы он ни поехал,  встречало всестороннюю поддержку у прогрессивных людей и меценатов.

Одним из таких людей был царь Иван Грозный. Ему очень хотелось иметь в Москве типографию, как в Европе, где уже сто лет как печатали книги, благодаря изобретению Иоганна Гутенберга – печатному станку с подвижными литерами. Об этом царь сказал митрополиту Макарию, человеку, не противящемуся прогрессу.


Фото: zen.yandex.by

Вероятно, митрополит Макарий  порекомендовал Ивану Грозному смышленого дьякона Федорова, когда царю понадобились люди для работы в типографии, и так состоялось их знакомство.

Типографией, в которую поступил работать Федоров, управлял Ганс Мессингейм – датский книгопечатник, присланный королем Дании Кристианом III по просьбе Ивана Грозного. В Польше для типографии заказали оборудование: печатный станок и наборные кассы с отлитыми из свинца буквами на церковнославянском языке.

Мессингеймом было выпущено несколько "анонимных" изданий, не имевших никаких выходных данных. (В этом смысле "Апостол" Федорова не является самой первой печатной русской книгой, ей предшествовали еще как минимум семь книг.) 


Фото: metalspace.ru

Где была эта первая типография, почему прекратила свое существование, и как в дальнейшем сложилась судьба датского книгопечатника Мессингейма, неизвестно.

Но начало было положено. Мессингейм принес в Москву знание о книгопечатании и оставил после себя учеников, одним из которых стал Иван Федоров. 

После не слишком удачной попытки наладить книгопечатание с помощью Ганса Мессингейма царь не оставил своей затеи и распорядился построить неподалеку от Кремля, на Никольской улице еще одну типографию, которая получила название Печатный двор.


Фото: zen.yandex.ru

Именно здесь в 1564 году фантастическим для того времени тиражом, около 2000 экземпляров, была напечатана Иваном Федоровым и его помощником Петром Тимофеевичем Мстиславцем книга "Апостол" –  своего рода шедевр русского книгопечатания. 

Над этой книгой Федоров трудился год: он не только набирал текст и печатал оттиски на бумаге, он еще и создавал орнаменты, гравюры, виньетки, буквицы, словом, выступал в роли графического дизайнера.  

Кроме того, при издании "Апостола" Федоров использовал оригинальные методы, которые станут характерными для русского книгопечатания. Один из них – метод печати в два прогона для получения традиционного черного цвета текста с красными буквицами или орнаментами. 


Фото: maxanto.ru

Годом позже Иван Федоров выпускает вторую книгу – "Часослов".

Итак, Федоров доказал, что процесс создания книг может быть эффективным, рациональным и экономным, что вызвало общественное негодование, которое закончилось поджогом типографии.

Мастерскую спасти не удалось, Федоров вынес из огня лишь небольшую долю своих материалов: инструменты, 35 досок со шрифтами и гравировальные доски, которые он впоследствии увез в Литовское княжество.


Фото: prezentacii.org

Сразу после пожара в типографии Федоров навсегда покидает Москву.

Почему он уехал? Не смог больше выносить нападки неприятелей, называвших его чернокнижником? Устал бороться за свое дело и решил начать с чистого листа на новом месте? Или был отправлен царем в дальнюю командировку?

Достоверно неизвестно.

Но как бы то ни было, в Литовском княжестве Федоров при меценатстве гетмана Ходкевича продолжил работу. Здесь были напечатаны книги "Учительское евангелие", "Псалтырь с Часословцем".  


Фото: multiurok.ru

Однако поддержка Ходкевича продолжалась недолго: католическое духовенство заставило гетмана отказаться от спонсорства в напечатании кириллических религиозных книг, и Федоров уехал во Львов. 

Много лет он мечтал о создании церковно-славянской азбуки, и во Львове она была, наконец, напечатана.

В конце 70-х Ивану Федоровичу снова улыбнулась удача, его пригласили работать в типографию князя Константина Острожского и назначили главным печатником. Спустя несколько лет после создания знаменитой "Острожской Библии", в 1583 году Иван Федоров умер.  


Фото: litcult.ru

В книгопечатании он видел свое предназначение и посвятил этому всю жизнь, невзирая ни на какие трудности.

А в Русском царстве после отъезда Федорова книгопечатание тоже не остановилось. Иван Грозный основал новую типографию, но не в Москве, а возле своей резиденции в Александровской слободе. Во главе новой типографии встали ученики Ивана Федорова. 

В 1597 году они переиздают  «Апостол» с послесловием Федорова тиражом более тысячи экземпляров.
 
Федоров очень любил писать предисловия и послесловия к книгам. Его послесловия – своего рода художественные тексты, где он рассказывает о себе и мотивах, побуждающих заниматься книгопечатанием, и конечно, его главный мотив – служение Богу.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Вековой юбилей бестселлера Станиславского
"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть