Благополучие и благоденствие
8 октября 2024
Возвращение графа
8 октября 2024
Спектакль по мотивам романа Ф.М.Достоевского "Идиот" в пространстве "Внутри". Режиссер Алексей Френкель.
8 октября 2024
Впервые в Москве: Премия "Арт-платформы"
8 октября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко прошли премьерные показы "Точки пересечения"

Балет для будущего. В московском Музыкальном театре ищут таланты

Полина Заярная, фото Светланы Постоенко
Полина Заярная, фото Светланы Постоенко

Профессия хореографа - сегодня одна из самых проблемных. Дела в ней складываются по принципу "много званых, но мало избранных". Спектакли и концертные номера появляются регулярно, но качество, и в России, и за ее пределами, часто оставляет желать лучшего. Специалисты даже говорят - и не первый год - о кризисе профессии.

В этой ситуации постановщиков нужно выращивать и пестовать. Мастерские молодых хореографов -  распространенная на планете практика: именно так  мир впервые узнал о многих  крупных мастерах. В последние годы такие проекты активно пропагандируются и у нас. Один из них -  "Точка пересечения" в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. (МАМТ). Название удачное: поиск нового в современной  хореографии и впрямь может быть только в пересечении стилей и направлений.

Проект был задуман в прошлом году, когда первая "Точка пересечения" явила работы отечественных хореографов. Тогда обратил на себя внимание эксцентричный опус Андрея Кайдановского "Чай или кофе?", который ныне вошел в афишу национального театрального фестиваля "Золотая маска". Во второй "Точке" Музыкальный театр обнаружил перспективные имена  в разных странах мира. Что общего между четырьмя молодыми хореографами? Прежде всего, заданный формат: не более 20 минут с минимумом реквизита и декораций. Активное использование мультимедиа: видеоряд  "танцует" не  меньше  людей. И вольное обращение с танцем: нет никаких правил,  кроме авторского желания.

Солист Баварского  балета Дастин Кляйн пробует себя как постановщик с 2012 года.  Его мини-балет "X-2" навеян, как поведал буклет, "Черным квадратом" Малевича. В принципе, именно такой бессюжетный, танец больше всего подходит для  игры с загадочными  смыслами "Квадрата". Впрочем, о живописи как прототипе "Х-2" зрителю можно ничего и не знать. Вы и так почувствуете, что Кляйн мечтал прорваться в нечто, не описываемое чисто рациональными выкладками. Познать некие изначальные структуры, которым вторит оптическое мельтешение на экране: воплощение того,  что в  истории живописи называется "оп-арт". Есть еще всплески стробоскопа, мужская агрессия босого танца и женская сексапильность на пуантах, черные купальники в ломке красного цвета - и покрытое черной краской лицо и тело одной из танцовщиц. Ее извилистую фигуру в полумраке можно считать кукловодом, управляющим танцем трех пар солистов.

Подспудная "литературность" вроде бы абстрактного балета приводит к  парадоксу: кажется, что Малевич вообще не причем, зато автор подробно поведал  о чьих-то зловещих  кознях. Когда кончается музыка (а вместе с ней - видео-плетение на экране), и танцовщики напоследок движутся в тишине, заявленная многозначительность оборачивается  просто  потоком  балетных комбинаций.

Постановка танцовщика Венской государственной оперы Эно Печи – тоже не  авторский дебют. С помощью возвышенно-нервной музыки Шопена и жесткой электроники Гордона Эшворта Пети исследует феномен дежавю. В его танце запечатлены туманные воспоминая о том, что было, а возможно,  и не было. А время, в котором ты плаваешь, как щепка в океане как будто растянуто. В череде неизвестно куда спешащих людей (пиджаки на голое тело) твой взгляд цепляет кого-то, но ненадолго, мимолетная элегия сменяется столь же мимолетной тревогой, а смутное узнавание – холодной отстраненностью. Печи стремится передать ощущение почти бессознательной  суеты, подвешивая над сценой  качающийся маятник, заключая исполнителей в круге света и на границу тьмы,  сочиняя короткие дуэты, в которых плавная текучесть линий сменяется экстремальными выбросами телесной энергии. Мучительная сладость дежавю, его фантомная призрачность и неопределенность ловко замкнуты в неоклассике, приправленной европейским чувством формы.

Оксана Кардаш и Сергей Мануйлов, "Дежавю" Эно Печи, фото Светланы Постоенко 

Наиболее "конкретный" балет представил Дмитрий Хамзин – бывший солист  МАМТа,  ныне танцовщик Балета  Цюриха. Опус под названием "Железный занавес" призван, как утверждает Хамзин, говорить о "русской душе, широкой, творческой и свободной жаждущей простора и полета. Заключенной в рамки системы, где все равны".  Композиторы тоже все свои: от  Рахманинова с Чайковским до Скрябина со Свиридовым. 

Под эту нарезку автор запустил танцы с подтекстом: с одной стороны,  шапка-ушанка с советской символикой, знак несвободы, падающий с потолка, а с другой - цветастые футболки, выглядывающие из-под серых пиджаков. По ходу действия одноцветное всячески пытается удушить многообразно-пестрое. А душа, по Хамзину, есть у всех, что у черного охранника в той ушанке, буквально руками выравнивающего народ, что у охраняемых, вынужденных подчиняться. Человек - не машина. Вон как заходится в танце, что бы там ни было! Эти положения, увы, доложены иллюстративным пластическим языком и «в лоб», что не способствует визуальной сложности зрелища. Может, автор  хотел сделать лубок?

Под занавес показанное сочинение  - "То, да не то" в постановке израильтянина Эяля Дадона -  стало самым смешным балетом в "Точке пересечения". Ухватить его суть не так-то просто. Начина с английского названия "same SAME".  Слегка  абсурдная история рассказана с "приколами": бессвязная вроде бы цепь действий, воплощенная в отвязном танце, незаметно обретает связи - и некий неочевидный смысл, который предстоит понять. Большую роль играют парики блондинок, символы перевоплощения, которые летают по сцене, приземляясь то на пол, то на головы танцовщиков. Парики даже бормочут что-то шутовскими голосами. Срывая слои утепляющих одежд, артисты делают упражнения балетного класса, чтобы выйти из этой размеренной обязаловки на житейский простор,  где всегда есть место  схватке  нашей изменчивости и нивелирующего нас общества.
 
Сцена из  балета  "То. да не то" Эяля Дадона. Фото Светланы Постоенко

Идею  проекта активно поддержал новый руководитель балета МАМТа Лоран Илер: кто-кто, а бывший премьер балета Парижской оперы понимает его важность. Конечно, у такого танца в России есть своя, вполне многочисленная, аудитория. Не существует наверное, пластики, с которой  здесь не были бы  знакомы - благо,  спектаклей,  гастролей и  фестивалей за последние годы хватало. Но у нас традиционно силен зрительский консерватизм (в балете - особенно) так что публику стоит терпеливо "воспитывать". И Илер объясняет: "Зачем академическому театру нужна современная хореография? Для того,  чтобы идти в ногу со временем,  потому что каждая эпоха имеет свой язык, свою эстетику…. Освоение нового хореографического языка развивает танцовщиков, … благодаря этой работе артист лучше узнает возможности  своего тела, а значит, будет лучше танцевать как современные постановки, так и классику".

Требования современного танца к координации тела – необходимая  профессиональная школа для российских  танцовщиков, обученных прежде всего классике. Важно, что танцы ставились непосредственно  на солистов балета МАМТа, а в таких случаях исполнитель раскрывается в полноте возможностей. Оксана Кардаш, Анастасия Лименько, Сергей Мануйлов, Валерия Муханова, Сарэл Афанасьев, Дмитрий Соболевский, Эрика Микиртичева и другие от участия в проекте только выиграли.

Читайте также: "В Камерном зале Филармонии состоялся концерт ансамбля солистов “Imaginarium”, посвящённый английской карикатуре рубежа XIX-XX вв.", Владимир Зисман

Итальянская “Сибирь” в Геликон-опере, Владимир Зисман

Фестиваль "Опера априори" готовит российские и мировые музыкальные премьеры, Майя Крылова

А также другие материалы по теме "Музыка".



 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Благополучие и благоденствие
Возвращение графа
Впервые в Москве: Премия "Арт-платформы"

В Москве

От премьер до театрального форума. О планах Театрального центра "На Плющихе"
Царское это дело: "Петр Первый" Саратовского театра оперы и балета
"Кашемировые" новости
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть