Работа Василия Маслова. Фото: theartnewspaper.ru
Как сообщает телеканал "Культура", проект музейного учреждения - реконструкция последней прижизненной экспозиции художника Василия Николаевича Маслова. Она состоялась зимой 1937 года. Летом того же страшного года Маслова арестовали, его творческое наследие отправили в архивы. Зимой 1938 года Маслова расстреляли. Реабилитации его удостоили только в 1959 году.
Имя Василия Маслова связано с известной Болшевской трудкоммуной, созданной в 1924 году. Организацию основали по распоряжению наркома внутренних дел Генриха Ягоды в целях воспитания строителей коммунизма из неблагополучной молодежи – беспризорников, сирот и т.п. Василий Маслов сам был из таких. Старший в семье с четырьмя детьми, он после смерти матери ушел из дома, бродяжничал. Говорят, в трудкоммуну ему посоветовал поступить Максим Горький, заметивший в юноше дар художника.
В помещениях трудовой коммуны Маслов расписывал стены фресками с агитационными сюжетами – индустриальными пейзажами и прочими приметами светлого будущего. Позднее фрески закрасили и частично уничтожили, но это особая история.
По данным телеканала, в нижегородской экспозиции более 90 работ художника в жанрах графики и живописи, а также архивные документы, призванные показать историю страны через судьбу одного прославленного в свое время, но забытого после гибели живописца. Как сообщил телевидению директор Нижегородского государственного художественного музея Роман Жукарин, ради организации выставки сотрудники музея работали в архивах, обращались к структурам и учреждениям, которые помогли восстановить историю. В итоге была сделана реконструкция, в которой в ряды старых фотографий влилось несколько "живых" музейных работ.
Одним из представляющих наибольший интерес экспонатов выставки является картина "два в одном": на лицевой стороне - зимний пейзаж, на обороте - портрет Матвея Погребинского, начальника Горьковского НКВД, работавшего также в Болшевской трудкоммуне, бывшего наставником и другом Василия Маслова.