Бах - 340!
25 марта 2025
Поющие в терновнике
25 марта 2025
Юрий Тынянов: исторический оптимизм и слоны
25 марта 2025
Фестиваль "Фонд Юрия Розума. Первые 20 лет"
24 марта 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

6 февраля 2025 13:57

"ПУФ или Ложь и Истина" Эжена Скриба. Театр Вахтангова. Новая сцена. Режиссер Ася Князева.

Специально для "Ревизора.ru".

Фото Валерия Мясникова предоставлены пресс-службой театра
Фото Валерия Мясникова предоставлены пресс-службой театра

Как сказала одна зрительница: театр Вахтангова – как "Луи Виттон". Сложно с этим не согласиться. Какой бы спектакль я ни смотрел: пластика актеров, свет, декорации, подбор музыки – все на уровне "Люкс".

Разумеется, такая база идеальна для молодых режиссеров. Общий уровень мастерства сможет нивелировать те или иные ошибки.

И Ася Князева использовала возможности театра на все 100 процентов, добавив к ним самое важное, что может быть у режиссера: вкус и смелость.


Клим Кудашкин, Виталий Иванов

Несмотря на то, что Эжен Скриб – классик французской драматургии, в нашей стране его ставят не часто. Лично я эту пьесу не читал и не слышал о её существовании.

Оказывается – зря. Пьеса безумно актуальна. Написана 200 лет назад, но как будто прямо сейчас. Каждый элемент – отлично знаком. "Пуф" – значит "фейк", пыль в глаза.

В пьесе рассказаны истории издателей, которые давали в газеты ложные статьи о том, за какие гигантские деньги они купили ту или иную рукопись, о театральных деятелях, которые пишут о том, что на те или иные спектакли аншлаги и приходится вызывать полицию, чтобы сдержать всех желающих попасть (а на самом деле театр пустой).


Мария Волкова

Тут же есть и авантюристы, пытающиеся загнать акции железной дороги, которые никогда не поднимутся в цене, уважаемый богач – скряга, который на деле практически разорен.

И на фоне этого военный, который только что приехал из Алжира для того, чтобы помочь вдове своего командира. И он с самой первой сцены окунается в водоворот вранья, лицемерия, лжи.

Ну, согласитесь! Параллель идеальная!


Мария Волкова, Клим Кудашкин 

Ася Князева могла пойти по самому простому пути: переодеть всех героев в современную одежду, поменять слово "Пуф" на более знакомое "Фейк", литературные салоны – на соцсети и марафоны желаний, акции железнодорожной компании – на очередные виды крипто валют. И можно было смело объявлять, что спектакль молодежный, и загонять туда блогеров и жертв Елены Блиновской и компании. (А их сотни тысяч).

Но она пошла более сложным путем, все-таки сохранив французскую аутентичность пьесы, не стала уходить в массовость.

В итоге – мы имеем актуальность плюс изящество в стиле театра "Комеди Франсе", и это дает спектаклю легкость, воздушность. Есть мораль, но она не подчеркивается, не давит. Она как бы откладывается на подкорке сознания. Режиссер тонко замечает – это не реальность, это все-таки театр.

Перед спектаклем Ася Князева говорила о том, что благодаря, в том числе, Эжену Скрибу на сцене появился такой культовый персонаж, как Пьеро.

И здесь он также присутствует в образе Пуфа, необученного ангела (Александра Стрельцина), практически пантомимного персонажа, которого видим в большинстве сцен. Пуф своими действиями, жестами значительно усиливает драматургию, не мешая при этом легкости.


Александра Стрельцина 

Если принять действие на сцене за единицу, то образ Пуфа – это ноль. Но именно тот самый ноль, который делает из единицы десятку.

Несмотря на то, что спектакль выдержан в серых тонах, постановка получилась очень  "пестрой" с эмоциональной точки зрения.

Смотришь на сценические перипетии и яркость, цветастость начинает сама проявляться в голове, несмотря на то, что на сцене все тот же серый фон. Необычный и очень интересный эффект.

Ну, и, разумеется, нельзя не упомянуть о звездах театра Евгении Князеве и Владиславе Демченко. Великолепно созданные комические образы именно так, как умеют французы (и вахтанговцы, конечно).


Евгений Князев, Мария Бердинских 

В одной из сцен мне даже казалось, что передо мной и не Евгений Владимирович вовсе, а Луи де Фюнес. Притом не французский Луи, а наш, вахтанговский.

И это, конечно, заслуга не только Народного артиста России, но и режиссёра – все-таки Ася смогла органично объединить две эстетики.

У меня есть несколько мелких претензий к постановке. Кое-где текст можно было бы немножко сократить, возможно, добавить немного французской циничной безбашенности, но, в целом, однозначный респект режиссеру и спектаклю.

Идти надо! И я тоже пойду по второму разу, для того, чтобы посмотреть Михаила Васькова (он играет ту же роль, что и Евгений Князев). Поскольку Евгений Владимирович и Михаил Юрьевич – достаточно разные как внешне, так и по темпераменту, очень интересно, как будет решен образ героя во втором варианте.

До встречи на "Пуфе"!

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Бах - 340!
Юрий Тынянов: исторический оптимизм и слоны
Поющие в терновнике

В Москве

Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
"Свет остается". О творческой встрече с поэтом Еленой Янушевской в Доме Лосева.
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть