Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

10 ноября 2016 15:33

Центральный театр кукол им. С. Образцова потряс зрителей МАРШАКа спектаклем о блокаде Ленинграда

3 ноября на сцене воронежского театра кукол “Шут” состоялись показы новой редакции спектакля “Ленинградка” – лауреата национальный театральной премии “Золотая маска”.

Ленинградка. Фото: Театра кукол Образцова
Ленинградка. Фото: Театра кукол Образцова
Ленинградка. Фото: Театра кукол Образцова
Ленинградка. Фото: Театра кукол Образцова
Ленинградка. Фото: Театра кукол Образцова
Ленинградка. Фото: Театра кукол Образцова
Ленинградка. Фото: Театра кукол Образцова
Ленинградка. Фото: Театра кукол Образцова
1/8
Ленинградка. Фото: Театра кукол Образцова
Ленинградка. Фото: Театра кукол Образцова
Ленинградка. Фото: Театра кукол Образцова

Впервые эта пронзительная история о девочке Вале, которая пережила самое страшное в своей жизни время – блокаду Ленинграда, была поставлена в 2008 году в Санкт-Петербурге. Семь лет спустя спектакль обрел вторую жизнь – новая редакция была сделана для малой сцены Театра кукол им. С. В. Образцова. Создатели постановки – режиссеры-кукольники Борис Константинов, Денис Шадрин и Алексей Шишов.

Я и мои друзья – соавторы спектакля тогда работали в Германии, придумывали наш маленький театрик Karlsson Haus и захотели сочинить сказку на больную тему, – вспоминает Борис Константинов, сегодня уже главный режиссер Театра кукол им. Образцова, – А что у нас болит? Блокада. И стали искать блокадников, которые еще живы. Придем в гости к одной бабушке, она рассказывает: “Я была пионеркой, тушила зажигалки!” Идем к другой – то же самое. Как будто у них выработался один и тот же рассказ, когда к ним пионеры ходили. Но однажды попали мы к Валентине Родничевой. Она говорит: “Ничего я вам сказать не могу, никаких подвигов я не совершала. Была маленькой, и очень испугалась. Забралась в шкаф, да так там и сидела”. Соседи, которые помогали ее выхаживать, даже подумали, что она помешалась. Правдивая история, в которой не было героизма. Ребенок, все-таки, не должен совершать подвиги. Это взрослые должны сделать все для того, чтобы его не окружала эта страшная война. И вот эта Валечка подарила нам возможность, оттолкнувшись от ее не-геройства, сочинить такую вот сказку”.

Фото: Андрей Парфенов

Вся сказка помещается в прямоугольный экран. Кадры военной хроники сменяются таким же черно-белым, но уже игровым кино. Папа Вали, уходя на фронт, рассказывает дочке про домового. Девочка с мамой пытаются уехать из Ленинграда, но на вокзале кто-то крадет их чемодан и предписание об эвакуации, и они возвращаются домой. Мама погибает при очередной бомбежке. Валя прячется в шкаф и грезит на гране жизни и смерти – кинопроекция волшебным образом растворяется и появляется кукольная фигурка домового Тимофеича, который на протяжении всего действа будет спасать свою маленькую хозяйку от холода и голода, а затем уйдет на фронт искать ее отца. Видения девочки – кукольный план с его героями – удивительным образом абсолютно бесшовно сшит с документальной хроникой, анимацией и постановочными съемками.

Работа актеров-кукольников поражает своей безупречностью – малейшее движение куклы идеально совпадает со свето- и звуко-партитурами спектакля. Зрители сидят не шелохнувшись, словно загипнотизированные этим фантасмагорическим миром, где каждая прозвеневшая капля воды, скрип двери, завывание ветра и вздох падают прямо в душу. Домовой Тимофеич – не единственная ожившая фантазия Вали. Кукольный план спектакля пестрит разнообразием образов – сдавшаяся фашистам спекулянтка-Крыса; волшебная Рыбка, доставшая домовому мандарин с ушедшего с Дороги Жизни на дно обоза; Кукла, изготавливающая орудия на заводе; жуткие Холод и Голод; “братинушка”-Комендант, оформляющий Тимофеича на фронт; партизан-Леший, который решает оживить отца Вали с помощью бани, и даже говорящая Бомба. Все они помогают ребенку понять, что ничего страшнее войны на этой Земле быть не может.
 
Есть ли место страшным и больным темам в искусстве, особенно в кукольном жанре, который в нашей стране, к сожалению, до сих пор традиционно считается детским? Однозначно, есть, считают создатели “Ленинградки”. Спектакли на эти темы – своего рода тонкая прививка от войны.

Фото: Андрей Парфенов

Мы можем взять этот шкаф и так же рассказать историю про Донбасс, – говорит Борис Константинов, - Потому, что там также в подвалах сидят, и, может быть, кто-то и в шкаф забрался. Мы можем перебраться на Ближний Восток. Все это, к сожалению, происходит и сегодня. Поэтому да, такие спектакли нужны. Ведь по телевизору – сначала реклама чупа-чупса, потом быстренько покажут раненых сирийских детей, а затем опять какое-нибудь веселое шоу”.
 
И все же, спектакль “Ленинградка” несомненно утверждает жизнь. Вся его атмосфера пронизана теплыми добрыми энергиями, и даже в самых трагических поворотах сюжета не чувствуется никакого надрыва. Во многом это ощущается благодаря образу домового Тимофеича, чья забота о Вале сподвигает его на поистине героические поступки. Любовь к ближнему, надежда на спасение и вера в чудо – все в нем, в этом маленьком пучеглазом, но бесконечно мудром существе. “Домовой очень сильный образ, который для того и был придуман народом, чтобы оберегать дом и его домочадцев, – рассказывает Константинов, Наш Тимофеич некая живая душа, которая хранит ребенка. А ведь должны его оберегать мы те, кто воюет, но получается, что делает это, к сожалению, сказочный персонаж.”
 
Настоящий папа девочки Вали выжил и вернулся с фронта домой. В спектакле метафизическая сила духов-хранителей (Тимофеич-Дом и Леший-Природа) возвращают его душу и тело к жизни через русскую баню. Этот момент воскресения, обновления души и готовности к новой жизни наполняет повествование сочными красками. И вот они уже бегут навстречу друг другу – девочка и отец – в современных одеждах, как будто все это происходит сегодня. Жизнеутверждающий пацифистский посыл спектакля закрепляет в финале песня группы “Сплин”:
 
Лети, лети, лепесток,
Под стук железных дорог, лети под музыку рок,
Лети под музыку джаз, лети и помни всех нас,
И вместе с пением птиц, едва достигнув границ,
Скажи, что с той стороны никто не хочет войны,
Никто не хочет войны,
Никто не хочет войны,
Никто не хочет войны...
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Неувядающая классика
В Воронеже показали хит Марфы Горвиц – спектакль “Бесстрашный барин”
Психологическую “несказку” для взрослых показали воронежским детям

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть