Николай Лебедев. Фото Натальи Бобровой.
Эту почетную награду вручил сыну композитора Артему Артемьеву Президент Гильдии кинорежиссеров Союза кинематографистов России Николай Лебедев.
Мы поговорили с Николаем Игоревичем сразу после церемонии закрытия.
Артем Артемьев, сын Эдуард Артемьева, с почётным призом. Фото Андрея Абрамова. - Я рад и счастлив вручить этот приз сыну Эдуарда Николаевича, - сказал Лебедев. - Мне очень нравится эта идея, потому что это живая память. А Эдуард Николаевич Артемьев для меня живой. Очень здорово, что его помнят и его музыку слушают. Тем более, что сотрудничество с этим композитором — это особая, замечательная страница в моей жизни. Поэтому я и приехал сюда, потому что очень люблю кино. И музыку. И Аллу Ильинишну Сурикову, которая меня позвала сюда. Это чудесный фестиваль, на котором я увидел родные лица — это так приятно!
Николай, вы же работали с Артемьевым еще на "Легенде номер 17"?
Да, и это было очень интересное сотрудничество. Но я всегда смотрел на него снизу вверх. С огромным пиететом и уважением. Я старался не влезать со своими советами.. Только однажды мне так понравилась одна его музыкальная тема, что я стал умолять его развить ее в других эпизодах. Даже из-за этого нам пришлось перенести запись одного фрагмента, самого финала фильма.
Фото Андрея Абрамова.
А правда, что он хотел писать музыку к вашему варианту "Мастера и Маргариты"?
Да, когда Эдуард прочитал мой сценарий "Мастера и Маргариты", который я готовил в конце десятых годов, очень понравился сценарий. Он позвонил и сказал, что хотел бы работать со мной. Это меня безумно тронуло. Артемьев тогда сказал, что читал девять сценариев к "Мастеру" И ничто никогда его не трогало. А тут он воодушевился и захотел. И мы договорились. Жаль, что проект не состоялся.
Но потом у вас был "Нюрнберг"...
Да... Поэтому совершенно естественно, когда возник "Нюрнберг", первое что я сделал — обратился к Эдуарду Николаевичу. И если на "Легенде" я смотрел на него с придыханием, то здесь мы подружились… Он стал мне очень родным человеком на этой картине. Я вдруг увидел в нем то, что не видел раньше - мы же раньше общались на большой дистанции. Я увидел, какой это тонкий, уязвимый по-детски человек. Такой распахнутый, открытый… Хотя то, что он тонкий, было понятно сразу. А вот его детское ощущение мира меня совершенно восхищало. И я просто обожал его.
Николай Лебедев и Алла Сурикова. Фото Натальи Бобровой.
А что вы сейчас снимаете, Николай?
Я заканчиваю картину на студии ТРИТЭ Никиты Михалкова. Фильм пока без названия. Это приключенческая история, современная фантастика. В двух словах. Действие разворачивается во времена холодной войны. Российский ракетный подводный крейсер пропадает в Гренландском море во время выполнения секретной задачи. На его поиски отправляется молодой командир Северного флота Виктор Воронин (его играет Александр Петров), чей старший брат (Виктор Добронравов) как раз командовал пропавшим крейсером. В это же время из-за разрушения полярной станции в северных водах появляется загадочное морское чудовище. Такая очень азартная история.
Еще у нас в фильме снимаются Диана Пожарская, Алексей Гуськов, Сергей Кемпо. И продюсеры - сам Никита Михалков, Леонид Верещагин, Антон Златопольский, с которыми мы делали "Легенду" и "Экипаж". А композитором, кстати, выступает ученик Эдуарда Николаевича — талантливый Артем Васильев. Недавно мы слушали у него дома новые музыкальные фрагменты. И в феврале Сергей Скрипка будет записывать со своим оркестром музыку к нашему фильму.