"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
19 апреля 2024
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
19 апреля 2024
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова
19 апреля 2024
Вековой юбилей бестселлера Станиславского
19 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

5 февраля 2019 13:00

Что такое Берлинале и о чём он говорит

Мерилин Монро, Годар и фон Триер. История Берлинского кинофестиваля в картинах и лицах

Фото: offnews.bg
Фото: offnews.bg

Берлинский кинофестиваль в этом году пройдёт уже в 69 раз с 7 по 17 февраля. Третий по величине в Европе после Каннского и Венецианского, сегодня он привлекает огромное количество кинематографистов со всего света. Невероятно зрительский, Берлинале известен особой любовью к политическим темам и национальному кино. Откуда у него такие интересные наклонности – рассказывает Ревизор.ru

Первые медведи в руках зрителей

1950 год. Берлин поделён на Западный и Восточный, Советский союз и США в разгаре холодной войны, годом ранее образовалось НАТО, а годом позднее откроется первый Берлинский кинофестиваль. Его создаст Оскар Мартэй, чиновник по вопросам кино в Западном Берлине. Именно он убедит американскую военную администрацию в том, что такое событие добавит Америке победных очков в гонке с Советами.

Итак, в 1951 кинофестиваль начинает свою историю. В таких непростых условиях Берлинале изначально был политизирован. Создаётся он как пример "свободного мира" в разделённом городе, но страны победившего социализма ещё долго не появятся в конкурсной программе,  и позднее СССР из раза в раз будет указывать на "особый статус Берлина" как на причину не ехать на киносмотр. Да, советская картина впервые попадёт на него только в 1974, и репертуар сначала будут привозить в основном из нейтральных или стран-хозяек территории – из Франции, Англии, США.

Зрительский ажиотаж – одна из основных черт Берлинале и по сей день – сопровождал показы ещё в первые годы. Фанаты собирались под окнами Джины Лолобриджиды, запросто могли пообщаться со звёздами Голливуда – джентельменами Кэри Грантом, Эрролом Флинном, Джином Келли и безумно популярными Софи Лорен и Джейн Мэнсфилд (список можно продолжать долго).

Софи Лорен, Ивонн де Карло, Джина Лолобриджида на Берлинале Фото: forum.westernmovies.fr

Самым первым фильмом фестиваля стала оскароносная "Ребекка" Альфреда Хичкока. Снятую в 1940 году, эту ленту жители Берлина из-за войны так и не видели. Кинофестиваль исправил это недоразумение и продолжил привозить в целом довольно мейнстримные картины на радость публике, которая, к слову, реагировала бурно: освистывала или горячо поддерживала фильмы только так. Особый восторг вызвал в своё время фильм Билли Уалдера "Зуд седьмого года", в котором ветер поднял юбку белого плиссированного платья Мерилин Монро, открыв её соблазнительные ноги. Зал взорвался аплодисментами, а сцена навсегда вошла в историю поп-культуры.


Фото: malvina-pe.pl

Жюри, кстати, поначалу на Берлинале не было, кому отдать награды решали зрители. Так в разные годы победителями становились, например, триллер "Плата за страх" Анри Жоржа-Клузо и  мелодрама "Выбор Хобсона" Дэвида Лина. Однако, часто из-за демократии стоящие картины, впоследствии ставшие классикой авторского кино, оставались незамеченными: так случилось, например, с "Рекой" Жана Ренуара и "Расёмоном" Акиры Куросавы.

Но даже когда в 1956 году Берлинский кинофестиваль получил статус класса-А, жюри отдало награду в целом довольно поверхностному мюзиклу "Приглашение на танец". Перелом наступит в 1958-ом.

Курс на авторское

В 58-ом году победителем Берлинале становится один из главных режиссёров авторского кино -  швед Ингмар Бергман со своим шедевром "Земляничная поляна". С тех пор программный директор Альфред Бауэр всё больше расширяет репертуар. Так, однажды увидев пронзительные "400 ударов" Трюффо, он в восхищении приглашает на фестиваль и других режиссёров новой французской волны. В результате Золотого медведя получают "Кузены" Клода Шаброля (1959), а годом позднее лучшим режиссёром признают Жана-Люка Годара (потом завсегдатая Берлинале), несмотря на критику прессы, которая обвинила его фильм "На последнем дыхании" в романтизации криминала и аморальности.

Жан-Поль Бельмондо и Джин Сиберг в "На последнем дыхании" (1960) Фото: histolines.com

Жюри не остановилось на достигнутом: позднее к Годару с провокационной "Женщина есть женщина" добавился мрачный и грустный Антониони со своей "Ночью" про треугольник любовного отчуждения с Жанной Моро, Моникой Витти и Марчелло Мастроянни. "Холодные и нигилистские", эти картины были под стать времени – через несколько недель после их награждения в 61-ом посреди Берлина вырастет стена, и для кинофестиваля наступят тяжёлые времена.

Жанна Моро, Марчелло Мастрояни и Моника Витти в фильме "Ночь". Фото: media.ncplus.pl

60-е годы были штормовыми. Череда слабых программ заставила снова задуматься об обновлении. И хотя фестиваль 1966-го в этом заметно преуспел, наградив жестокий новаторский триллер "Тупик" Романа Поланского, Берлинале снова и снова попадал под обстрел критиков. Пик кризиса наступил в 1970 году. Жюри во главе с американским продюсером Д. Стивенсом попросило убрать из программы фильм "o.k." Михаэля Верхувена, в котором американские солдаты изнасиловали и убили вьетнамскую девушку, случай реально произошедший во времена Вьетнамской войны. Поползли слухи о вмешательстве федеральных властей, посыпались обвинения в цензуре, и жюри объявило об отставке. В этом году награды на фестивале не вручались.

Новая эпоха

В 1971 году появляется новая параллельная программа – Форум. Основной конкурс и Форум стали действовать как антиподы во всём. В конкурсе – большие залы с красными бархатными креслами, объявления на трёх языках, звёзды и изысканно одетая публика, а на Форуме – неформалы с бородой и длинными волосами, неряшливый стиль, расслабленная атмосфера, дебаты. Но главное отличие, конечно, в программах: Конкурс в тот год предложил слабые фильмы, а Форум – авангардные, бескомпромиссные картины на современные темы, среди которых символично не выделяли ни одного победителя.

1974 год. Впервые, пока вне конкурса, показали советский фильм. Им стал "С тобой и без тебя" Родиона Нахапетова, мелодрама, которую тут же прочитали как комментарий к холодной войне. Уже в следующем году на фестивале можно было увидеть фильмы почти из всех социалистических стран. А в 1977 триумфальную победу на Берлинале одержит Лариса Шепитько с лентой "Восхождение". Первый советский фильм, получивший Золотого медведя, оказался последним для выдающегося режиссёра, которая через три года погибла в автокатастрофе.

Лариса Шепитько (по центру) с Золотым медведем в руках Фото: ok.ru

В эти годы у Берлинского фестиваля появилась ещё одна программа – альтернативная "Инфо-шоу", которая сегодня существует уже под названием "Панорама" и показывает независимые экспериментальные фильмы на острые темы (как, например, ЛГБТ), способные вызвать дискуссию.

Кроме того, в 1978 году директор фестиваля Вольф Доннер, придя в гости на детское радио, получил от одного из юных репортёров вопрос: "А почему, собственно, Берлинале только для взрослых?". Так родилась уникальная программа детских фильмов, из которой в будущем появится секция "Поколение", до сих пор направленная на молодых зрителей. Тогда же июньский доселе фестиваль перенесли на февраль, подальше от майских Канн, что позволило Берлинале обрести большую независимость в выборе фильмов.

Америка и СССР 

80-е стали для Берлинского кинофестиваля невероятно успешными. Америка сильно выступала на нескольких смотрах подряд, голливудские звёзды снова гуляли по красной дорожке. Тогда же в Берлине с новой силой засияла звезда ветерана американского независимого кино Джона Кассаветиса. Его фильмы "Премьера" и "Потоки любви" украсили конкурсы, а последний даже получил Золотого медведя.

Джина Роулендс в фильме "Премьера". Фото: filmkuratorium.de

В конце десятилетия будто бы ответом в Берлин приехали советские картины. На самом деле началась перестройка, и многие фильмы, пылившиеся на полках, обрели зрителя и на Западе. Здесь и "Прощание с Матёрой" Элема Климова, и "Тема" Глеба Панфилова (Золотой медведь 1987), и "Скорбное бесчувствие" Александра Сокурова, и "Комиссар" Александра Аскольдова, и фильмы Киры Муратовой, Сергея Параджанова и других.

Инна Чурикова в фильме "Тема". Фото: bee-cinema.tv

После падения Берлинской стены в 90-е Берлинале пришлось снова искать свой путь. Европейское кино начало активное противостояние с Голливудом. Последний же заметно усилил своё влияние на программу, а заодно честно поставлял своих звёзд для прохода по ковровой дорожке, привлекая всё больше и больше зрителей.

Здесь и сейчас

Такое наследие досталось нынешнему директору фестиваля Дитеру Косслику. С его приходом в 2001 году Берлинале наводит свой фокус на немецкое кино: в основном конкурсе стабильно участвуют по 3-4 фильма. Поддержка национальной кинематографии с первых лет фестиваля была в приоритете. Билли Уалдер в интервью 1952-го говорил: "Весь мир ждёт немецкого кино. Если они начнут копировать Голливуд, это будет конец". И надо сказать, немцы достигли успехов: "Транзит" Кристиана Петцольда, "Моего брата зовут Роберт, и он идиот" Филиппа Грёнинга, "Между рядами" Томаса Штубера – лишь только самые свежие примеры аутентичных и интересных работ.

"Моего брата зовут Роберт, и он идиот". Фото: primetraveller.ru

Кроме этого, Берлинский кинофестиваль всё больше становится площадкой для освещения и обсуждения общественных и политических проблем, для заявлений, мнений и даже провокаций. В 2003 по поводу политики Буша и Войны в Персидском заливе на Берлинале высказываются Спайк Ли, Оливер Стоун, Мартин Скорсезе, фильмы высвечивают остросоциальные темы. А в 2013 Шайя Лабаф уже шествует по ковровой дорожке с бумажным пакетом на голове, где написано "I am not famous anymore" ("Я больше не знаменит"), а Ларс фон Триер привозит свою "Нимфоманку" и разгуливает перед прессой, обвинившей его в нацизме и фактически изгнавшей его из Канн, в футболке с надписью "Persona non grata". В конкурсе награждают фильмы Джафара Панахи, иранского опального режиссёра. 

Ларс фон Триер на Берлинале. Фото: The Indipendent

Сейчас на первый план в кино фестиваля вышли темы свободы и власти, сексуального подавления и эксплуатации. Острее встаёт тема миграции, а с приходом к власти в Америке Дональда Трампа кинематографисты всё больше делают упор на документальное/более реалистичное с одной стороны, а с другой – обращаются к прошлому и его ошибкам, осмысляя диктаторские по духу политические режимы. Так в 2016 году главный приз забирает документальная лента "Море в огне" Джанфранко Рози о беженцах, прибывающих за новой жизнью и спасением, на остров Лампедуза, который служит "вратами" в Европу. А на кинофестивале прошлого года показывают "Время Дьявола" о военной диктатуре в Филиппинах и "Молчание других" о режиме Франко в Испании.

"Время дьявола".  Фото: Variety
 
Последний Берлинский фестиваль удивил многих, наградив экспериментальную неуютную и странную работу "Недотрога" ("Touch me not") румынской постановщицы Адины Пинтилие, которая исследует темы сексуальности и интимности в современном мире. Этим решением жюри разделило критическое сообщество на два лагеря: кто-то восхищается этим ходом, который на фоне осторожных победителей Канн и Венеции выглядит очень смело и нетривиально, а кто-то считает, что Берлинале проиграл соперникам, наградив такую непопулярную картину.

Адина Пинтилие и каст её фильма на награждении Берлинале-2018. Фото: bworldonline.com

Так или иначе, в этом году, когда Дитер Косслик в последний раз подобрал программу для Берлинале (в мае 2019 заканчивается его директорство), интересно будет посмотреть, как фестиваль видит обстановку в мире, какие настроения он поймает и что решит поддержать призами.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть