Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Мать Антихриста или сумасшедшая Розмари: бегущий по лезвию бритвы Роман Полански

В третьей статье из цикла "100 лет ужаса" рассказываем про Романа Полански, его "Ребенка Розмари" и о том, как этот фильм изменил жанр

"Ребёнок Розмари". Кадр
"Ребёнок Розмари". Кадр

То ли мистический триллер, то ли семейная драма, "Ребенок Розмари" появляется на киноэкранах, оставляя зрителя в недоумении. Все в этом кинополотне построено на балансировании – то ли нет, то ли да. Сумасшедшая ли Розмари или это мир вокруг нее сошел с ума? Она понесла от дьявола, или это тревога заставляет верить во всякие небылицы? И все же, перед нами хоррор или драма?

В прошлой статье из цикла мы рассмотрели, как Альфред Хичкок создал "реалистичный" хоррор. В его кинокартинах антагонистической силой выступал человек – неуравновешенный, сумасшедший, но все же человек. Или же некая сила природы, будь то птицы, машины или нечто другое; в глубине этого же всегда находится некая мистика. Таким образом, Хичкок реализует именно психологический триллер. С Романом Полански ситуация иная.

"Ребёнок Розмари". Кадр

"Ребенок Розмари" – шестой фильм Романа Полански, прославивший его как художника и кинематографиста и ставший культовым хоррором. До этого он снял пять полотен и множество короткометражных фильмов: "Нож в воде" (1962), "Отвращение" (1965), "Тупик" (1966), "Бал вампиров" (1967). На момент съемок "Ребенка" Полански уже успел обратить на себя внимание публики и критики. Важно понимать, что "Ребенок Розмари" – это экранизация романа Айры Левина, и, как любая хорошая экранизация, от первоисточника она отличается. Роман ужасов Айры Левина более прямолинеен и конкретен; Полански же вносит в повествование тот самый мотив игры, балансирования и неопределенности. Можно сказать, что "Ребенок Розмари" стал чертой для режиссера, после которой основным мотивом творчества для него стало именно противостояние и отчуждение героя от враждебного и страшного мира.

"Ребёнок Розмари". Кадр

Миа Фэрроу, исполнительница роли Розмари в "Ребенке", предстает в образе худой, бледной и совершенно беззащитной красотки. Но Розмари не так слаба, как может показаться. Как внутри нее хранится мощный потенциал силы, так и внутри всего кинополотна мы неизменно видим шевеление той самой мистики, поначалу слабое и неясное, но все более набирающее силу; так и сила Розмари постепенно вырывается наружу. Полански создает глубоко драматический фильм, драматизм этот прочно основан на мистическом фундаменте. Итак, перед нами чуть ли не первый в мировой истории кинематографа пример именно мистического триллера.

Наследие Хичкока в картине также присутствует: зритель наблюдает события глазами Розмари, и лишь ближе к развязке как бы отделяется от нее, становится самостоятельным. Такой прием позволяет режиссеру сначала изобразить мир картины глазами персонажа, а после – развернуть его в полном масштабе, попутно вызвав у зрителя эмпатию и сопереживание.

"Ребёнок Розмари". Кадр

Действие "Ребенка Розмари" разворачивается в самом центре Нью-Йорка: это еще один мастерский и новаторский прием Полански. Можем ли мы поверить в мистическое в самом центре многомилионного мегаполиса? Может ли случиться что-то плохое, страшное, вопиющее и дикое, если вокруг сотни тысяч людей? Совсем иное решение: дом не стоит отдельно на заброшенном шоссе, он в самом центре; Розмари среди людей, но она словно в вакууме – помощи просить не у кого. Вновь все работает на то самое балансирование; зритель, Розмари, да и сам Полански словно балансируют на лезвии бритвы – и если с одной стороны этого лезвия находятся сумасшествие и родовой психоз, то с другой – нечто совершенно иное, страшное и инфернальное.

"Ребёнок Розмари". Кадр

Розмари спит, а ее сновидения открывают для режиссера неограниченный потенциал. Страшная сцена изнасилования Розмари – сон или реальность? По ходу полотна все сильнее и гуще становится мистическая дымка, все острее лезвие, а идти по нему – все сложнее. Из семейной драмы фильм постепенно превращается в адскую феерию, а Розмари – из милой девушки в начале фильма превращается в изнеможённый коротковолосый призрак с ножом в руках.

Важно сказать также о темпо-ритме фильма. "Ребенок Розмари" – фильм неторопливый и медленный. Полански не пытается пугать зрителя скриммерами, его не интересует ужас в чистом виде; медленная, болезненная метаморфоза персонажа – из молодой жены в мать антихриста, метаморфоза пространства – из мегаполиса в тайную комнату, метаморфоза сцены – из романтического вечера в страшный сон изнасилования, метаморфоза сюжета – из семейной драмы в абсурдную, казалось бы, историю про дьявола и ведьминский культ; вот что вызывает неподдельный интерес у Романа Полански.  

"Ребёнок Розмари". Кадр

На протяжении всех двух часов действия герои что-то скрывают. Розмари скрывает свои чувства и мысли, ее муж – истинные намерения, соседи – подлинные мотивы, а режиссер упорно и тщательно скрывает мистику. Прием умолчания – вот, что делает "Ребенка Розмари" по настоящему страшным. Увидим мы ребенка или нет – зависит только от нашего воображения. И чаще всего, работает оно лучше любых камер.

В конце концов, "Ребенок Розмари" – ни что иное, как абсолютно реалистичный фильм об абсолютно сверхъестественных смыслах. Открытая концовка Полански – это не прихоть, а неизбежный конец, вечное зло, приговор человечеству. От неизбежности становится страшно. А еще страшно от приговора, вынесенного той самой шевелящейся мистикой; приговору всему человечеству и всем его главным категориям – отцовству, браку, доверию, и главное – материнству. Это фильм про Апокалипсис, который наступил, а мы не заметили.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть