Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
24 апреля 2024
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".
24 апреля 2024
БАМ отмечает 50 лет
23 апреля 2024
Шекспир в контексте
23 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

16 октября 2020 16:00

По ту сторону сна и яви

Полуфильм, полусон: рассуждение о "Гипнозе" Валерия Тодоровского

Кадр из фильма "Гипноз"
Кадр из фильма "Гипноз"

Сегодня, 16 октября на Международном кинофестивале стран АТР "Меридианы Тихого" приз имени Юла Бриннера за лучшую актёрскую работу был вручен Сергею Гиро - за дебют в фильме "Гипноз".

"Гипноз" – своеобразная квинтэссенция режиссерского опыта Валерия Тодоровского. Все алхимические ингредиенты картины зрелого мастера неслучайны, а их пропорции тщательно выверены. После искрящихся "Стиляг", монументальной "Оттепели", красочного "Большого" Валерий Петрович, на радость кинокритикам, вернулся в пространство камерной драмы. Список лучших работ – "Любовь", "Страна глухих", "Любовник" – пополнился "Гипнозом". Это фильм-сон, в котором реальность смешивается с фантазией, чтобы в финале заставить зрителя очнуться вместе с главным героем в новой психической реальности.

Выбор сюжета имеет глубокий личностный подтекст: как и в "Одессе", Тодоровский оттолкнулся от детско-юношеских воспоминаний. Он поведал сценаристке Любови Мульменко – автору тонких семейных драм "Еще один год", "Как меня зовут", "Верность" – как посещал сеансы доктора Владимира Райкова. Двенадцатилетнего мальчишку поразил процесс изучения природной агрессии пациентов: под гипнозом доктор требовал убить крысу. Одни делали это с жестокостью, а другие оказывались неспособны на мерзость. Эта "история с крысами" и стала отправной точкой создания сценария.

Символично, что дебютант Сергей Гиро получил главную роль в "Гипнозе" точно так же, как в свое время Евгений Миронов в фильме "Любовь": пришел с улицы на кастинг и оказался лучшим. Властного гипнотизера играет Максим Суханов, прославивший начинающего режиссера Валерия Тодоровского ролью Свиньи в "Стране глухих". Младшего брата героя воплотил Степан Середа, исполнивший в "Одессе" роль Валерика (альтер эго режиссера). Маму – Екатерина Федулова из "Питер FM": она, кажется, совсем не изменилась за 14 лет, и как будто играет продолжение той легкой, романтичной истории, воплощая образ молодой и легкомысленной родительницы. Актеры подобраны с ювелирной точностью, и ведущее место, безусловно, занимает зрелый, убедительный и мощный Суханов: другим исполнителям остается только чутко подыгрывать.

В центре повествования – современный страдающий сомнамбулизмом тинэйджер Миша, живущий в на первый взгляд счастливой семье. Одна беда: инфантильные родители по отношению к нему заняли позицию старших приятелей, в то время как подростку необходим авторитетный наставник.

Вакантное место властного отца в системе ценностей Миши занял профессор-гипнотизер Волков, к которому от безысходности решила обратиться мама трудного подростка. Доктор приходит к выводу, что мальчик в полном порядке, а его особенность состоит не в болезни, а в уникальном даровании: Миша оказывается негипнабельным лунатиком. Такое заключение льстит подростку, его манит личность гипнолога и его эксперименты; он тянется к нему как к отцу, становится его учеником и однажды даже пробует свои силы гипнотизера на младшем брате. Весьма результативный эксперимент серьезно пугает Мишу. Он понимает, что с психотехниками шутить опасно.

Тема гипноза неоднократно затрагивалась в кинематографе и до Тодоровского. Например, именно с сеанса внушения, позволяющего юноше громко и ясно говорить, начал свою исповедальную картину "Зеркало" Андрей Тарковский. Сам Валерий Тодоровский отметил, что "самая большая мода на гипноз была во времена Третьего Рейха". И тут с ним трудно поспорить: темы спиритизма, мистицизма и сомнамбулизма нашли наиточнейшее отражение именно в немецком экспрессионистском искусстве, максимально точно отразившем атмосферу всеобщей тревожности и предвосхитившем приход тоталитаризма со свойственным ему подавлением индивидуальной воли.

Знаменитейший сомнамбула в истории кино – несчастный Чезаре из "Кабинета доктора Калигари" хочет любить и быть любимым, но под действием гипноза совершает убийства. Вслед за Калигари экраны покоряет доктор Мабузе, а кошмарные пророчества кинематографистов начинают воплощаться в повседневной жизни тоталитарных обществ нового типа, где монополия на истину принадлежит искусным гипнотизерам-пропагандистам. По меткому замечанию Зигфрида Кракауэра, немецкий народ прошел путь от Калигари до Гитлера: "мелкие буржуа мечтали поменять свою индивидуальную свободу на полную зависимость от самодержавного правителя".



В профессоре Волкове Тодоровского угадывается ницшеанский сверхчеловек, не видящий моральных и этических препятствий для вмешательства в божественный промысел. Всемогущество гипнотизера не вызывает сомнений в первую очередь у него самого. Самоуверенный Волков, возомнив себя "редактором" божественного творения, ищет способы исправить человека. Он считает необходимым находить ошибки в психике, корректировать личность через модификацию воспоминаний и убежден, что все без исключения божьи создания нуждаются в "редактуре".

Способен ли этот сумрачный гений, призванный изменить человеческую природу во имя всеобщего счастья, добиться своего или путь его ложен – ответа режиссер не дает. Но указывает, что, попав под гипнотическое влияние, пробудиться от сна наяву и обрести независимость возможно лишь через бунт. Для этого не обязательно убивать гипнотизера подобно страдающему от искренней любви, но обманутому и униженному юноше из рассказа Томаса Манна "Марио и фокусник". Достаточно взять на себя ответственность за собственную судьбу, что и делает Миша. На вопрос, кто является авторитетом для личности, он смело отвечает – сам человек.

На протяжении всего фильма жизнь подростка как будто протекала в иллюзии: под размывающим границы реального бесконечным снегопадом он ходил одними и теми же тропами. Выйти за пределы привычного серого мира ему помогает Полина – девушка в ярко-красном пальто, существующая то ли наяву, то ли лишь в сновидческой реальности.

Тодоровский намеренно завораживает зрителя и растушевывает в своем фильме границы между жанрами драмы, детектива и психологического триллера; стирает грань между сном, фантазией и реальностью. Поэтому герою, а вслед за ним и нам, так легко и охотно верится в то, что Полины не существует, и ее образ лишь внушен Мише доктором Волковым. "Поверить ему или поверить себе, это и есть одна из главных тем фильма" – констатировал сам режиссер.

Тодоровский не скрывает, что его фильм как о "редакторах", так и о людях, которые хотят быть "отредактированными". И, конечно, он не о гипнозе как феномене, а о гипнозе как испытании, с честью выдержанном подростком. В финале, проспав более суток, Миша возвращается к жизни обновленным, чтобы обрести свое полноправное место среди членов семьи.

Каждый персонаж по-своему прав: в этой философской драме нет отрицательных героев. Как и нет однозначных ответов на предельные вопросы, которыми люди задаются на протяжении тысячелетий. Тем не менее, этот полуфильм, полусон помогает зрителю заглянуть внутрь себя и одним этим уже ценен.

Фильм, гармонично сочетающий элементы отечественной и западной кинотрадиции, однозначно достоин зрительского внимания. Мировая премьера состоялась на ММКФ 6 октября. 10 октября картина была показана на международном фестивале "Меридианы Тихого" во Владивостоке, где дебюта Сергея Гиро был отмечена призом имени Юла Бриннера за лучшую актёрскую работу. Стремительный, как сон в летнюю ночь всероссийский кинопрокат "Гипноза" стартова 15 октября. 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Ирина Герасимова: "Главная задача конкурса "Партитура" – открыть новые имена"
Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть