"Песнь летящей стрелы"
29 апреля 2024
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

50 стихотворений Александра Переверзина

Специально для "Ревизора.ru" – о юбилее поэта и презентации его книги "Ежедневная пропасть".

Александр Переверзин. Фото с мероприятия Владимира Пимонова.
Александр Переверзин. Фото с мероприятия Владимира Пимонова.

3 февраля в московском музее Серебряного века в рамках проекта "Культурная инициатива" (основатели — Юрий Цветков и Данил Файзов) прошла презентация поэтической книги Александра Переверзина "Ежедневная пропасть". Сборник был издан в серии "Действующие лица" ростовским издательством Prosodia (редактор Владимир Козлов) к 50-летию автора. Круглую дату Переверзин отмечал в тот же день.


Афиша презентации. 

Поздравить поэта с новой книгой и заодно с юбилеем пришли поклонники его таланта, друзья, близкие, коллеги по перу, –  многим из них Александр, будучи главным редактором издательства "Воймега" (к сожалению, в 2022 году закрывшегося), выпускал авторские сборники. Теперь Александр является главредом журнала поэзии "Пироскаф" (пироскаф - от греч. pyr огонь и skaphos судно, первоначальное название парохода. Но, как утверждают создатели, журнал был назван по программному стихотворению Евгения Баратынского) и продолжает работу по печати стихотворных подборок и в целом популяризации "текущей" поэзии.

Русский поэт, лауреат Большой премии "Московский счёт" (2008, 2016) Ирина Ермакова в ходе своего выступления искренне изумилась: "Какой зал! Саша своим присутствием, своим творчеством и любовью к людям и поэзии создает удивительное по энергетике и теплоте поле".

Ермакова отметила, что сборник "Ежедневная пропасть", несмотря на небольшой объем, образцово составлен. "Каждое стихотворение связано с двумя соседними, при этом создается ощущение цельности и плотности". По ее мнению, ирония и классическая форма, на первый взгляд, вызывают иллюзию легкости происходящего. Но это не так. Стихи, по большому счету, трагичны. Автор не боится говорить о таинственном, например, в нескольких произведениях лирический герой чувствует, что он, как бы завис между мирами.  "Но последним стихотворением, посвященном дочери Анне, все тяжелые ощущения снимаются. В итоге после прочтения сборника остается радость", — подчеркнула Ермакова. Кроме того, Ирина Александровна заметила, что в "Ежедневной пропасти" – 50 стихотворений: "Это, конечно же, символично".


Фото Владимира Пимонова. 

Такая математическая параллель стала неожиданностью для юбиляра: "Пятьдесят стихотворений – чистая случайность. Их могло быть 51 и 52".

А дальше Александр Переверзин стал декламировать свои стихи. И уже с первых строк, стихи, что называется, зацепили, стало понятно, что перед тобой большой мастер.

"В первую субботу февраля
мать в окне увидела шмеля
и сказала, встав в дверной проём
Пашей или Сашей назовём".

Или такие строки (из того же стихотворения):

"Это было жизнь тому назад.
хорошо держалась на плаву
та страна, где ночью снегопад,
та страна, где утром снегопад.
Замело страну, а я живу".

Свой творческий вечер Александр посвятил маме, ушедшей из жизни полтора года назад. "Мама поначалу не одобряла моего занятия поэзией, — поделился сокровенным юбиляр. – Она говорила: ты должен сначала получить настоящую профессию". Так, по наставлению родителей он окончил Московский институт химического машиностроения, некоторое время работал инженером по специальности. Потому, наверное, в его стихотворениях нет-нет да мелькают производственные мотивы:"гудящий поршень", "свет с частицами металла" или такое –

"в поэзии должна быть стекловата,
а также таллий, сера и метил"


Александр Переверзин и Алексей Коровин. 

Четверть века служения литературе – срок внушительный. И путь, как положено, непростой, тернистый. Сценарный факультет ВГИКа, Литературный институт, участие в литературном объединении "Алконостъ" – определенные этапы этого пути.

"У Александра удивительная способность организовывать, – сказал о своем товарище один из соредакторов издательства "Воймега" Алексей Коровин. – Это человек, который заботится обо всех пишущих. Его мысли часто направлены на то, кого и как издать, кому помочь. Поразительно, но за этой энергией и управленческими навыками скрывался большой поэтический талант".

"Каждую книгу Саши я жду с нетерпением, – призналась поэт, литературный критик Елена Погорелая. – Его стихи как будто были всегда. Все они написаны по-разному, но рассказывают, по большому счету, одну и ту же историю".


Александр Переверзин и Елена Погорелая. 

Добавлю от себя – поэт рассказывает историю своей жизни. И эта жизнь так похожа на нашу. Вот строки о недавней пандемии –

"В августе в Рошале
две недели жили,
соснами дышали
в масочном режиме"

О пребывании в больнице –

"Во время смены медсестра
везёт тележку в морг…"

О ежедневных путешествиях в электричке –

"Сверху – от ранцев, баулов и сумок -
медленно-медленно движется сумрак,
давит на правый висок.
Так почему же я снова и снова
еду из Люберец в четверть седьмого
на неприглядный восток?"

И о нынешнем времени, о том, как оно влияет на творчество –

"Время шло навстречу, как безумец,
нечленораздельное бубня.
В этот год уста мои сомкнулись
и стихи оставили меня".

Но нужно жить дальше, двигаться вперед и, несмотря ни на что, творить. По мнению основателя первого в истории российской словесности "толстого" поэтического журнала "Арион" Алексея Алёхина, для Александра Переверзина наступило, пожалуй, самое главное время. "И это прекрасно, когда творческий человек думает не только о себе. Издательство "Воймега", которым Саша руководил 18 лет, сделалось в моих глазах ведущим в Москве. Журнал “Пироскаф” успешно стартовал", — сказал Алексей Давидович.


Алексей Алёхин и Александр Переверзин. 

Приведу еще два стихотворения Александра Переверзина.
 
***
Отец, которого я помню,
мне показал каменоломню,
засохший дуб – жилище ос
и рощу, где шиповник рос.
 
Когда брели по грубой пашне
в ночи, ведомые Творцом,
темно мне было, но не страшно –
ведь я шел за руку с отцом.
 
Отец, которого я знаю,
вороньего страшится грая,
воды боится и огня,
бубнит: не трогайте меня.
 
И плачет и дрожит, покуда
не сядет смирно на кровать:
"В последний раз даю, паскуды,
отраву в горло мне пихать!"
 
Но тут же: "Уберите лапы!
В лицо не суйте пятерню…"
Тебя, мой самый лучший папа,
того и этого люблю.
 
***
Надо  честно сказать: не борец
и тем более не заговорщик,
а незримой печали ловец
и холодного ветра притворщик.
Притворюсь пожелтевшей ольхой
и, когда вы пройдете по лесу,
растопыренной веткой сухой
под раскрытую куртку пролезу.
Или ящерка в поле пустом.
Если галки устроят мне травлю –
промолчу рептилоидным ртом,
в клюве хвост, исчезая, оставлю.
Вижу тени, пою от тоски,
словно севернорусский Овидий.
Чем сильнее сжимают тиски,
тем бессмертней я, тем ядовитей.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Песнь летящей стрелы"
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть