Афиша презентации. Поздравить поэта с новой книгой и заодно с юбилеем пришли поклонники его таланта, друзья, близкие, коллеги по перу, – многим из них Александр, будучи главным редактором издательства "Воймега" (к сожалению, в 2022 году
закрывшегося), выпускал авторские сборники. Теперь Александр является главредом журнала поэзии
"Пироскаф" (пироскаф - от греч. pyr огонь и skaphos судно, первоначальное название парохода. Но, как утверждают создатели, журнал был назван по программному стихотворению Евгения Баратынского) и продолжает работу по печати стихотворных подборок и в целом популяризации "текущей" поэзии.
Русский поэт, лауреат Большой премии "Московский счёт" (2008, 2016) Ирина Ермакова в ходе своего выступления искренне изумилась: "Какой зал! Саша своим присутствием, своим творчеством и любовью к людям и поэзии создает удивительное по энергетике и теплоте поле".
Ермакова отметила, что сборник "Ежедневная пропасть", несмотря на небольшой объем, образцово составлен.
"Каждое стихотворение связано с двумя соседними, при этом создается ощущение цельности и плотности". По ее мнению, ирония и классическая форма, на первый взгляд, вызывают иллюзию легкости происходящего. Но это не так. Стихи, по большому счету, трагичны. Автор не боится говорить о таинственном, например, в нескольких произведениях лирический герой чувствует, что он, как бы завис между мирами.
"Но последним стихотворением, посвященном дочери Анне, все тяжелые ощущения снимаются. В итоге после прочтения сборника остается радость", — подчеркнула Ермакова. Кроме того, Ирина Александровна заметила, что в "Ежедневной пропасти" – 50 стихотворений:
"Это, конечно же, символично".
Фото Владимира Пимонова.
Такая математическая параллель стала неожиданностью для юбиляра: "Пятьдесят стихотворений – чистая случайность. Их могло быть 51 и 52".
А дальше Александр Переверзин стал декламировать свои стихи. И уже с первых строк, стихи, что называется, зацепили, стало понятно, что перед тобой большой мастер.
"В первую субботу февраля
мать в окне увидела шмеля
и сказала, встав в дверной проём
Пашей или Сашей назовём".
Или такие строки (из того же стихотворения):
"Это было жизнь тому назад.
хорошо держалась на плаву
та страна, где ночью снегопад,
та страна, где утром снегопад.
Замело страну, а я живу".
Свой творческий вечер Александр посвятил маме, ушедшей из жизни полтора года назад. "Мама поначалу не одобряла моего занятия поэзией, — поделился сокровенным юбиляр. – Она говорила: ты должен сначала получить настоящую профессию". Так, по наставлению родителей он окончил Московский институт химического машиностроения, некоторое время работал инженером по специальности. Потому, наверное, в его стихотворениях нет-нет да мелькают производственные мотивы:"гудящий поршень", "свет с частицами металла" или такое –
"в поэзии должна быть стекловата,
а также таллий, сера и метил"
Александр Переверзин и Алексей Коровин.
Четверть века служения литературе – срок внушительный. И путь, как положено, непростой, тернистый. Сценарный факультет ВГИКа, Литературный институт, участие в литературном объединении "Алконостъ" – определенные этапы этого пути.
"У Александра удивительная способность организовывать, – сказал о своем товарище один из соредакторов издательства "Воймега" Алексей Коровин. – Это человек, который заботится обо всех пишущих. Его мысли часто направлены на то, кого и как издать, кому помочь. Поразительно, но за этой энергией и управленческими навыками скрывался большой поэтический талант".
"Каждую книгу Саши я жду с нетерпением, – призналась поэт, литературный критик Елена Погорелая.
– Его стихи как будто были всегда. Все они написаны по-разному, но рассказывают, по большому счету, одну и ту же историю".
Александр Переверзин и Елена Погорелая.
Добавлю от себя – поэт рассказывает историю своей жизни. И эта жизнь так похожа на нашу. Вот строки о недавней пандемии –
"В августе в Рошале
две недели жили,
соснами дышали
в масочном режиме"
О пребывании в больнице –
"Во время смены медсестра
везёт тележку в морг…"
О ежедневных путешествиях в электричке –
"Сверху – от ранцев, баулов и сумок -
медленно-медленно движется сумрак,
давит на правый висок.
Так почему же я снова и снова
еду из Люберец в четверть седьмого
на неприглядный восток?"
И о нынешнем времени, о том, как оно влияет на творчество –
"Время шло навстречу, как безумец,
нечленораздельное бубня.
В этот год уста мои сомкнулись
и стихи оставили меня".
Но нужно жить дальше, двигаться вперед и, несмотря ни на что, творить. По мнению основателя первого в истории российской словесности "толстого" поэтического журнала
"Арион" Алексея Алёхина, для Александра Переверзина наступило, пожалуй, самое главное время.
"И это прекрасно, когда творческий человек думает не только о себе. Издательство "Воймега", которым Саша руководил 18 лет, сделалось в моих глазах ведущим в Москве. Журнал “Пироскаф” успешно стартовал", — сказал Алексей Давидович.
Алексей Алёхин и Александр Переверзин.
Приведу еще два стихотворения Александра Переверзина.
***
Отец, которого я помню,
мне показал каменоломню,
засохший дуб – жилище ос
и рощу, где шиповник рос.
Когда брели по грубой пашне
в ночи, ведомые Творцом,
темно мне было, но не страшно –
ведь я шел за руку с отцом.
Отец, которого я знаю,
вороньего страшится грая,
воды боится и огня,
бубнит: не трогайте меня.
И плачет и дрожит, покуда
не сядет смирно на кровать:
"В последний раз даю, паскуды,
отраву в горло мне пихать!"
Но тут же: "Уберите лапы!
В лицо не суйте пятерню…"
Тебя, мой самый лучший папа,
того и этого люблю.
***
Надо честно сказать: не борец
и тем более не заговорщик,
а незримой печали ловец
и холодного ветра притворщик.
Притворюсь пожелтевшей ольхой
и, когда вы пройдете по лесу,
растопыренной веткой сухой
под раскрытую куртку пролезу.
Или ящерка в поле пустом.
Если галки устроят мне травлю –
промолчу рептилоидным ртом,
в клюве хвост, исчезая, оставлю.
Вижу тени, пою от тоски,
словно севернорусский Овидий.
Чем сильнее сжимают тиски,
тем бессмертней я, тем ядовитей.