Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Химки" как знак качества

"Ревизор.ru" принял участие в "кузнице кадров" молодых писателей.

Участники фестиваля "Молодой Пушкин". Все фото из архива этого фестиваля предоставлены А. Тимофеевым.
Участники фестиваля "Молодой Пушкин". Все фото из архива этого фестиваля предоставлены А. Тимофеевым.

В начале июня прошел уже ставший традиционным Литературный форум Союза писателей России "в Химках", ориентированный на молодых писателей. В программе форума этого года было опробовано несколько новых форматов, таких, как фестиваль "Молодой Пушкин" или полноценный День критики. К последнему мероприятию некоторое отношение имел автор этих строк… Впрочем, обо всем по порядку.

Организаторами Литературного форума Союза писателей России, в просторечии "Химки", являются Совет молодых литераторов Союза писателей России и Московский государственный институт культуры. На базе этого учебного заведения, дислоцированного, правильно, в городе Химки, проходила большая часть обучающих и дискуссионных мероприятий. Партнерами молодежного проекта выступают Издательский совет РПЦ, Культурный фронт России, издательства "Вече" и "СТиХИ", толстые литературные журналы, библиотеки Москвы и Московской области. В этом году форум получил поддержку в виде гранта Российского Фонда культуры. Руководитель проекта на протяжении всех шести лет его существования – Андрей Николаевич Тимофеев, глава Совета молодых литераторов и преподаватель Московского института культуры. Именно он рассказал "Ревизору.ru" об особенностях нынешнего мероприятия и о той организационной работе, что ему предшествовала.


Андрей Тимофеев. Фото из архива "Химок". 

Однако начали мы с Тимофеевым с другого: с глобальной цели, который служит Литературный форум Союза писателей России. Что это – литературная учеба, пополнение организации свежими кадрами, или нечто третье?..

- Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, что такое Союз писателей России, - сказал Андрей. –  Для меня это – организация, объединяющая всех профессиональных писателей, которые разделяют наши ценности, вне зависимости от личных конфликтов, принадлежности к иным организациям и т.д. А наши ценности – это профессионализм и традиция русской литературы во всей ее глубине и полноте. Лично я Союз писателей России вижу как организацию, которая объединяет всех, за исключением графоманов и русофобов. Это два единственных ограничения. В остальном же каждый профессионал нужен и ценен.

Конечно, руководители форума не витают в облаках и отлично видят разницу между идеальным творческим союзом и воплощением этой идеи в наших реалиях. В том числе они понимают и те факторы, что мешают идеальному воплощению. Это и разные подходы к деятельности писательских организаций, и противостояние между разными творческими союзами, и то, что искренняя любовь к Родине порой не исключает очевидного графоманства… Однако форум рассчитан на участников принципиально иного уровня – и создания качественной базы для их развития. Этим целям служит довольно сложная система отбора пишущей молодежи.

- У нас есть две программы, профессиональная писательская и читательская, - рассказал Андрей Тимофеев. – Профессиональная программа делится на три части: студенческая, основная для молодых писателей и Конференция для членов СПР до 45 лет. Мы сочли нужным организовать такую структуру, потому что каждый возраст и каждый этап мастерства писателей нуждаются в своем уровне обсуждения и своих мероприятиях. Потому эти три программы выстраиваются и развиваются самостоятельно, хотя могут и пересекаться. В идеале, совсем молодой человек, попав в эту систему на студенческих семинарах, "вырастает" и начинает работать на творческих семинарах, затем вступает в Союз писателей России, а затем полноправно приезжает на Конференцию. Так выстраивается профессиональная среда, в которой он может комфортно существовать. Первый шаг к идеалу.


МГИК. Фото Е. Сафроновой. 

На "Химках" действует прихотливая схема отбора, сводящаяся к трем возможным каналам попадания на форум. Есть открытый творческий конкурс, на который любой писатель может подать заявку – и приехать по его итогам. Есть система региональных фестивалей, таковых уже семь, все они входят в большой проекта Содружества литературных фестивалей России. И есть еще практика рекомендаций от писательских организаций СПР. Члены других писательских союзов формально не имеют права рекомендовать участников, но по факту к мнениям авторитетных и уважаемых лиц прислушиваются. Организаторы считают, что этих трех путей достаточно, чтобы достойный автор получил хорошие шансы "пройти" на Химки.

В 2023 году "Химки" состоялись уже в шестой раз, и Андрей Тимофеев видит основную динамику в том, что год от года Совещание молодых писателей становится все больше – и количественно, и качественно. Первое Совещание в Химках в 2017 году собрало всего 70 человек. А сейчас, отметил Тимофеев, это крупнейший молодежный форум России, больше по числу посетителей, чем знаменитые "Липки". К примеру, на сей раз в "Химках" побывало около 300 человек. Блестящую картину популярности форума у молодежи слегка омрачает отсутствие устойчивого государственного финансирования. Грантовых средств, бывает, и не хватает на все задумки, но выручают частные пожертвования.

Самый большой качественный скачок произошел между пятым и шестым, сегодняшним, Совещанием. Это предмет гордости организаторов и вектор дальнейшего развития.

- У нас появилась специальная программа для читателей, – подчеркнул Тимофеев. – Главная проблема всего профессионального литературного сообщества – оторванность от "живого" читателя. Любые форматы взаимодействия с живым читателем полезны. И мы пытаемся наладить такое взаимодействие с помощью читательской программы нашего форума – фестиваля новых литературных форматов "Молодой Пушкин". Он стартовал 2 июня. В рамках "Молодого Пушкина" состоялись выступления поэтических театров, литературные стендапы, подкасты и прочие завлекательные мероприятия для молодых людей. Все участники Конференции СПР принимали в программе фестиваля участие или как выступающие, или как зрители. А к ним присоединились гости "извне". В следующие три дня прошли выездные мероприятия по библиотекам Москвы и Подмосковья, всего на 20 площадках. А закрытие Фестиваля прошло 6 июня на Красной площади в шатре "Отечественная история".


Фестиваль "Молодой Пушкин", костюмированный бал. 

Фестиваль новых литературных форматов "Молодой Пушкин" "Ревизор.ru" ранее анонсировал. На участие в нем молодые люди, студенты и школьники, могли подавать заявки вплоть до середины мая. Предполагалось, что программа фестиваля восходит к практике Царскосельского лицея: просвещение и обретение внутренней свободы через творчество. В числе акций фестиваля обещали образовательные мини-лекции, поэтические батлы, мастер-классы, книжную ярмарку и даже костюмированный бал. По завершении события все  участники получили сертификаты "Молодой Пушкин", неплохое дополнение к вузовскому или школьному портфолио. Литературный форум Союза писателей России впервые состоялся "в комплекте" с фестивалем, но пилотный проект показал, что сочетание удачно, и оно будет продолжаться.

В составе "Химок" было интересное лично для меня мероприятие, называемое "День критики". Как вспомнил Тимофеев, для него уже были предпосылки в виде критических симпозиумов, проводимых уже два раза. На симпозиумах известные современные критики зачитывали доклады о самых насущных, на их взгляд, проблемах литпроцесса, а затем обменивались мнениями. Не все молодые писатели посещали эти симпозиумы (по юности и наивности не понимая еще, как критика важна лично для них). Но те, кто побывал на них и послушал дискуссии, выражали восхищение. Потому и было решено развернуть "традиционный" симпозиум в программу целого дня.


День критики. Фото Андрея Расторгуева. 

О Дне критики я как его участник могу поведать из первых рук. Доклады для симпозиума подготовили три критика: Анна Жучкова, Сергей Диваков и ваша покорная слуга, а также прозаик и сценарист Евгения Декина. Показательно: наши с Анной доклады развивали тему метода автофикшна (прозы, основанной на личном опыте и впечатлениях автора), а выступление Сергея на тему гуманистического пафоса в современной литературе соприкасалась с этим вопросом в некоторых нюансах. Это означает, что автофикшн находится на пике популярности в сегодняшней литературе; кто-то воспринимает его как "головную боль", а кто-то – как благое явление. Доклад Евгении Декиной об особенностях сюжетного построения книг, отмеченных премиями (чаще всего это скудость или вовсе отсутствие сюжета) сигнализировал, что худлит становится все менее "чистым". К слову, мы отметили большое количество слушателей из числа участников форума и активность, с которой они задавали вопросы и подавали реплики. Так что отношение молодых писателей к сугубо критическому дискурсу тоже развивается и совершенствуется.

Также на День критики пригласили Лабораторию критического субъективизма – неформальное объединение критиков, устраивающих коллективные обсуждения знаковых произведений текущей литературы и публикующих материалы этих обсуждений. В "Химках" мы в составе Дивакова, Жучковой, Сафроновой, Андрея Тимофеева, Александра Евсюкова (очно), Василия Ширяева (дистанционно) и желающих из зала обсудили два рассказа Юрия Лунина, многообещающего и вполне уже популярного прозаика. Затем автору предоставили уникальную возможность сказать критикам ответное слово. День критики завершился большой дискуссией о методе метамодернизма. Постфактум Андрей Тимофеев отметил, что организаторы весьма рады удачно прошедшему Дню критики. "Мы развиваемся и это хорошо!" – оптимистично заявил руководитель проекта.


Критики и Юрий Лунин. Фото Андрея Расторгуева. 

С Тимофеевым солидарны все эксперты и участники семинаров, с кем мне довелось поговорить в "Химках". Так, прозаик Анатолий Козлов из Санкт-Петербурга, руководитель секции драматургии в Петербургском отделении СП России и главный редактор альманаха "Петербургская литература", ведущий на форуме секцию драматургии, высказался в первую очередь о том, как полезна такая форма литературной учебы для начинающих авторов.

- Если говорить о значении происходящего, не боюсь показаться банальным, сказав, что оно огромно. Это очень важно сейчас, - считает Анатолий Козлов. - Переоценить значение литучебы сложно. Даже если она связана с определенными затратами, я считаю, что эти затраты много раз окупятся положительно. Заниматься писательством нужно, и заниматься с писателями нужно.

Кстати, Козлов отметил, что "начинающий автор" – далеко не всегда "молодой автор". Бывают "начинающие" и в 60 лет. Особенно часто зрелые люди приходят в драматургию и сценарное дело. Анатолий только приветствует эту тенденцию. И в принципе литературные семинары:

- Надо такого побольше и почаще. Это, во-первых, тот бульон, в котором рождается литература и сам писатель. Писателю нужно общаться в литературной среде. Как сама ежедневная работа очень важна, так и всевозможные конференции и семинары. Тем более, что это семинар всероссийский.



Пожалуй, в количественном отношении в "Химках" преобладали семинары поэзии. Их было не менее пяти. В этом году для поэтов сделали экспериментальный формат: предложили представить не подборки стихов, как это было обычно, а рукописи книг. По итогам обсуждений авторов лучших книжных проектов рекомендовали к вступлению в Союз писателей России (если они еще не являются его членами).  Мнения об эффективности такого новшества разошлись. Прекрасный поэт из Кемерова Дмитрий Мурзин в качестве "очного" ведущего семинара приехал в Химки в первый раз, до этого заочно участвовал в разборе тех, кто не смог приехать, по зуму. Если в режиме удаленной работы эксперты и участники могли обсуждать рукописи неограниченное время, то в рамках семинаров, где надо было обсудить человек по семь за два дня, приходилось стремиться к абсолютной лаконичности разборов. Дмитрий Мурзин высказал мнение, что это сложновато и для мастеров, и для их "подопечных". При этом поэт Андрей Расторгуев из Екатеринбурга, уже несколько лет ведущий в "Химках" занятия с поэтами, наоборот, считает, что обсуждать проекты книг – хорошая идея.

- Чтобы составить проект книги, человеку надо подойти к работе серьезнее. Это дает ощущение большей плодотворности обсуждения и большей прочности, - сказал Андрей Расторгуев.

Участник семинара Расторгуева Андрей Лысенков, житель Подмосковья, привез в "Химки" версию своей третьей поэтической книги. Он обстоятельно рассказал о своем впечатлении от совещания.

- В Химках я в третий раз. До этого разбирали мои подборки стихов, мне это было важно. По рабочим и семейным обстоятельствам я не могу часто выбираться на литературные тусовки, и для меня Химки как глоток свежего воздуха. Химки – всероссийский семинар, большая честь участвовать в нем, а возможность услышать интересные мнения о своем творчестве особенно важна. Обсуждение в формате книги – очень интересно. Так совпало, что я готовил материал для сборника восемь лет. Это моя третья книга, и мне хочется, чтобы восьмилетний труд был оценен профессионалами, стал ступенью для творческого роста. Я настраивался на то, что книгу придется выпускать за свои средства, и тем ценнее она для меня будет, потому что хочется выпустить качественные и серьезные тексты.

Андрей Лысенков уже принят в СП России. Он не разделяет скепсиса многих молодых авторов относительно членства в писательском союзе (встречается точка зрения, что это уже никому не нужно, так как "плюшек", в отличие от СССР, "членписам" не выдают):

- Все люди разные, для кого-то важная индивидуальность, свое поступательное движение. Я считаю, что нужно быть в команде, быть частью целого, частью общества, которое имеет свои традиции, устои и свое направление, которое прямо формирует свои цели.


Участники фестиваля "Молодой Пушкин" в ДК "Родина", Химки. 

Андрей Расторгуев поддержал участника своего семинара:

- Я за 30 лет пребывания в союзе писателей не привык искать плюшек и считаю, что человек, который дал себе труд прочесть мои стихи, продумать и проанализировать – это не плюшка, а хлеб. Даже если несладкий. Это главное. Что до принятия в союз, то сейчас идет некоторая трансформация его механизма: есть желание совместить позиции региональных организаций и рекомендаций семинаров. Считаю, что определенный костяк сообщества здесь и нарабатывается. Да, каждый год приезжают новые лица с новыми текстами, но нарастает костяк, с которым я познакомился на первых Химках. И я в нем себя чувствую комфортно, хоть и не отношусь к комсомольскому возрасту, и ощущаю динамику того, что происходит в литпроцессе. Это создание организационного скелета и обрастание мясом.

Мастера и участники назвали имена авторов, которых уже можно называть состоявшимися: Ксении Савиной, Павла Великжанина, Натальи Шухно, Михаила Иванова, пишущего под псевдонимом Серебрянский, Марины Номоконовой, Анастасии Картавцевой. Но и для тех, кого пока не выделили, Андрей Расторгуев видит большую перспективу:

- Мне кажется, "звезды" Химок проявляются порой не сразу, а потом в изданиях, публикациях. Конкретно на самом семинаре их, может быть, и не зафиксируешь, кроме тех, с кем лично познакомился. Зато когда талантливые публикации выйдут, а в справке об авторе будут указаны "Химки", это будет свидетельствовать об уровне подготовки, - рассуждал Андрей.

- Что-то вроде знака качества? – уточнила я.

- Я надеюсь! И мне, как одному из участников, хочется ему соответствовать.

Мои респонденты отметили и еще одну важную сторону "Химок". Здесь речь идет не только о развитии писчих талантов – но и о подготовке организаторов литпроцесса на местах. Совет молодых литераторов дает шанс активным и неравнодушным ребятам проявить себя в организационном деле. Дмитрий Мурзин привел в пример Александру Коржову из небольшого городка Калтан на Кузбассе:

- Саша Коржова – жила в Калтане, очень маленьком городке, никого не знала, ее никто не знал, а сейчас она – одна из активнейших участников движения. Я надеюсь, что и по итогам сегодняшнего мероприятия мы найдем новых активистов.


Участники фестиваля "Молодой Пушкин" в ДК "Контакт", Химки. 

Мурзин рассказал об одном из региональных проектов: "Поэт в маленьком городе", инициатор – поэт Дмитрий Филиппенко. В его рамках союз писателей организуют недельные выезды известных поэтов в небольшие города Кузбасса, до пяти населенных пунктов в течение недели. До этого тот же Филиппенко предложил литературно-социальный проект "На честном слове", направленный на выявление талантливой молодежи. Организаторы проекта проехали 20 городов Кемеровской области, познакомились с пишущей молодежью, оценили уровень работы с творческой общественностью в этих городах и нашли ребят, которые стали активистами Союза молодых литераторов. Любые примеры самоорганизации на местах достойны уважения: в нашей огромной стране "централизовать" творческую жизнь не получится при всем желании, многое зависит от активности и энергии граждан. Анатолий Козлов отметил, что даже в Петербурге, второй столице России, работа с молодежью и молодыми писателями оставляла желать лучшего. Но с сентября этого года будет открыт "Клуб молодого писателя", где опытные авторы будут вести семинары для новичков.

Подводя итоги. "Химки" – проект, безусловно, интересный и ценный и в просветительском, и в организационном смысле. На нем повышается творческая квалификация молодых авторов, складывается их дружественное сообщество, закладываются основы взаимодействия писателей, делаются шаги к их "социализации" и общению с читателями. Желаем "Химкам" удачи, расцвета и более устойчивой поддержки со стороны государства. 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть