В Новосибирске начался XIV Международный Рождественский фестиваль искусств
6 декабря 2021
Итоги рабочего визита Захара Прилепина в Рязань
6 декабря 2021
"Есть приятнее занятье, чем в носу поковырять", или детская опера "Вредные советы"
6 декабря 2021
SONATRIP Петра Айду в Театре имени Наталии Сац
6 декабря 2021

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Татьяна Бочарова: "Мой взгляд на исторический процесс — лес рубят, щепки экономят".

Автор поэмы "И непобедимы будете" о князе Олеге Рязанском рассказала "Ревизору.ru" о себе и своем герое.

Татьяна Бочарова (творческий псевдоним). Фото из личного архива автора.
Татьяна Бочарова (творческий псевдоним). Фото из личного архива автора.

Фрагменты поэмы, в настоящее время ожидающей издания, опубликованы на портале "Ревизор.ru".

Татьяна, с публикацией на нашем портале фрагментов поэмы "И непобедимы будете" у вас стало больше читателей по всей стране. Расскажите им о себе: где живете, кем работаете, если есть профессия помимо литературы, творческий стаж и достижения?..

Моя автобиография?.. Самое нудное в любом тексте — это автобиография, особенно если там нет подвига, смертельной опасности и крови. Автобиография интересна только тому, кто рассказывает о себе. Не хочу утомлять читателей историей своей жизни. Скажу коротко — я рязанка, врач, член СП России. Дипломы и премии опустим, Бог с ними.



Как давно вы пишете стихи? 

С детства стихи то пишу, то не пишу. Как стала членом союза писателей, больше пишу, чем не пишу.

А помните свое самое первое стихотворение? Или яркие эпизоды из детства, связанные с поэзией?

Первое стихотворение написала про бабушкин сад, но я его не помню уже, маленькой была. Зато помню, как меня дразнили в детстве фразой из популярного тогда мультфильма про Незнайку – именно мультфильма, книгу мы еще о нём не читали. Так вот, дразнили — "Я поэт, зовусь я Цветик, от меня вам всем приветик".

И все-таки, несмотря на дразнилки, вы продолжали писать!.. Наверное, у вас были очень сильные "учителя" в поэзии? Или идеалы, к которым вы стремились?

Кто мои учителя в поэзии? Я очень любила фронтовых поэтов, которые, находясь между жизнью и смертью, написали незабываемые и сильные по энергии стихи. Это Константин Ваншенкин, Юлия Друнина, Константин Симонов, Александр Твардовский, Павел Коган. Еще считаю своими учителями в поэзии Дмитрия Кедрина, Павла Васильева, Татьяну Глушкову, Веронику Тушнову.

Да, это имена в русской поэзии безусловные. Но они далеко и высоко, а у кого вы непосредственно учились, "ставили руку"?

Из своих собратьев по перу, рязанцев считаю своими учителями и наставниками — Валерия Авдеева, Владимира Хомякова, Николая Васильевича Молоткова.

Как вы полагаете, ваша творческая учеба уже закончена, или настоящий автор учится всегда?

Моя творческая учеба, естественно, не закончена и не закончится. Когда хвалят — льстят, когда ругают — всегда искренне. Люблю, когда меня ругают, стимулируют меня к работе.

Вы живете и работаете в Рязани. На взгляд со стороны, на поэзию, рождающуюся в этом краю, сильное, может быть, даже роковое влияние оказало наследие Сергея Есенина. А как на взгляд "изнутри ситуации" – действительно ли в Рязани пишут "под Есенина"?

Вы спрашиваете про роковое влияние наследия Есенина в рязанской литературе? По-моему, оно проявляется везде, в разных сферах нашей жизни. Есенин стал брендом Рязани. Ну, и, конечно, каждый поэт, земляк Есенина, считает своим долгом посвятить стихи Есенину, еще раз в стихах перемусолить его жизнь, его смерть, сделать свои предположения на этот счет. А еще все снова и снова начинают писать стихи о березках и ситцах, подражая нашему именитому поэту. 


Татьяна Бочарова на Есенинском празднике. 

Печально, если так, ведь поэзия начинается не с эпигонства, а с оригинальности… Вы сами пишете "под кого-то", как думаете? Только честно!

Под кого я пишу? Под всех понемногу, кто мне нравится.

А кто вам нравится, кроме тех светил, что названы выше – из ныне живущих известных поэтов? Кстати, можно ли, живя в провинции, не отрываться от всероссийского литпроцесса, знать современные имена, тенденции в литературе?

Провинция есть провинция. Чтобы не отрываться от всероссийского литературного процесса, надо быть в центре событий, иметь активную гражданскую позицию, следить за всеми новинками в литературе. Конечно, мы в Рязани часто варимся в собственном соку. Мне из современных поэтов импонируют Вера Полозкова, Дмитрий Быков, Дмитрий Шнайдер.

Ну, писать "под Быкова" – уже неплохо, он ведь исключительно техничный поэт. Да и прозаик. А у вас были прозаические опыты?

Прозаические опыты были, но до конца я их не доводила, времени просто нет.

Значит, все впереди. Теперь поговорим о вашей поэме об Олеге Рязанском. Первая ли это для вас стихотворная вещь крупной формы? И первая ли историческая поэма?

Моя поэма об Олеге Рязанском — четвертая по счёту поэма, может быть, эта несколько крупнее предыдущих.

Как и почему возник у вас замысел исторической поэмы?

По большому счёту, все поэмы у меня исторические, в той или иной степени. Например, "Совдепия" – поэма-воспоминание, поэма-реконструкция сами понимаете какого периода…

В чем для вас отличие ""И непобедимы будете" от того, что написано раньше – я имею в виду не эпоху, которой посвящена поэма, а художественный замысел? Что вы хотели выразить этой поэмой?

Замысел поэмы про Олега – это оправдать, если можно так выразиться, перед потомками великого человека, князя, схимонаха — Олега (Иоакима в монашестве).  Показать отношения между князьями и ханами Золотой Орды с другой стороны, не той, которая "доминирует" в исторических трактовках. Надоело, что в различных передачах по ТВ, литературных произведениях очерняют князя Олега и боготворят (в прямом смысле) князя Дмитрия Донского. Чтобы давать характеристики таким личностям, надо хорошо знать время, в котором они жили. Последней каплей для меня стала поэма Валентина Сорокина "Дмитрий Донской". В этой поэме Олег Рязанский показан предателем и иудой, потому что "не поддержал" Донского на Куликовом поле. Не имел он права очернять историческую личность, не разобравшись в исторических фактах!..

Вас не смущало то, что вы не имеете исторического образования? Как собирали материал для поэмы, какие книги читали?

Меня не смущает, что я не имею исторического образования, я же умею читать. При написании поэмы использовала "Историю Рязанского княжества" Иловайского, книги Татищева, "Сказание о Мамаевом побоище", "О приходе Тохтамыша и о пленении им, и о взятии Москвы", Картышовский П.О. "Куликовская битва".

Да, вы серьезно подошли к задаче. А какой взгляд в принципе на исторические процессы вам ближе: "Лес рубят – щепки летят" или позиция Достоевского насчет "слезинки ребенка"?

Мой взгляд на исторический процесс — лес рубят, щепки экономят. Достоевский – либерал. Можно пожалеть одну слезу у ребенка и погубить тысячи других детей. Пример этого — вакцинация. Не только сегодняшняя, любая! Откажитесь прививать детей от дифтерии, кори – и эпидемия обеспечена.

Не могу не отметить, что "классифицировать" Достоевского по его политической позиции чрезвычайно сложно. О том, кем он больше был по взглядам, либералом или консерватором, идут споры уже полтораста лет. Андрей Богданов, например, в статье к 185-летию со дня рождения Федора Михайловича пишет прямо: "Публицистика Достоевского содержит определенный ряд прямых свидетельств его отношения непосредственно к концепциям либерализма и консерватизма; но интересно, что и эти, "прямые", указания включают в себя изрядную долю загадок и неопределенностей, вообще свойственных сложным и глубинным его исканиям истины, бесконечно далеким от канонов…" Достоевский – непознаваемая вселенная, в чем убеждаются его исследователи каждый день. Об этом  много говорилось на IX Международном конгрессе "Русская словесность в мировом культурном контексте. Классика и мы: к 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского", который прошел в мае 2021 года в Подмосковье. Но в том, как вы сравниваете исторические процессы и вакцинацию, есть рациональное зерно. А как вы сами классифицируете поэму "Олег Рязанский" в плане жанра? На мой взгляд, в ней очень душевно прописаны психологические, любовные и эмоциональные страницы. Так это историческая поэма или все же психологическая?

Я склонна считать, что моя поэма написана в повествовательном жанре. Как роман. Только это поэма. В ней есть и лирика, и характеры, выраженные, в том числе, через диалоги, и судьба главного героя. И много авторских размышлений, то есть, по сути, публицистики. Что получилось — судить читателям.



Последний вопрос – провокационный. Наш портал публиковал (и вызвал общественный резонанс) интервью о "женской прозе" с женщинами и мужчинами. Теперь дошла очередь и до опроса по "женской поэзии". Присоединитесь к разговору. Как вы считаете, существует ли "женская проза" и "женская поэзия", и если да, то какие они?

Женская проза и женская поэзия существуют. Прежде всего, это повествование от лица женщины, женский взгляд на жизнь: в нем первостепенны отношения с мужчиной и любовь. В женской прозе меньше событий и битв, больше чувств и раздумий.

Любопытно, что вы сами в своей поэме гармонично сочетаете и события с битвами – и чувства с раздумьями. Все-таки дело, наверное, не в гендере автора, а в уровне его дарования… Спасибо за интервью! Желаем творческих удач!
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Михаил Зуев: "Ванчуков — летопись трагедии поколения".
"Нормальное современное повествование о нашей безумной жизни и о выходе за пределы разума"
Татьяна Бочарова: "Мой взгляд на исторический процесс — лес рубят, щепки экономят".

В Москве

Театральная школа во всю страну
Закрытие VI фестиваля музыкальных театров "Видеть музыку"
В Москве проходит второй этап 41-го Международного студенческого фестиваля ВГИК
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть