"Песнь летящей стрелы"
29 апреля 2024
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Жизнь и взгляды Станислава Лема

Станислав Лем по праву считается одним из столпов жанра научной фантастики. Его книги переведены на 41 язык, в том числе и русский.

Фото: drive2.ru
Фото: drive2.ru

Сам писатель пережил Вторую мировую войну, жизнь в оккупации, наполненную ежедневным риском из-за своего происхождения и смерть ближайших родственников.

Это не могло не оставить свой след. Сформировавшиеся после пережитого взгляды привели к тому, что, заканчивая в 1948 году Ягеллонский университет в Кракове, будущий писатель отказался сдавать выпускные экзамены, не желая становиться военным врачом.

После института Лем зарабатывал на жизнь, работая ассистентом профессора Мечислава Хойновского и младшим ассистентом при анатомическом театре университета. Писательство же было не более чем увлечением и способом немного заработать. Однако, со временем интерес к литературе перерос увлечение медициной и стал его основным занятием.

Фото: daily.afisha.ru

В 1948 году Станислава изгнали из научного сообщества за статью, в которой он критиковал Трофима Лысенко.

Охват произведений Лема невероятен. В них есть место практически всему: от героической фантастики до инженерной антиутопии. Станислав не стремился к точности предсказаний, фантастические элементы были не целью, а средством, помогающим высказыванию.
Его ранние работы куда сравнительно оптимистичны, хотя полны грусти. Со временем, как и взгляды писателя, сильно изменился тон повествования.

Так, например, действие опубликованного в 1955 году рассказа "Магелланово облако" происходило на Земле победившего коммунизма. Позднее Лем резко критиковал как язык, так и содержание произведения. Запрещал переводить его. В особенности на японский, потому как боялся, что вдохновит кого-то коммунистическими идеалами. Писатель же со временем крайне в них разочаровался.

Фото: rubaltic.ru

Критике подвергались и капиталистические Соединённые Штаты, как в отношении действующей политики, так и в отношении писательского ремесла. Лем счи тал, что американские фантасты поверхностны, что для них текст – не способ высказаться, а источник дохода – как следствие, произведения получаются безыдейным и плохо проработанными.

За эту критику его лишили почётного членства в американской организации писателей-фантастов. Впоследствии, из-за протестов со стороны некоторых членов организации, писателю предложили обычное членство,  он предложение отклонил.

В 1974 году коллега-фантаст, Филип Дик, написал на Лема донос в ФБР. В нём говорилось, что Станислав, к тому моменту уже  ставший убеждённым антисоветчиком, является социалистическим агентом, внедрявшим собственную шпионскую сеть.

Фото: oko.cn.ua

Стоит отметить, что сам Филип является человеком несчастной судьбы. Имевший проблемы с психикой и множеством зависимостей, он писал в ФБР практически про всех своих коллег.
Вдвойне иронично то, что сам Лем впоследствии назвал его: "наиболее оригинальным и глубоким мыслителем в американской научной фантастике ХХ века". И не зря. Этот человек является фактическим прародителем жанра киберпанк.

Из отечественных писателей Станислав доброжелательно высказывался о Стругацких:

"Из российских писателей science fiction мне ближе всех, пожалуй, Стругацкие, особенно, их 'Пикник на обочине'... Эта книга пробудила во мне своего рода ревность - как будто это я должен был ее написать. Им удалось найти абсолютно оригинальный подход к классической теме SF: посещение Земли инопланетянами. Это потрясающая книга, только ее финал кажется мне натянутым и искусственно оптимистическим." (пресс-конференция РИА Новости, 2006)

Фото: listal.com

Станислав Лем всю свою жизнь имел активную гражданскую позицию и мнение о происходящем в политике, которые не стеснялся высказывать. Но, как творческий человек, он смотрел куда шире, чем рядовой обыватель. Взгляды, сложившиеся у него к концу жизни, можно назвать античеловеческими:

Фото: drive2.ru

"Мы живем в эру разнузданного потребительства. На место существовавшей некогда дилеммы 'иметь или быть' встал императив 'ПОКУПАТЬ'. Проблема в том, что массы потребителей растут лавинообразно, в то время как природные ресурсы нашей планеты все более сокращаются. Это хорошо видно на примере нефти, являющейся главной причиной многих современных вооруженных конфликтов. Наша ненасытность ведет к нарушению равновесия в биосфере. Из-за парникового эффекта климат становится все более непредсказуемым. Углубляются экономические и социальные контрасты. Хороший пример тому - достижения современной медицины, доступные лишь элитарной группе избранных богачей. Столкновение моих идеалистических футурологических фантазий с действительностью оказалось болезненным разочарованием. Мне удалось более-менее предсказать нынешнее состояние технологии, которой обладает человек. Проблема в том, что я считал, что мы будем ее использовать совсем в других целях. У меня была иллюзия, что мы будем руководствоваться утилитарными и эстетическими соображениями, а не только приземленной жаждой прибыли."

Конечно, писателя можно обвинить в предвзятости. Можно сказать, что пережитые трагедии оставили на нём свой отпечаток, не позволявший беспристрастно смотреть на мир.

Фото: bvi.rusf.ru

Так или иначе, Станислав Лем всё ещё остаётся одним из самых знаменитых фантастов в мире. Его идеи оказывали влияние на умы людей тогда, когда многих читателей ещё не было на свете – и продолжают оказывать до сих пор. И я думаю, что с ними стоит ознакомиться если не из уважения перед творческим человеком такого калибра, то хотя бы ради того, чтобы знать, о чём он пытался предупредить. Чему хотел научить.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Песнь летящей стрелы"
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть