Призвание Арбата
5 июля 2025
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
4 июля 2025
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"
4 июля 2025
Курить в аэропорту Пулково стало очень дорого
4 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

24 января 2018 18:09

“Золотая маска”-2018. Опера, балет, мюзикл. Путеводитель

Национальный театральный фестиваль “Золотая маска” в 2018 году состоится в двадцать четвертый раз.

Опера "Манон Леско". Фото: Дамир Юсупов
Опера "Манон Леско". Фото: Дамир Юсупов

Основная программа будет показана в марте и апреле. Но первый спектакль-номинант можно посмотреть уже в конце января.

Опера

Показы стартуют 28 января оперой ПуччиниМанон Лесков Большом театре, главную партию исполнит Анна Нетребко. Режиссер Адольф Шапиро убрал из спектакля галантные реалии романа Прево и сделал спектакль-притчу о женской инфантильности и горьком прозрении, о мужской жертвенности и познании истинных ценностей, спрятанных за житейской мишурой.


Опера "Манон Леско". Фото: Дамир Юсупов

Сквозной символ тут – кукла в руках героини, похожая на нее саму. Это история пути от легкомысленной наивности расцветающей в “бумажном” городе мечты, к искушению житейским блеском и излишествами, от которых тошно, до искреннего раскаяния перед смертью в пустыне (пустое, очищенное от быта пространство, где строки из романа – вперемежку со слезами - как бы “плывут” на заднике).
 
27 февраля – “Билли Бад” в Большом театре. Эту версию оперы Бриттена (копродукция Большого с Английской национальной оперой и Немецкой оперой Берлина) тем более стоит посмотреть и послушать, что скоро заканчивается срок ее российской лицензии.


Опера "Билли Бад". Фото: Дамир Юсупов

Бриттен создал оперу о долге и насилии, а трагедия юного матроса на боевом корабле (нет ни одной женской роли!) разрастается до библейских масштабов. Постановка замечательна всем – музыкой, актерской игрой и режиссерскими коллизиями британца Дэвида Олдена. И конечно, вокалом: три номинации солистов на “Маску”.
 
Опера из Воронежа – редкий гость на московском театральном фестивале, но спектакль “Родина электричества” (по рассказам Андрея Платонова) получился столь же необычным, как и платоновская проза, вдохновившая композитора Глеба Седельникова. Опера-утопия о постройке электростанции, а шире – о космическом перевороте мира и пришествии авангарда в искусство как результате революции – пройдет 13 марта на сцене Московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Опера "Родина электричества". Фото: Алексей Парфенов
 
На Новой сцене ГАБТа 18 марта покажут “Пассажирку” из Екатеринбургского театра оперы и балета. С прекрасной музыкой Моисея Вайнберга (ее высоко ценил Шостакович), написанной по повести польской писательницы Зофьи Посмыш, бывшей узницы нацистского концлагеря. Спектакль, где действие разворачивается на лагерных нарах и на палубе шикарного океанского лайнера – не только об ужасах войны и жестокости. Он и о нашей памяти, как гарантии того, что это не повторится.

Опера "Пассажирка". Фото: Сергей Гутник
 
11 апреляТурандот” Пуччини в “Геликон-опере”, в постановке дирижера Владимира Федосеева и режиссера Дмитрия Бертмана. Особенность спектакля – в раздвоении образа китайской принцессы, обитающей в царстве собственноручного террора: одна ее ипостась, маска и видимость, явлена в образе безмолвной юной красотки, которую все принимают за Дочь императора. Но есть и другая – истинная Турандот. косматая старуха, упырь со страстью к убийству, прячущаяся морщинистое лицо во тьме. Ее превосходно поет Елена Михайленко.

Опера "Турандот". Фото: Антон Дудровский
 
“Фауст” в “Новой опере” (12 апреля) – остроумный микст оперных реалий с литературными. В ткань французского либретто вплетены визуальные “цитаты” по роману “Мастер и Маргарита”. И это не случайно: творение Гуно было любимым произведением  Михаила Булгакова. Опера повлияла  на концепцию романа.  Спектакль идет в первой авторской редакции - без “Вальпургиевой ночи”.

Опера "Фауст". Фото: Даниил Кочетков
 
Современная опера “Чаадский” (14 апреля в “Геликоне”) интересна и новейшей партитурой композитора Александра Маноцкова, и жесткой концептуальной режиссурой Кирилла Серебренникова. Название спектакля сочетает фамилии “Чацкий” и “Чаадаев”, сюжет почти повторяет комедию “Горе от ума”, а сценические обстоятельства напоминают о сегодняшних российских реалиях. И о вечном противостоянии интеллекта и серости.
 
 

Балет


"Золушка". Фото: Антон Завьялов

6 февраля – “Золушка” из Перми на сцене Музыкального театра. Меломаны пойдут на этот спектакль, потому что за дирижерским пультом ожидается Теодор Курентзис, трактующий музыку Прокофьева как вселенскую мистерию. А любители балета смогут оценить концепцию хореографа Алексея Мирошниченко: он сочинил новое либретто, согласно которому волшебство случается в гуще советской истории. Идея сделать спектакль на тему “Большой театр ставит балет “Золушка” в 1957 году” принадлежит все тому же Курентзису.

"Наяда и рыбак". Фото: Елена Лехова
 
Сюиту “Наяда и рыбак” из Екатеринбургского оперного театра покажут 14 марта на Новой сцене Большого театра. Это реконструкторская работа Юрия Бурлаки, специалиста по старинным балетам. В данном случае корни сказочного спектакля о любви девы вод к рыбаку растут из постановки 1903 года на сцене Императорских театров.

"Снежная королева". Фото: Елена Лехова
 
Там же, в Большом, 16 марта пройдет второй спектакль-номинант из уральского города – детский балет “Снежная королева” в постановке Вячеслава Самодурова. Этот хореограф уже обладает несколькими “Золотыми масками”. Балет, разумеется, сделан по сказке Андерсена, но с современной музыкой Артема Васильева, похожей, по словам автора, на “музыку к мультфильму или фильму в жанре фэнтези”.

"Сюита в белом". Фото: Светлана Авакум

Завершает балетную программу фестиваля (18 и 19 марта) тройчатка одноактных балетов в московском Музыкальном театре. Это произведения Иржи Килиана (“Маленькая смерть”), Уильяма Форсайта (“Вторая деталь”, хлесткое перефразирование пуантного танца на новый лад, с быстрыми темпами, угловатой пластикой и нарушением строгой геометрии) и Сергея Лифаря (“Сюита в белом”, торжественная бессюжетная апология французского классического стиля). Два последних балета соревнуются в номинации “лучший спектакль”.
 
 

Мюзикл и оперетта


"Безымянная звезда". Фото: Сергей Корженников

Четыре разных постановки в фестивальной программе из четырех российских городов. Первым – 13 апреля – покажут “Безымянную звезду” из Новосибирска (на сцене Российского молодежного театра). Режиссер Филипп Разенков поставил лирическую комедию про довоенные времена в Европе, когда встреча – и любовь – провинциального учителя и столичной светской дамы, тайно сбежавшей из дома, происходит на фоне “подкрадывающейся катастрофы”. Финал этой истории, конечно, грустный.

"Гадкий утенок". Фото: Никита Крючков
 
6 апреля родителям с детьми стоит побывать на детском мюзикле “Гадкий утенок” (петербургский театр “Карамболь” в Российском молодежном театре). Это красочный, живой и веселый праздник, в котором участвуют и дети, и взрослые артисты. История утенка разворачивается на птичьем дворе, где правит король Индюш Четвертый, так что и общественным нравам тоже есть место.

"Суини Тодд". Фото: Юрий Богомаз

15 марта “Маска” предлагает оперетту “Микадо” из Театра Музыкальной комедии в Екатеринбурге (сцена Музыкального театра) а 22-25 марта и 6-8 апреля – мюзикл “Суини Тодд” в Театре на Таганке. Оба спектакля поставил режиссер Алексей Франдетти. Если на Таганке идет зрелище с грифом “18 плюс”, то потому, что автор музыки и текста Стивен Сондхайм проявил, по мнению Франдетти, “невероятную творческую смелость, когда на фоне безудержного Бродвейского веселья создал мюзикл, разрушающий все привычные каноны “легкого жанра”. “Суини Тодд” – мрачная и зловещая история о серийном убийце, чья жажда мести привела его к полному жизненному крушению.

"Микадо". Фото: Юрий Богомаз
 
Зато “Микадо” Гилберта и Салливана, английский продукт 1885 года, основанный на псевдо-японском колорите, полон сатирического веселья: подзаголовок зрелища – “оперетта-комикс”. Как рассказывает режиссер, “Мне хотелось, за внешней “вампукой” произведения, намеренно предложенной авторами, не потерять основную мысль - в самое сложное для общества время, время разобщенности, недовольства или уныния, не терять чувство юмора и иронии”.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Призвание Арбата
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"

В Москве

"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть