Премьера авторской версии Юрия Башмета оперы "Иоланта" станет изюминкой "Ночи Чайковского в Усадьбе Демьяново"
1 июля 2025
«Солдога»: православный семейный лагерь на берегу Волги как путь к духовному и патриотическому воспитанию детей
1 июля 2025
Не только Брейгель
1 июля 2025
"ЦветаеваШпаликовХармс" – музыкальный спектакль-концерт. Театр "Практика".
1 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Отцы и Дети" по мотивам романа И.С. Тургенева. Театр Наций. Режиссер Семен Серзин.

Специально для "Ревизора.ru".

Все фото: сайт Театра Наций.
Все фото: сайт Театра Наций.

"Не хватает в Москве режиссеров, приходится из Питера завозить", – слышал я разговор в фойе. Если с первой частью утверждения я бы поспорил, то со второй – нет. Режиссерская школа северной столицы всегда была на очень высоком уровне, и Семен Серзин в очередной раз это доказал. Мне как зрителю всегда хочется видеть хорошие спектакли, и неважно, из какого города приехал режиссер. (Кстати, он же сыграл и Базарова – в том варианте, который я видел – и это очень сильная роль).

Приятным сюрпризом для московских зрителей было наличие в составе Геннадия Блинова (Аркадий Кирсанов) – одного из лучших питерских молодых актеров. Роль многогранная и удалась на все сто.

Вообще, выбор актеров можно назвать безупречным. Это и Виталий Коваленко (Павел Кирсанов), и Владимир Майзингер (Николай Кирсанов). Прекрасный сплав тургеневского духа и современности. Виталия Коваленко однозначно включаю в список лучших актеров сезона.

А музыкальный номер, когда Майзингер и Коваленко исполняют песню группы "Центр" – "Тургеневские женщины" – вообще можно отнести к лучшим сценам сезона. Такое ощущение, что прямо побывал на соответствующем концерте, притом во времена рассвета группы.

Даже Александра Бортич (Фенечка), к чьему творчеству я отношусь с изрядной доли скепсиса – была настолько органично вписана в ансамбль, что упрекнуть ее не в чем. 



Но особое внимание я уделял, конечно же, Алене Долголенко, студентке 3-го курса школы студии МХАТ (она играла Катю).

И ее дебют на сцене Театра Наций удался. В антракте я встретил знакомых, которые ходят в театр не так часто, как я, и их первый вопрос был – знаю ли, я кто такая Долголенко.

То есть, несмотря на то, что в первом действии Алены на сцене было совсем немного – ее заметили в ансамбле действительно крутых актеров. И было за что. Она в очередной раз показала высший уровень актерского мастерства. Небольшая, но очень разнообразная и яркая роль.

Что касается постановки. Признаюсь честно, Тургенева я не любил никогда. И как в школе ни пытался написать нормальное сочинение по "Отцам и детям" – не получалось. Вот если бы в школьные годы у меня была возможность посмотреть спектакль Серзина – мнение я явно бы поменял.

Действие перенесено во времена перестройки, но тургеневская проблематика была раскрыта четко, понятно, в красивой современной форме (о чем говорит хотя бы наличие музыки "Гражданской обороны" – трек "Я хочу умереть молодым" – вполне себе в базаровском духе).

Первый акт я бы назвал эталонным и рекомендовал бы его для посещения решительно всем школьникам, проходящим Тургенева. После его просмотра непременно захочется взять книгу и прочитать оригинал. Притом прочитать не наискосок, а вдумчиво. Настолько хорошо выведена параллель между тургеневским и современным Базаровым.  

Несмотря на обилие длинных монологов, все это смотрится на одном дыхании, увлекает, понятно каждое слово.



Второй акт оказался более экспериментальным. В аннотации было написано, что режиссер вдохновлялся фильмом "Асса", но я и представить себе не мог, что он вставит фрагменты и монологи из культовой картины Сергея Соловьева в спектакль.

Сыграны они были действительно здорово, но зачем это было нужно, я так и не понял. Базаров вскрывает умершего тифозного мужика, а тот читает монолог Баширова из фильма.

Мне-то нормально, но, на мой взгляд, этот прием вызовет неприязнь у школьных учителей литературы. На первое действие детей – нужно вести, чтобы любили Тургенева. На второе – сомнительно, Потому что потом именно учителям литературы придется объяснять школьникам, что Тургенев ничего не писал про Юрия Гагарина, и песни "Иду на ты" в "Отцах и детях" тоже не было. Я понимаю, что спектакль изначально не ставили для школьников, но если есть возможность научить детей любить Тургенева – грех ей не воспользоваться.

Также небольшой упрек автору адаптации. (Тоже Семен Серзин). Слабо раскрыта тема краха философии Базарова. У Тургенева было понятно, почему его герой должен был умереть в конце. У Серзина – очень хорошее начало, но тема "лишних людей" – в конце подается сильно впроброс. Отчего финальная сцена не совсем логична относительно предыдущего действия. И эта недосказанность, к сожалению, отбрасывает спектакль из категории "Великий" в категорию "Отличный".

Признаюсь честно, я с огромным удовольствием посмотрел бы на сцене театра наций "Ассу", и именно в постановке Семена Серзина и с теми же самыми актерами. (Можете расценивать это как официальное обращение и к режиссеру и к руководству театра Наций).

Хочу "Ассу", но именно в виде отдельного спектакля. В "Отцах и Детях" – я бы хотел цельности сюжета. Благо, у Тургенева все это есть.

Но в любом случае, то, что я увидел, можно смело относить к категории лучших спектаклей сезона.

Мне не совсем понятно, почему спектакль показали так поздно, когда сезон подходит к концу. Конечно, премьеру нужно было назначать на январь-февраль. А так получается ни к селу ни к городу. В этом сезоне было всего четыре показа, а в следующем – будут другие премьеры.



Но, вероятно, на то были причины.

В этом сезоне спектакль уже не покажут, а в следующем, конечно, рекомендую его посмотреть всем.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера авторской версии Юрия Башмета оперы "Иоланта" станет изюминкой "Ночи Чайковского в Усадьбе Демьяново"
«Солдога»: православный семейный лагерь на берегу Волги как путь к духовному и патриотическому воспитанию детей
Не только Брейгель

В Москве

"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
Новости театров
Всероссийский культурно-патриотический проект «Бал Победы» состоялся в Театре Российской Армии
Вчера 22:17
В Театре на Юго-Западе с большим успехом прошел концерт в поддержку ветеранов боевых действий.
Вчера 18:27
Детская программа фестиваля "Театральный бульвар" откроется спектаклем "Вафельное сердце"
Вчера 15:36
Евгений Князев удостоен ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени
30 июня 18:36
В Москве труппа из Бразилии представит спектакль «Брас Кубас» по роману Машаду де Ассиса
30 июня 2:40
Театры из Москвы и Петербурга выступят на фестивале «Балтийские сезоны» в Калининграде
30 июня 2:12
«Мариинка» отметит 115-летие мировой премьеры балета «Шехеразада» Михаила Фокина
30 июня 1:02
Михаил Мишустин поздравил Волковский театр с 275-летием
29 июня 21:02
Четыре российских региона хотят принять следующую "Золотую Маску"
27 июня 17:28
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть