По ту сторону льда: Cirque du Soleil в Северной столице
12 декабря 2019
"Свет мой зеркальце скажи" или как читали "Университетские субботы" в Литературном институте
12 декабря 2019
"Эль Система" по-венесуэльски в московском "Зарядье"
11 декабря 2019
Arctic Open — парад победителей — от Канады до Индии
10 декабря 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

14 августа 2018 13:27

Наталья Грамолина: "Музей в России – больше, чем музей"

Интервью с Натальей Грамолиной, заместителем директора Государственного музея-заповедника В.Д. Поленова

Автор: Ревизор.ru
Фото: russischeskulturinstitut.at
Фото: russischeskulturinstitut.at

Ревизор.ru побеседовал с Грамолиной Натальей Николаевной – хранителем заповедника Василия Поленова и женой внука художника. Наталья Николаевна - заместитель директора по научной работе, Заслуженный работник культуры РСФСР, член Правления Фонда возвращения и сохранения культурно-исторических ценностей России им. В. Д. Поленова.

Наталья Николаевна, давайте начнем наш разговор о музейном деле в современных условиях. Есть федеральные и региональные музеи, а также краеведческие. Нас интересует государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова, каким он был, каким он стал сейчас.

Музей Поленова - это совершенно уникальное явление в музейном мире России. Музей остался в своем здании, которое не было разрушено в войну, на своей земле, которую удалось сохранить и отвоевать в разные годы, во времена советской и послесоветской власти, в том числе, у сторонних организаций. Его удалось сохранить и развить.

Фото: nmosktoday.ru

Это правда, что за всю свою историю усадьба не знала "чужих рук": в течение 120 лет семья Поленовых никогда не расставалась с домом?

Да. Музей за совершенно малым временным исключением всегда был в руках семьи, поэтому к нему всегда относились как к родному дому, как к очагу. Из-за такого отношения, возникло особое понимание, что должно быть в музее, каким он должен быть. 

Василий Дмитриевич Поленов пришел на пустое место и сделал первый в России музей для народа. Его слова: "Почему нас влекут большие города, потому что большим городам отдано все: музеи, театры, библиотеки, картинные галереи. И я хоть в малой степени хочу отдать это деревне". Вот это стало краеугольным камнем в нашей жизни здесь. И что бы мы ни делали, все рассчитано в первую очередь не на приезжающего сюда столичного зеваку, а на местное сообщество, на крестьянских детишек и всех тех, кто живет именно в нашей местности. И все, что мы делаем, происходит не по принципу - на тебе Боже, что нам негоже.  Наоборот мы стараемся сделать все по высшему разряду: если проводим фестиваль, то приглашаем лучших мастеров и ансамбли, если организуем выставку, то стараемся показать все самое интересное. Во-первых, Россия должна прирастать провинцией, а во-вторых, у меня еще не остыла в памяти мысль, что Ломоносов пришел в науку, в мировое культурное сообщество из Поморской деревни и был воспитан не во дворцах Санкт-Петербурга. Так что очень хочется дать деревенским ребятам все то, что не может дать город.

Фото: liveinternet.ru. Василий Поленов

Также для нас, конечно, важна ситуация, которую мы сами определили. Перефразирую Евгения Евтушенко, который сказал, что поэт в России больше чем поэт. Вот и я считаю, что музей в России больше чем музей. Потому что в силу обстоятельств именно музеи любого ранга берут на себя непосильную ношу многих государственных институтов, и многие государевы задачи приходится решать тебе. Особенно в такие пограничные времена, в которых мы сейчас вместе с вами пребываем.

Время работает на вас хоть как-то или прежнему музею живется трудно?

Главное в музее — подлинники. Мы ведь можем интерпретировать историю и любое явление случившиеся в мире, как угодно. Часто это субъективная интерпретация, которая делается или в зависимости от характера человека интерпретатора или в угоду той конъюнктуре, которая тебе навязывается извне. Все пройдет, а справка остается. И вот эти подлинники хранятся в архивах и музеях, поэтому я считаю, к музеям и архивам отношение достаточно странное, то ли боятся подлинников, то ли есть желание унизить его, потому что иногда подлинник выстреливает в лоб тому человеку, который интерпретирует его. Это касается всего, начиная от археологии и археологического места и заканчивая документами, которые говорят о судьбе одного человека или государства. Все это наше достояние, которое нужно сохранять, беречь и показывать, а главное на нем воспитывать. Почему-то, нам кажется, если мы все время будем говорить о том, что мы очень плохие и вся наша история – это полное говно, то мы воспитаем людей, которые будут все делать по-другому. Но какой пример дается СМИ или так называемой субкультурой или поп-культурой, которую сейчас нам навязывают.

Фото: artflot.livejournal.com

Что навязывают?

Навязывается нежелание погружаться глубоко в любую проблему. Но я вам не ответила на вопрос, улучшилась ли жизнь музеев… Все музеи живут очень трудно, в основном, держатся на энтузиазме отдельных людей, которые прикипели к этому делу. Вы сами понимаете, что 20 тысяч в месяц при нашей жизни –это не деньги. Особенно, если девочки становятся мамами, как им прожить? Молодежь идет работать в музей не активно и не охотно по трем причинам. Первая – малый заработок, вторая – непрестижность работы (это касается сельских музеев) и третья – мы выброшены из жизни. Посмотрите любой документ, – культура никогда не стоит на первом месте, там есть многие отрасли, а про культуру забывают. Хотя на самом деле, если вы хотите сделать прорыв, культура должна быть поставлена на самое первое место, потому что она учит культуре человеческих отношений, уважению к труду, чувству собственного достоинства, воспитанию образного мышления, которое сейчас заменяется клиповым. Что тебе дадут, то ты и поглощаешь. По принципу "пипл схавает". Но не надо делать из народа – пипл… И здесь я вернусь к разговору о подлинниках.  Когда человек знакомится с подлинником, когда ты ему рассказываешь о действительной истории, его лицо преображается… В человеке просыпается чувство собственного достоинства, а раз оно просыпается, значит, он не сможет воровать или делать что-то очень плохое, потому что именно его достоинство супротив этого восстает. Он становится личностью, а личность не может быть плохой.

Василий Поленов. Фото: pravpokrov.ru

Сейчас ведь появились добровольцы, которым интересно работать в музеях?

Как только вы принимаете закон о волонтерстве, то это становится функциональной организацией, где люди начинают работать не потому, что им это нужно и это их сердечный и душевный посыл. Открываются оргкомитеты, кто-то должен стать функционером и быть во главе всего этого дела. Как только все это начинается, на любом добровольчестве вы можете ставить крест. И уже сейчас огромное количество функционеров говорят: "вот мы будем работать на чемпионате мира".  Да вы сначала уберите грязь в своем собственном подъезде. А они отвечают: "Почему это мы должна корячиться, нет что ли организации? Надо попросить чистящую компанию". Почему, если у тебя есть посыл сделать свою страну чище, не поработать именно на этом поприще? Ты же доброволец-комсомолец. К сожалению, существуют очень многие вещи, которые просто искажаются. В результате преобразований они приобретают абсолютно противоположный эффект. Тут палка о двух концах: с одной стороны - роза, а с другой – шип. И ничего ты с этим не сделаешь.

Мы стараемся привлечь на летнюю работу детишек из местной школы, чтобы они поняли, что такое музей. Есть и еще одна причина, почему не остаются работать девочки: трудно выйти замуж. Родители приходят и говорят: "Отпусти девку мою, надо ведь замуж выходить, а какие тут мужики? И даже, если он придет после армии, что им на 20 тысяч жить?". Да и действительно хочется внуков понянчить, да и девчонке хочется какого-то статуса. Это все очень сложно.

Также нельзя основным критерием работы музея считать количество посетителей и количество заработанных денег. Тот, кто ставит эти рамки, ни черта не понимает о жизни в стране и музее.
 
Кто ваши посетители?

Это разные люди. Вот приехать к нам на машине получается дорого. Литр бензина сейчас стоит 45 рублей, а из Москвы к нам и от нас выходит 300 километров. То есть вы больше тысячи вы тратите на дорогу. Какому-то магнату и олигарху без разницы, сколько тратить на дорогу. Но их я тут в последнее время не замечала. Приезжали как-то двое, но они предпочли вертолеты. Вероятно, это дешевле. Так что бывают и такие.

Как вам удается сохранять территорию вокруг музея?

Музеи-заповедники - великие ратоборцы за экологию, потому что ни один музейщик не позволит у себя на территории и в округе никакого экологически грязного предприятия, потому что музею-заповеднику очень важно сохранить ландшафт, потому что это тот же подлинник, который мы храним.

Сохранять территорию вокруг музея становится все труднее, потому что то, что ты хранишь, выходит тебе боком. Это Поленов пришел на пустое место и сделал целый мир. Построил усадьбу, посадил парк и сделал это место одним из самых выдающихся в средней России. А сейчас люди привыкли примазаться к чему-то красивому. Именно здесь земли хорошо продаются, а музей как бы опция.

Фото: myjourneys.ru

Дальше возникает куча проблем. В каждом дворе своя скважина, нарушается гидрогеология, у каждого куча нечистот, а мусорные службы не справляются. Была идея мусорного полигона, который чуть не сделали напротив нас в Торусе. А наши два поселка связаны розой ветров. Торусяне прибежали ко мне и попросили подключиться к борьбе против мусорной свалки.  Возьмите в пример Японию. Население наше и их одинаковое, только сравните территории. Но в Японии мусора нет. Сообразите и возьмите технологии. После постройки Крымского моста, займитесь этим. Сделайте в каждой области 10 мусороперерабатывающих заводов по самой современной технологии. Вот вам будет великая стройка. Постройте туалеты в каждой сельской школе. И в каждом музее. Вот это будет ваше лицо, которое вы не уроните, когда будете приглашать любого человека из Европы. И он скажет - великолепный музей, великолепная школа, великолепный сортир.

Я не случайно заговорила о сортирах. Это к разговору о рождаемости. В сельских школах, когда девочки, начиная с первого класса, бегают до туалета по 100 метров без курток и в тапочках, потому что времени одеться нет, то о каком повышении рождаемости может идти речь? Я видела это в Чувашии и Удмуртии.

Что надо сделать для того, чтобы одно срослось с другим?


Для того, чтобы одно срослось с другим, надо поставить культуру в первые строки всех государственных документов. И первой строкой в этих документах относительно культуры поставить музеи. Сначала великие музеи, потом архивы, а дальше все остальное. Ко всему надо подходить с умом. Вот многофункциональный культурный центр во Владивостоке построили. Во Владивостоке не так много народу, половина жителей всегда в море. Зачем тратить огромные деньги на многофункциональный музей? Предположим, есть 3 млрд, да за эти деньги вы сто лет подряд будете привозить великолепные выставки, первого ряда из лучших музеев России. Привезли на месяц, потом увезли. Вот это дело стоящее. А так в этот центр привезли картины третьего ряда и забыли про них. Китайцы, которые приезжают во Владивосток, в музей приходят редко, они все бегут в ювелирный, скупать золото. Так что я желаю всем и особенно читателям Ревизора.ru побывать во всех музеях России. Понять, почему музейщики народ бедный, но гордый. И понять фразу, которую сказали музейщики одного бедного городка, где не было ничего: "Да, жить трудно, у нас ничего нет, но зато у нас есть музей". И они приходят туда и отдыхают душой и не нужно называть его многофункциональным центром. Для них это место душевного разговора, по которому люди соскучились. 

 

 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О МУЗЕЯХ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

По ту сторону льда: Cirque du Soleil в Северной столице
Юрий Поляков: "Музы никогда не заставляли пушки замолчать"
"Свет мой зеркальце скажи" или как читали "Университетские субботы" в Литературном институте

В Москве

"Эль Система" по-венесуэльски в московском "Зарядье"
Праздник и традиции в Рахманиновском зале
"Ипполитовка" жжёт!
Новости музея
ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЯ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть