С художником мы встретились в его родном Владикавказе.
Константин, вы обучались в, пожалуй, лучших художественных школах мира, ваши работы впечатляют более чем знаковым уровнем и масштабом. От биографических вопросов, честно говоря, удержаться абсолютно невозможно. Если позволите, лейтмотивом классиков: в гранит одетая Нева, искрящаяся в волшебной dolce far niente Арно, меж увесистых громад разбегающийся брызгами Терек и "Новый Петербург", как называл Владикавказ Коста Хетагуров… Где находится та самая точка отсчета?
Такие вопросы всегда просты и сложны одновременно. Сколько себя помню, ещё с дошкольного возраста, постоянно был с карандашом, глиной, пластилином... Потом была художественная школа и уже более глубокое и осмысленное увлечение изобразительным творчеством и скульптурой. Затем Петербург, который я бесконечно люблю и по которому всегда скучаю, но в котором почему-то совершенно не могу долго находиться в силу какого-то угнетающего меня климатического влияния местных широт. Такой вот парадокс. Поэтому и была предпринята "попытка бегства" в мир солнечных красок. И, конечно, моя абсолютная любовь к этой странице истории искусства и литературы, поэзии Микеланджело, которым я зачитывался с детства. Город Флоренция, конечно, манил, являясь для меня своего рода Меккой всей эпохи Возрождения. Потом уже, в сознательном возрасте, логичным и естественным образом произошла переоценка личного отношения к искусству через определенную интроспекцию – осознанный уход за вдохновением в большей степени внутрь себя, нежели во внешние формы, в которых я искал его в годы юности.
"Реквием по Идальго". Константин Кантетти.
Все, как и предрекал Гиппократ: жизнь коротка, а путь искусства долог. И всё-таки Мастерство всегда передавалось из рук в руки в самом прямом смысле этого слова. Реально ли заменить непосредственное общение с Мастером и обучение под его руководством в процессе становления Художника в наш век дистанционного онлайн-познания?
На мой взгляд, в классическом и строго академическом подходе к обучению разного рода материям изобразительных искусств роль наставника и прямого общения с ним незаменима. Это однозначно. Может ли художник состояться без этого? Наверное, может, но это скорее исключение из правил и требует огромной самодисциплины, которой начинающие творцы, в силу темпераментности натуры, как правило, конечно, не отличаются. Каким бы, подчеркиваю, человек талантливым ни был. И в Санкт-Петербурге, и в Италии сами стены заведения имеют очень сильное влияние. Атмосфера, постоянный личный визуальный контакт с произведениями искусства, элементы пластики так или иначе впитываются и проходят сквозь ученика, обретая и трансформируясь в нем новыми формами уже его собственного мироощущения. В этом и есть смысл обучения. Так было всегда. И, конечно же, как боксёру ставят удары, так и Художнику необходимо поставить руку, что абсолютно невозможно без Наставника и прямой передачи накопленного им опыта.
Осталось ли место классике и академическому подходу в современном мире, где искусство, зачастую весьма далёкое от, мягко скажем, фешенебельности – это больше про шоу и сиюминутный эпатаж, что в большинстве своём вряд ли войдет в собрания музеев и галерей?
Здесь ситуация абсолютно аналогичная той, что происходит в современной экономике. Сравнение, конечно, немного грубое, но, как ни странно, пристально анализируя эти две, на первый взгляд, крайне далёкие друг от друга, истории – экономика и искусство, обнаруживаешь абсолютно идентичные процессы и тенденции. С одной стороны – Классика, которая представляет собой реальный сектор, питающий всё и вся, являясь основным культурным активом человечества. С другой - всё остальное, которое, подобно финансовым секторам, подвержено всякого рода спекулятивным манипуляциям и активностям. Я не эксперт в арт-рынке, всё же это прерогатива критиков и искусствоведов, но востребованность классики всегда более или менее стабильна, подобно тому, как всегда востребовано золото и прочие драгоценные металлы на рынке инвестиций. Да, действительно, она не так на слуху в медиапространстве, лишена по сути своей элементов хайпа и не имеет той степени резонансности, предоставляющей возможности "быстрых" денег, как для самого художника, так и для инвестора. Но классика прочно занимает свою нишу.
В более зрелом возрасте Константин вновь открыл для себя технику акварели, находя в ней чистоту особого рода, необузданность и, парадоксальным образом, строгость и медитативность. "Осенний Владикавказ". Константин Кантетти.
Реализм исчерпал себя окончательно и не отвечает больше на вызовы времени и запросы современного человека?
Тут необходимо определиться, что мы подразумеваем под этим термином. Если говорить об определении реализма в рамках классической терминологии искусствоведения, как о некоем течении в искусстве середины 19-го века — это одно. Если же рассматривать реализм в более широком значении и понимании, возможно, даже несколько обывательском, подразумевая академическую школу, то исчерпать он себя не может в принципе. Так же, как исчерпать себя не может математика. И тут у нас открывается широкое поле для дискуссии, в чем-то даже философской, в отношении того, что есть реальность как таковая, по каким канонам она существует, чем и какими рамками ограничен художник и творец в своей индивидуальной интерпретации этой самой реальности. Здесь и начинается всё самое интересное, где между гениальностью и гротескным, скажем так, "безобразием" существует очень тонкая грань, пройти по которой и значит состояться как Мастер с большой буквы.
Край, подаривший мировой художественной сокровищнице такие великие имена, как Коста Хетагуров, Махарбек Туганов, Сосланбек Едзиев и многие другие. На слуху открытие дома Вахтангова, уникальная выставка в горах под открытым небом Владимира Соскиева, ведущий на Северном Кавказе литературный журнал "Дарьял", авторы которого в этом году стали финалистами Всероссийских Премий, Фестиваль современного искусства "Аланика". Какая она — культурная жизнь Осетии?
Осетия живёт насыщенной культурной жизнью. У нас всегда заполнены театры и концертные залы, открываются интересные галереи, как частные, так и под кураторством Министерства культуры. Например, филиал Пушкинского музея, который находится во Владикавказе — это целое научно-исследовательское арт-пространство со своей галерей, где на регулярной основе проводятся разного рода симпозиумы, в том числе упомянутая Вами "Аланика", ставшая уже традиционной. Отрадно, что общественность как города, так и республики активно вовлечена во все эти процессы. Жизнь кипит. Исторически сложившееся наслоение и переплетение очень многих и очень разных социально-культурных аспектов, гармонично сочетающихся друг с другом на протяжении всей истории города Владикавказа, и определили, в конечном итоге, ментальность нашего города и горожан в хорошем смысле слова — космополитичностью, открытостью ко всему новому при строгом соблюдении и приверженности традициям. Абсолютное отсутствие какой-то вычурной эклектики в культурном плане. Явление достаточно уникальное, и не без гордости могу подтвердить, что Владикавказ является мультикультурной столицей всего Северного Кавказа.
"Осенний вечер в Мамисоне". Константин Кантетти.
Значит, если вернуться к началу нашей беседы, "точкой отсчёта" всегда был родной Владикавказ?
Как человек, побывавший и повидавший много городов больших и малых, часто подолгу в них задерживаясь и работая, не могу не сказать, что Владикавказ – идеальное место для творческого человека. Это город, лишённый суеты, однако никоим образом не ставший по своему духу провинциальным или уездным.
Нежная, временами романтичная Мады Хох (в переводе с осетинского Мать-гора, в просторечии называемая "Столовой горой"), по-отечески суровый Казбек и ведущий от него свои истоки Терек, которые видны практически из любой точки города, задают свой неповторимый ритм и особое умонастроение жителям Владикавказа. Здесь так называемый "мир горный" сосуществует и взаимодействует с "миром дольным", хотя зачастую непримиримо конфликтуя друг с другом. И этот конфликт тоже часть вышеупомянутого взаимодействия, пробуждающего столь необходимую творческому человеку энергию и пассионарность в широком смысле слова.
В этой связи на ум приходят два, на первый взгляд, взаимопротиворечащих тезиса Гегеля и Маркса о том, что бытие определяется сознанием и о том, что бытие определяет сознание. По сути, это и есть две стороны единой ментальной парадигмы Владикавказа и его обитателей. Возможно, я немного утрирую, но дух нашего города сейчас напоминает чем-то дух Флоренции эпохи Проторенессанса Треченто, насколько, конечно, их можно сравнивать с нашего временного отрезка.
В прошлом году Республика праздновала 1100-летие Крещения Алании, а Владикавказ совсем скоро будет встречать 240-летний юбилей.
Наше уникальное историческое наследие мы можем рассматривать, начиная с бронзового века, удивительной по своей самобытности и изяществу Кобанской культуры, а затем и периода Аланского Царства, артефакты которого по сей день находят археологи на всей территории республики Алания, включая и сам город Владикавказ. Например, совсем недавно на одной из окраин города при закладке фундамента новой телевизионной башни были обнаружены остатки древней цитадели Аланского городища, датируемого концом 1-го века нашей эры. Причём, по всем признакам, это не просто поселение, а полноценный город с развитой металлургией и другими отраслями инфраструктуры. Поэтому, конечно, Владикавказ гораздо старше. По сути, каждый уже относительно современный "кирпич", в которых постоянно находят различные атрибуты древней эпохи, несёт в себе в прямом и переносном смысле эманацию наших предков и той древней культуры, которая здесь существовала, и которую, я надеюсь, нам всем ещё предстоит открыть заново и заново осмыслить.
Порою случается, что история и прямая историческая память определённого этноса в силу обстоятельств, войн и других катаклизмов может оборваться. Тем не менее, эта культура продолжает жить и проявлять себя. Великий Шёлковый Путь, Древняя Алания, удивительный Нартовский Эпос, Крещение Алании, затем печально известное нашествие Тамерлана и годы безвременья и забвения, как я их для себя характеризую, для нашего народа и, наконец, вхождение в состав Российской империи и, конечно, эпоха СССР – вот, собственно и есть та многообразная мозаика, из которой состоит наш город и наша Республика.
В одном из своих интервью вы сказали, что вам как художнику особенно близка творческая реализация в области кинематографического искусства. Именно с ним и связан проект, над которым вы сейчас работаете?
Чистая правда. Несмотря на мою любовь к творчеству в области театрального искусства, с моей стороны было бы лукавством не признаться в том, что мне как художнику всё же ближе кинематограф. Для меня самого в этом тоже есть некий парадокс, возможно в определенной степени субъективный, но визуально-эмоциональная составляющая, отыгранная и запечатленная в кинокадре в квинтэссенции своего напряжения, воспринимается мной более живо и насыщенно, нежели вживую с театральной сцены.
Новый проект довольно сложно с твердой уверенностью отнести к какому-либо из жанров. Назовем его пока что Теле-новеллой с определёнными элементами перформанса, где зритель сможет погрузиться в философское осмысление и перекличку времён посредством и через знаковые персонажи, оставившие свой неизгладимый след в истории нашего города.
Место действия – Владикавказ. Город славится своими осенними сумеречными туманами, в которых обыденная суета и всё лишнее уходит на второй план, а в этой холодной дымке временно растворяется грань между Прошлым и Настоящим. На данный момент, наверное, сказать более не могу, иначе этот небольшой анонс рискует стать одним большим спойлером. Но я очень надеюсь, что уже в скором времени мы сможем порадовать и зрителей и самих себя результатом этой работы, который, уверен – не разочарует.
Сумеречные туманы Владикавказа, полные загадочных тайн, находят своё отражение не только в живописных работах Мастера. "Туманы Старого города" Константин Кантетти.