В Дарвиновском музее Москвы действует выставка "Русский палеоарт", пишет "РГ". По данным издания, это первая подобная крупная экспозиция в России, ориентированная на работы отечественных мастеров.
Термин палеоарт ввел в оборот художник Марк Халлетт, консультировавший Стивена Спилберга при работе над фильмом "Парк Юрского периода". Он означает искусство, имеющее целью воссоздание образов вымерших обитателей прошлых эпох. Это искусство тесно граничит с наукой, но все же без художественного подхода ему не обойтись.
Выставка объединяет русский палеоарт за много лет. В 1914 году первый директор Дарвиновского музея Александр Котс иллюстрировал лекции по эволюции графикой анималиста Василия Ватагина, ученика Константина Юона. В нынешнюю экспозицию вошла его работа "Плезиозавры", картон 1914 года. Работа хранилась в фондах музея. Она уже не соответствует научным данным, поскольку плезиозавры показаны выползшими из моря на сушу, чего не было в реальности, но сохранила художественную ценность.
Василий Ватагин и его младший коллега Константин Флеров рисовали доисторические живые существа по законам современной им сравнительной анатомии. Флеров даже написал изображение "пильтдаунского человека", считавшегося промежуточным звеном между обезьяной и человеком. Потом выяснилось, что этот человек – научная мистификация.
К концу ХХ века технологии этого искусства стали совершеннее и уже более точно отражали облик древних людей и животных. Выставка дополнена 3D-реконструкциями доисторической фауны, созданными современными палеохудожниками. Сегодня они уже не могут не сверяться с новейшими научными достижениями. Впрочем, место для творческого поиска остается всегда.
Также в числе экспонатов называются картины Сергея Красовского, цифровое полотно научного сотрудника Палеонтологического института Николая Зверькова, скульптуры Владимира Илюхина и пр.