Выставка предлагает особый взгляд на творчество Аристарха Лентулова – через призму театральности. Один из главных принципов построения экспозиции – сочетание станковых произведений, живописных и графических, и работ для театра – позволяет увидеть целостность творческого пути художника и взаимосвязь этих видов искусств, столь характерную для русской культуры первой трети ХХ века. Театральность свойственна творчеству Лентулова и до прихода в театр в 1914 году: она в артистической лёгкости «примеривания» на себя различных стилей изобразительного искусства начала XX века от импрессионизма до футуризма, в утрированной декоративности и яркости его палитры, в использовании коллажа и световых эффектов, свойственных театральной практике.
"Выставка охватывает творческий путь художника с конца 1900-х до начала 1940-х годов и позволит увидеть вместе целый ряд знаковых для художника работ, проследить развитие его творческого языка. Например, жена художника Мария Лентулова предстаёт на портретах всякий раз в новом облике и в «маске» нового художественного стиля. Период 1920-х-1930-х годов будет представлен портретами, пейзажами и сюжетами на индустриальную тему, отражающими постоянный интерес Лентулова к событиям современности и также отвечающими законам сценического действа", – говорит куратор выставки Светлана Джафарова.
"Код театральности" заложен и в названии выставки. Пьеса Владимира Маяковского "Мистерия-буфф", названная автором "дорогой революции", впервые поставленная в 1918 году, определила и закрепила образную и интонационную составляющую послереволюционного искусства. И пусть Аристарх Лентулов не был художником этого спектакля, но жанр "мистерии-буфф" отражает его художественное кредо. Ведь недаром Маяковский говорил, что Лентулов в живописи делает то, что он сам делает в литературе.