Владимир Набоков. Между вечностью и веществом.
22 апреля 2024
"Соборяне" и джаз. Программа XVI Международного музыкального фестиваля Юрия Башмета.
22 апреля 2024
Впервые в истории Московский Пасхальный фестиваль пройдет при участии артистов Большого театра
22 апреля 2024
Чем чёрт не шутит. Спектакль "Ночь перед Рождеством".
22 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

“Солисты Москвы” отметили 25-летний юбилей

20 мая на сцене Большого зала Московской консерватории состоялся юбилейный концерт ансамбля “Солисты Москвы” под руководством Юрия Башмета.

Фото: ClassicalMusicNews.Ru
Фото: ClassicalMusicNews.Ru

Не прошло и четверти века, как снова "на том же месте, в тот же час". Первое выступление “Солистов Москвы” состоялось 19 мая 1992 года в Большом зале Московской консерватории, а через день, 21 мая, уже на сцене Парижского зала "Плейель". "И вот за плечами около 2000 концертов, 55 стран пяти континентов планеты," - констатировал со сцены в своем поздравлении министр культуры Владимир Мединский.

Не прошло и четверти века, как снова "на том же месте, в тот же час". Первое выступление “Солистов Москвы” состоялось 19 мая 1992 года в Большом зале Московской консерватории, а через день, 21 мая, уже на сцене Парижского зала "Плейель". "И вот за плечами около 2000 концертов, 55 стран пяти континентов планеты," - констатировал со сцены в своем поздравлении министр культуры Владимир Мединский.
 
"Глория" – торжественное сочинение Кузьмы Бодрова для хора и оркестра, написанное специально для чествования замечательного коллектива-юбиляра, эффектно открыло праздничный вечер. Глория – слава в переводе с латинского также уточняет: славный подвиг, украшение, гордость и рвение. Да, “Солисты Москвы” – это творческий подвиг маэстро и его коллег-музыкантов, это наша национальная гордость и украшение российской и мировой культуры, пример неутомимого профессионального рвения.
 
"Что отличает нас от других коллективов? – обратился к публике Юрий Абрамович. – Во-первых, мы празднуем свой юбилей, давая концерты дома. А дом, Россия, у нас большой. Иногда, наши гостеприимные хозяева - медведи." Гастрольный юбилейный тур ансамбля, стартовавший в сентябре 2016 года, было решено провести дольше, чем планировалось.
 
"Как никто мы играем много премьер, для нас сочиняют. Сейчас, друзья, вы стали свидетелями мировой премьеры "Глории" Бодрова. И, наконец, моя мечта осуществилась – мы единственные удостоены чести играть на уникальных музыкальных инструментах работы старых итальянских мастеров из Государственной коллекции музея Глинки."
 
Продолжили программу концерта опусы Альфреда Гарриевича Шнитке – знаковой композиторской личности в нашей культуре, любимым и часто исполняемым автором “Солистов Москвы”. Эпизоды из "Трио-сонаты" и Тройного концерта были предварены историей появления сочинений и байками, рассказанными Башметом в его неподражаемой юмористическо-анекдотической манере. Дескать, тема трио-сонаты, заказанной Шнитке к 100-летию со дня рождения Альбана Берга, есть не что иное как перевернутая мелодия Happy birthday в миноре. Под смех публики это было тут же проиллюстрировано первым скрипачем.

Но за этими милыми развлекательными исторями проглядывалось огромное чувство уважения и любви к композитору. Исполнение музыкантов подтвердило это через глубокое проникновение в суть трагической образности музыки Шнитке. Андрей Поскробко (скрипка), Юрий Башмет (альт), Алексей Найденов (виолончель) солировали сдержанно-выразительно, повисая "недосказанностями и междустрочьями". Существует историческая запись Тройного концерта "Концерта на троих" Шнитке в исполнении Гидона Кремера (скрипка), Юрия Башмета (альт) и Мстислава Ростроповича (виолончель), им же и посвященного автором.
 
"Кстати о записях," – переменил тему маэстро Башмет и опять стал веселить зал анекдотичными случаями по поводу их Grammy. Не без гордости он заметил, что первым сообщил ему, находящемуся на тот момент в Токио, о присуждении награды сам президент Путин. В 2008 году “Солисты Москвы” были удостоены премии Grammy в номинации "Лучшее выступление в составе малого ансамбля" за запись музыки И. Стравинского и С. Прокофьева. И на юбилейном концерте, как повод гордости, следующим номером очень уместно прозвучали произведения с их Золотого диска – "Мимолетности" Прокофьева и "Песня" Грига.
 
Поэтичная мелодика, мягкость гармонических сочетаний, изысканная прозрачность фактуры григовской партитуры покоилась на волшебном очаровании звучания инструментов старых итальянцев. И вся эта красота усиливалась изумительной акустикой нашего Большого Зала. Воистину нетленная красота, прикосновение к вечному. Каждый голос Страдивари, Гварнери, Амати, Руджери тембрально источал "чистейшей прелести чистейший образец", создавая благоухающее единство звукового Рая. Даже бриллиант, говорят, заболевает черной болезнью, тончайший волосок в структуре, если его не носить. На коллекционных сокровищах старых итальянцев должно играть, иначе они потеряют свой голос.
 
И опять сюрприз с очередным юморным прологом маэстро. И понеслось... Бутман, джаз, Райхельсон, джазовый альт, восторг публики, аплодисменты после импровизаций. Все жанры и стили по плечу башметовцам и их предводителю.

А закончилось первое длинное отделение и вовсе легким хулиганством. Перевод Быковым текстов Сен-Санса к его "Карнавалу животных" оказался, мягко говоря, неточным. В чтении Константина Хабенского эта милая "отсебятина" приобрела абсурдную пафосность, еще более забавляя зал. Но пик озорства пришелся на квартет четырех пианистов в номере "Пианисты", когда Ксения Башмет и папа на одном рояле, Хабенский с Иваном Рудиным на другом "лабали" явно что-то утвержденным репертуаром не предусмотренное.
 
Цветов надарили столько, что Башмет взмолился: впереди же еще одно отделение.
 
Это жизнь, у нее все близко соседствует: и смех, и слезы. Ноктюрн Чайковского, исполняемый традиционно на виолончели, был посвящен ушедшей из жизни несколько часов назад Наталье Шаховской, ученице Ростроповича, профессору Московской консерватории. Башмет объявив эту печальную весть, солировал на альте.
 
Заключительный номер программы – струнный квартет Шуберта "Смерть и девушка", переложенный Малером для оркестра. Высоко-серьезная, полная философских размышлений шубертовская романтика была донесена до слушателей замечательным исполнением музыкантов ансамбля “Солисты Москвы”.
 
Уже поздно, праздничный вечер подошел к концу. Публика не отпускала артистов. Башмет опять сострил: "Всегда две новости – плохая и хорошая – будет вам бис, но он очень короткий". И "запрыгала" полька для альта с оркестром из "Ревизской сказки" Шнитке. Затрещала по швам гоголевская "Шинель", зачавкала грязь расейская под галошами Чичикова. Вот теперь концерт состоялся. Эту чудную финтифлюшку публика обожает.
 
Башметовцы желанны, они любимы, они успешны. Аплодисменты все не прекращались. "Приходите к нам на будущий юбилей, который состоится в.... следующем году," – поклонился Башмет.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Владимир Набоков. Между вечностью и веществом.
"Соборяне" и джаз. Программа XVI Международного музыкального фестиваля Юрия Башмета.
Впервые в истории Московский Пасхальный фестиваль пройдет при участии артистов Большого театра

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть