Церемония вручения театральной премии "Золотая маска" прошла в субботу в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко в Москве, премии вручили более чем 50 лауреатам.
Тему торжества в этом году выбрали под влиянием Всемирного дня цирка, отмечаемого 16 апреля. Театральная сцена на один вечер превратилась в цирковкую арену, на которой выступали клоуны и акробаты, а ведущие церемонии Юлия Пересильд и Павел Акимкин облачились в цирковые костюмы.
В XXII фестивале "Золотая Маска", который проходил с 4 февраля по 15 апреля, приняло участие 52 театра из 19 городов, было представлено 69 спектаклей, в которых было более 200 частных номинаций.
По мнению жюри премии, лучшим драматическим спектаклем большой формы стал "Сон в летнюю ночь" театра "Мастерская Петра Фоменко, а малой — "О-й. Поздняя любовь" лаборатории Дмитрия Крымова театра "Школа драматического искусства" из Москвы.
"Лучшей работой режиссера в драме" признана режиссура Андрея Могучего за спектакль "Пьяные" Большого драматического театра имени Товстоногова из Санкт-Петербурга. В то же время лучшей актрисой признана Мария Смольникова за роль в спектакле "О-й. Поздняя любовь", а лучшим актером — Сергей Волков за роль Бертольта Брехта в спектакле "Кабаре Брехт" Театра имени Ленсовета. При этом "Золотую маску" за лучшую роль второго плана в драме получил Николай Мартон за спектакль "Маскарад. Воспоминания будущего" от Петербургского Александринского театра.
Лучшей оперой в этом году стала "Хованщина" музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Также актрисе этого театра Хибле Герзмава вручили премию за лучшую женскую роль в этом жанре в спектакле "Медея", а за "Лучшую мужскую роль в опере" премию получил Алексей Татаринцев за роль Ромео в опере "Ромео и Джульетта" театра "Новая Опера" имени Колобова. Эти два спектакля были награждены не раз, так Александр Титель получил "Золотую маску" за режиссуру оперы "Медея", а лучшим дирижером был признан Андрей Лебедев за оперу "Ромео и Джульетта".
Приз за "Лучшую женскую роль в балете и современном танце" получила Любовь Андреева из петербургского Театра балета Бориса Эйфмана. "Золотую маску" за лучшую мужскую роль в балете получил Олег Габышев из того же театра.
При этом лучшим дирижером в балете стал Юрий Кочнев из Саратовского театра оперы и балета, а "Лучшей работой балетмейстера/хореографа в балете и современном танце" стала постановка Дагласа Ли из Пермского Театра оперы и балета имени Чайковского. В свою очередь, лучшим спектаклем в современном танце стала постановка "Кафе Идиот" Театра "Балет Москва", а лучшим спектаклем в балете, по мнению жюри, стал "Герой нашего времени" Большого театра.
Лауреатом в номинации "Лучшая женская роль в оперетте-мюзикле" стала Оксана Костецкая за роль в постановке "Все о Золушке" Театра мюзикла. "Золотую маску" за лучшую мужскую роль получил Дмитрий Ермак за роль в мюзикле "Призрак оперы".
"Лучшим режиссером в оперетте-мюзикле" стал Алексей Франдетти за "Рождество О.Генри" в театре имени Пушкина. "Лучшим спектаклем в оперетте-мюзикле" признана "Голливудская дива" Театра музыкальной комедии в Санкт-Петербурге, а лучшим дирижером — Мариам Барская за "Призрак оперы".
Также лауреатами премии "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства" стали народный артист СССР, художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин, народный артист РФ, художественный руководитель Малого драматического театра (Санкт-Петербург) Лев Додин, народный художник РФ Борис Мессерер, художественный руководитель Театра балета, народный артист РФ Борис Эйфман, народный артист СССР Ростислав Янковский (Белоруссия).
"Золотая Маска" учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ (СТД РФ) как профессиональная премия за лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства (драма, опера, балет, современный танец, оперетта/мюзикл, театр кукол). Лауреаты премии определяются на ежегодном фестивале спектаклей-номинантов.
Определяют, кто станет лауреатом и обладателем премии "Золотая Маска" два представительных жюри — по театру драмы и театру кукол и музыкальным спектаклям. Первое возглавил режиссер Михаил Бычков, а второе — Юрий Лаптев.