Страсти по Марку. Барочная реконструкция
27 апреля 2024
"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе
26 апреля 2024
Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Наталья Гончарова: "Если у нас есть мало-мальская возможность как-то порадовать детей, то мы сделаем всё возможное".

Эксклюзивное интервью "Ревизора.ru" с постановщиком Большого новогоднего представления для мариупольских детей.

Автор: Ревизор.ru
Наталья Гончарова. Все портретные фото - из личного архива режиссера.
Наталья Гончарова. Все портретные фото - из личного архива режиссера.

Премьера музыкальной сказки "Стойкий оловянный солдатик" по мотивам сказочной истории Г.Х. Андерсена станет Большим новогодним представлением для мариупольских детей и их родителей, которое состоится 24 декабря на сцене Мариупольской филармонии.

Режиссёр-постановщик спектакля Наталья Гончарова дала эксклюзивное интервью "Ревизору.ru" в связи с подготовкой новогоднего представления – совместного проекта Мариупольского Русского драматического театра и Независимого профсоюза актёров театра и кино, получившего поддержку Президентского Фонда культурных инициатив.

Наталья Гончарова поставила несколько детских спектаклей в Русском драматическом театре Мариуполя. Она – создатель городского театрального коллектива "Драмком", проекты которого были востребованы у зрителей. В 2022 году режиссёр приняла активное участие в возобновлении работы Русского драматического театра.

Здравствуйте, Наталья Александровна! Кому принадлежит идея взять для новогоднего представления сказку Андерсена, и как вы отнеслись к задумке поставить такой музыкальный спектакль?

Подал идею Александр Владимирович Ростов, наш бывший художественный руководитель. Сейчас он с нами не работает, к сожалению, был вынужден уехать по состоянию здоровья. Для меня – это новый опыт, это интересно. Я всегда отношусь к таким неизведанным моментам с открытой душой. Чем больше опыта, тем лучше. Не случалось такого в моей работе, чтобы от меня требовалось что-то большее, чем я могу.  Я всегда понимаю, что это моя работа. Просто смотришь на неё с разных сторон. Мы все занимаемся своим делом, наверное, для того, чтобы люди приходили и забывали обо всем плохом. Чтобы эти два часа они провели в полной гармонии с собой, переживая за тех, кто играет на сцене. Сейчас я работаю над "Солдатиком" с большим удовольствием, потому что нашим детям необходим праздник, нужно им дать отдых и организовать досуг. Существует очень много детских секций в городе, и практически все они бесплатные, но как место досуга – такого нет. Если у нас есть маломальская возможность как-то порадовать детей, то мы сделаем всё возможное. Сейчас это жизненная необходимость.

Фото: © "Ревизор.ru"
 
И ваш театр сегодня - такой эпицентр досуга для детей и взрослых?

Да. Получается, что так, я надеюсь.

Совсем скоро грядёт премьера. Работа над спектаклем вышла на финишную прямую. В данный момент самая горячая фаза подготовки?

Мы сейчас вовсю репетируем на выгородке. Наш художник Светлана Канн условно поставила географические точки на сцене. Пока у нас нет ни костюмов, ни реквизита, ни декораций. Чем ближе к премьере, тем больше возникает потребность в настоящих декорациях и костюмах. Наши московские коллеги уже отправили нам реквизит, видеопроектор, много чего ещё для нашего спектакля. Знаю, что эта посылка весит несколько тонн, потому что там и новогодние подарки для детей, которые придут к нам на представление.

Наш композитор Андрей Батурин уже дописал практически всю музыку для спектакля, поэтому балетмейстер Анатолий Птушкин смело может ставить оставшиеся хореографические сцены под неё. Скоро будем записывать чистовой вариант вокальных номеров. Сейчас у нас идут в основном драматические репетиции. С утра прогоняется танцевальная часть, после перерыва начинаем с фехтования, а затем идёт драматическая репетиция нескольких составов. Если бы у нас были костюмы и декорации, то в принципе мы уже были бы готовы. Сейчас нужно вводить световое и звуковое оформление в полной мере. У нас 7-часовой рабочий день, если же нужно, то мы остаёмся. Надеюсь, мы успеваем к сроку.

Артисты репетируют с большим энтузиазмом, поют и танцуют. Им скорее уже хочется увидеть декорации, надеть костюмы, выступить перед зрителями. Сценография, костюмы будут в классическом стиле, как традиционные иллюстрации в книжке сказок. Я очень хочу уже увидеть это всё на сцене, и поработать в костюмах и декорациях.

Девять артистов заняты в каждом составе - не так много персонажей. Даже массовки по сюжету особо нет, да и габариты сцены не предполагают.

Вы выступаете не на своей родной сцене, обжили пространство филармонии?

Да, мы действуем в тех обстоятельствах, которые нам предоставлены. Сцена в филармонии сейчас странной формы, но, тем не менее, она есть, а значит, есть и мы. Всё остальное – это не проблема, это просто неудобство. Зал рассчитан на 200 мест.


Наталья Гончарова. 

Драматург Катерина Антонова изменила оригинальный сюжет, что нового привнесено в известную историю Андерсена?

Мы ставим спектакль на основе авторской пьесы, с большим количеством песен, но это не жанр мюзикла. Включены пластические этюды, танцы, даже фехтование. Сюжет не осовременен, но изменился значительно. Это новогодняя сказка, в которой появился тролль, все остальное присутствует. Тролль хочет взять в жены балерину, но она отдаёт своё сердце солдатику, у которого не будет ружья. Мы говорили с драматургом о том, что вопрос ведь не в оружии, а во внутренней доблести и совершении подвигов ради кого-то. У солдатика есть братья с ружьями. Но так задумано, что мальчик уносит всех солдатиков, и в детской остаётся только тот, что без ружья. Мы от этого ушли абсолютно сознательно, потому что у нас не то время, чтобы акцентировать на этом внимание. Тролль обладает волшебным жезлом, и благодаря нему он запугал все игрушки, запретил им отмечать праздники. Не нравится ему веселье. Но появляется солдатик, и определёнными сюжетными ходами все освобождаются от власти тролля.

Перед началом представления будут игры с детьми вокруг ёлки с Дедом Морозом и Снегурочкой в фойе Филармонии. Хотя там будут участвовать два персонажа из спектакля, но сюжетно это никак не связано с "Солдатиком". Это делается для того, чтобы дети пообщались, поиграли, натопались и нахлопались, затем получили подарки и в хорошем настроении пошли смотреть спектакль. У нас запланировано 26 спектаклей в декабре и январе. Мы играем все каникулы. Зрители нас очень хотят, это необходимость для них, сильная потребность.

От ёлки на сцене мы с художником отказались сознательно, потому что предполагается, что спектакль будет функционировать и дальше. Мы будем его вывозить в любое время года. Сейчас в спектакле будет идти речь о Новом годе, будут стоять подарочки на сцене, висеть гирлянды. Когда мы будем играть потом, скорее всего, словосочетание "Новый год" заменим словом праздник. Мы не будем привязываться к конкретным событиям.

Какой возрастной ценз у спектакля?

6+, потому что у нас там идёт серьёзная линия любви между Солдатиком и Балериной. Есть драматический эпизод – бой на шпагах. Я не говорю, что маленьким будет неинтересно. Для малышей также найдется, на что посмотреть.

Как вы координируете работу с московскими коллегами, это нелегко?

У меня был, и не один, такой вечер, когда у меня на компьютере открыт Телеграм, где с композитором обсуждаем музыку, одновременно по телефону выясняем с художником какие-то моменты. Таких ситуаций было много. Были сжатые сроки, надо было делать быстро и срочно. Нельзя не ответить, потому что автоматически – это промедление. Общение не прекращалось вообще. Мы все работаем 24 на 7. Во время репетиций я отключаю телефон, но во время перерыва всегда на связи. Первое время такой режим был с драматургом, мы нон-стоп обсуждали с ней всю работу. Сейчас мы уже на финишной прямой.

Действительно, было сложно работать с автором музыки Андреем Батуриным, он не видит репетиций, мы друг друга не знаем. Я думаю, что если бы мы были на одной территории, то всё писалось бы также прекрасно, но гораздо быстрее. Сначала робела говорить композитору, чего бы мне хотелось. Потом поняла, что он лёгкий в общении человек, и не надо себе ничего надумывать.

А ещё у вас ведь текущий репертуар, гастроли, вы выпустили детский спектакль.

Да. Наши артисты были на гастролях. В конце октября я выпустила сказку о правилах поведения: не переходите дорогу на красный свет, мойте руки и так далее. Я оставалась на базе, нужно было обеспечить беспрерывную работу театра, показ спектаклей, обслуживание текущего репертуара. Уехало две группы. Первую повез "Росконцерт" со спектаклями "Водевили" и "Золотой цыплёнок", вторая полетела на Камчатку со спектаклем "Амилькар". А из оставшихся надо было задействовать всех. Было такое, что у нас через неделю концерт, и нужно было срочно всех поставить. У нас работа кипела. Телефоны не замолкали, мы друг с другом были на связи – я, дирижёр, вокалисты, музыканты и артисты.

Теперь ожидается новогодняя премьера, красивое зрелище для детей и родителей. Каков посыл спектакля?

Все максимально просто. Надо иногда пускаться в опасные приключения, чтобы помочь другу. Друзья потом могут помочь тебе. Мы говорим о том, что есть взаимовыручка. Ни в коем случае, сталкиваясь с какой-то проблемой, ты не должен останавливаться. Её надо решать и приходить на помощь, если ты видишь, что кто-то в беде, а потом придут на помощь тебе.

Какой финал у спектакля?

Добро побеждает зло, в детской воцаряется праздник, Балерина и Солдатик в конце танцуют, мы предполагаем, что они подружились.


Режиссер Наталья Гончарова.

Волнуетесь?

Конечно, а как же. Это каждый раз как экзамен, хотя я уже 22 года в профессии. Каждый раз думаешь о том, могу ли я вообще этим заниматься. Правда, перестала перед каждой премьерой дёргаться. А так, безусловно, невероятное волнение.

Снится спектакль?

Всё время. Я не сплю практически, у меня всё время спектакль в голове. Бывает, просыпаюсь и понимаю, как лучше сделать. Часто решения приходят во сне.

Какие приметы для хорошей премьеры у вас?

В моей практике – это если очень плохой генеральный прогон, значит, спектакль пройдёт отлично. И наоборот. Только такая пока. Мне главное генеральный прогон, когда я вижу, что всё есть и всё готово.  
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Страсти по Марку. Барочная реконструкция
85 лет со дня рождения Владислава Дворжецкого
"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть