"ГОЛУБКА" Патрика Зюскинда в Центре Драматургии и режиссуры (сцена Сокол). Режиссер Екатерина Кислова.
10 октября 2024
В новосибирском театре "Глобус" – большая сказочная премьера
10 октября 2024
Названы лауреаты новой международной литературной премии "Лукоморье"
10 октября 2024
Не книгами едиными: библиотека — место, где интересно каждому
9 октября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

18 января 2017 20:40

Граница воображения. Эссе о творчестве художника Михаила Крунова

Коллаж: Оксана Лисковая
Коллаж: Оксана Лисковая

Сад как формирование художественного пространства был в мире начинающего художника Михаила Крунова параллельным городу, который существовал за забором – в противоположном саду мире. Сад Мише подарила бабушка, квартира которой была в школе. Сад казался огромным и, зайдя за куст смородины, мальчик оказывался в другом мире. Один. Почувствовать себя одному было страшно и необычно, но в то же время это было притягательное, сладчайшее ощущение.

Это ощущение волнует его взрослого, томит и тянет туда, где не было границ. Мальчик знал, что в сад можно войти, но не мог найти выход, оттого сад казался безграничным. Потом на месте этого сада появился дом для умственно-отсталых детей. Мальчик вырос и ходить мимо безграничного сада стало страшно.
 

Фото из архива М. Крунова
 
Чувствовать себя художником он стал с детства. Первое ощущение – это зависть к людям с этюдниками, зависть до внутренней дрожи. В 8 лет Мишу привели в изостудию, тогда ему стало понятно, что ЭТИМ можно заниматься профессионально. В детской изостудии возникло чувство цеха. Цех начинающих художников. Шелест бумаги, запах краски – случайность и постоянство.
 
Цикл времен (холст, масло) Фото из архива М. Крунова

Гармония воображаемого и разрушение привычного. Бытовые беды и художественное счастье.  Сложнее всего – это сохранить импульс, остаться художником навсегда. Удержаться в быту, научиться делить мир на границы, найти свой выход. Художник в быту беда. … Если не поработал немного, то чувствую большое раздражение, могу ни с того ни с сего накричать на близкого - этот процесс достаточно физиологичен …
 
Весна (холст, масло). Фото из архива М. Крунова

Границы сада остаются неисследованными, каждый ищет их самостоятельно. Мало хотеть стать художником, внутреннее желание ставить цель – особая энергия, которая выводит тебя в пространство линий и цвета. Дает уверенность и идеи.  Но быть уверенным на сто процентов невозможно:
 
Я никогда не уверен, скорее даже считаю, что уверенный обманывает себя.  Идея овладела тобой и лишь бы хватило жизни …  и это тоже бывает обманом.
 
Люди у моря (холст, масло). Фото из архива М. Крунова
 
– А когда нет этой ярко выраженной идеи?
– Тогда она может появиться от соприкосновения с материалом. Может проявиться. Но на уровне чувствования идея предшествует технологии. Мастер устает подчинять себе материал. Я восхищаюсь материалом актеров – самый оптимальный путь творчества, выше литературы и выше живописи. Театр будет развиваться. Оттуда все остальное развивается, туда подтягивается.

Земля и вода. Фото из архива М. Крунова


***
В обычной средней школе учительница говорила, что он очень похож на двоечника, несмотря на то, что учился хорошо. Рисование вел необычный учитель – грек-коммунист, который почти не говорил по-русски: " Дэти приготофтэ алпомы". Он был – Художник. Дети очень над ним издевались.  И Мише было не интересно, его спас домашний альбом, показав учителю этот альбом ученик получил "отмазку" сразу на несколько четвертей и избавился от грозившей двойки.
 
Портрет М. Крунова, сделанный его ученицей (бумага, карандаш). Фото из архива О. Лисковой
 
***
Сегодня для меня возникло время, когда изобразительное искусство, его язык и методы начинают формализоваться, его начинают описывать как русский, английский. Происходит то, что пророчили - сближение науки и искусства. Это только Случай, что началось с костюмографики (костюмографика - методы создания костюма).
 
Новая дверь в искусство начинается с нового поиска границы этого сада.  Ее видение происходит приблизительно так, как Вернадский увидел свою биосферу. Создать свой язык, свой метод для выхода за границу необходимо. Например, язык перспективы: Египет изображал пейзажи в виде схем, карт. Линейная начинается с Джотто.

Раушенбах и его последователи начали анализ перспектив отдельных мастеров. И он пришел к тому, что у каждого свое видение пространства. То есть сад открывается каждому по-своему.
 
Фото из архива М. Крунова
 
 Раньше художник тренингом овладевал методом – рисовал и рисовал, пока рука не приведет к выходу. Сейчас открытия в науке стимулируют развитие искусства, методы нового изображения. Описание изобразительного языка толкнет в новое художника. Сейчас художник нарабатывает определенные ментальные центры, другие методы изображение. И этот язык должен быть описан.
 
Птица (холст, масло). Фото из архива М. Крунова

***
С кем Вы можете себя сравнить?

 – С лошадью, которая пашет и пашет. Некуда деться, надо пахать. И лошадь эта не богемная, а рабочая.  И цели ее… нет … очень важно не ставит мелких задач – нового не сделаешь в искусстве, конечно художник стремиться к оригинальности.  Повторяя себе: они не такие как все, я не такой как все. И в то же время как рабочая лошадь ты задумываешься о своей социальной роли – для собственной услады и для другого. В то же время ты ведом силой определенной энергии. Любое пятно по материалу, по конструкции своей – энергия и ты идешь по ее следу. Ищешь, как это легло, какими силами вызвано это изображение. Это важно. Вещь должна волновать, если это происходит, я вижу ту энергию, которая вызвала это к жизни.
 
Из серии «Арифметическая комбинаторика» (холст, акрил). Фото из архива М. Крунова

Она может лечить, предсказывать Чудотворная икона, философский камень. А я – алхимик, который должен сделать волшебную палочку, поэтому долго работаю. Сам процесс тоже радует. Молитва или заклинание. Уровень мастерства уже есть в уровне задачи.
 
Космос этого сада непостижим. Нет ничего страшнее забытого сада, в котором пропала энергия границы между художником и реальностью, но возможно ли это пока не найден выход? Исчезнувшего сада не существует – он превращается в космос и разделяет с тобой поиски границы.

Справка:

Михаил Крунов - художник, родился в 1954 г. в Москве. Окончил художественно-графический факультет Московского государственного Педагогического института. Член Московского Союза художников. Участник московских, региональных и зарубежных выставок. Работы находятся в Российских и зарубежных собраниях Государственном Русском музе (Санкт Петербурга), Министерстве культуры России, Фонде Всероссийской дирекции выставок, Музее Современного искусства, Музее “Чивико” (Италия), музее М. Шагала (Витебск), в галереи русского искусства “Nadja Brykina Gallery” (Цюрих, Швейцария), собрание Екатерины и Вильяма МакДуглл (Лондон, Великобритания). Доцент кафедры искусство костюма и моды  Московского Государственного Университета Дизайна и Технологии.

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"ГОЛУБКА" Патрика Зюскинда в Центре Драматургии и режиссуры (сцена Сокол). Режиссер Екатерина Кислова.
В новосибирском театре "Глобус" – большая сказочная премьера
Названы лауреаты новой международной литературной премии "Лукоморье"

В Москве

От премьер до театрального форума. О планах Театрального центра "На Плющихе"
Царское это дело: "Петр Первый" Саратовского театра оперы и балета
"Кашемировые" новости
Новости ВСЕ НОВОСТИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть