Это ощущение волнует его взрослого, томит и тянет туда, где не было границ. Мальчик знал, что в сад можно войти, но не мог найти выход, оттого сад казался безграничным. Потом на месте этого сада появился дом для умственно-отсталых детей. Мальчик вырос и ходить мимо безграничного сада стало страшно.
Фото из архива М. Крунова
Чувствовать себя художником он стал с детства. Первое ощущение – это зависть к людям с этюдниками, зависть до внутренней дрожи. В 8 лет Мишу привели в изостудию, тогда ему стало понятно, что ЭТИМ можно заниматься профессионально. В детской изостудии возникло чувство цеха. Цех начинающих художников. Шелест бумаги, запах краски – случайность и постоянство.
Цикл времен (холст, масло) Фото из архива М. Крунова
Гармония воображаемого и разрушение привычного. Бытовые беды и художественное счастье. Сложнее всего – это сохранить импульс, остаться художником навсегда. Удержаться в быту, научиться делить мир на границы, найти свой выход. Художник в быту беда. … Если не поработал немного, то чувствую большое раздражение, могу ни с того ни с сего накричать на близкого - этот процесс достаточно физиологичен …
Весна (холст, масло). Фото из архива М. Крунова
Границы сада остаются неисследованными, каждый ищет их самостоятельно. Мало хотеть стать художником, внутреннее желание ставить цель – особая энергия, которая выводит тебя в пространство линий и цвета. Дает уверенность и идеи. Но быть уверенным на сто процентов невозможно:
… Я никогда не уверен, скорее даже считаю, что уверенный обманывает себя. Идея овладела тобой и лишь бы хватило жизни … и это тоже бывает обманом.
Люди у моря (холст, масло). Фото из архива М. Крунова
– А когда нет этой ярко выраженной идеи?
– Тогда она может появиться от соприкосновения с материалом. Может проявиться. Но на уровне чувствования идея предшествует технологии. Мастер устает подчинять себе материал. Я восхищаюсь материалом актеров – самый оптимальный путь творчества, выше литературы и выше живописи. Театр будет развиваться. Оттуда все остальное развивается, туда подтягивается.
Земля и вода. Фото из архива М. Крунова
***
В обычной средней школе учительница говорила, что он очень похож на двоечника, несмотря на то, что учился хорошо. Рисование вел необычный учитель – грек-коммунист, который почти не говорил по-русски: " Дэти приготофтэ алпомы". Он был – Художник. Дети очень над ним издевались. И Мише было не интересно, его спас домашний альбом, показав учителю этот альбом ученик получил "отмазку" сразу на несколько четвертей и избавился от грозившей двойки.
Портрет М. Крунова, сделанный его ученицей (бумага, карандаш). Фото из архива О. Лисковой
***
– Сегодня для меня возникло время, когда изобразительное искусство, его язык и методы начинают формализоваться, его начинают описывать как русский, английский. Происходит то, что пророчили - сближение науки и искусства. Это только Случай, что началось с костюмографики (костюмографика - методы создания костюма).
Новая дверь в искусство начинается с нового поиска границы этого сада. Ее видение происходит приблизительно так, как Вернадский увидел свою биосферу. Создать свой язык, свой метод для выхода за границу необходимо. Например, язык перспективы: Египет изображал пейзажи в виде схем, карт. Линейная начинается с Джотто.
Раушенбах и его последователи начали анализ перспектив отдельных мастеров. И он пришел к тому, что у каждого свое видение пространства. То есть сад открывается каждому по-своему.
Фото из архива М. Крунова
Раньше художник тренингом овладевал методом – рисовал и рисовал, пока рука не приведет к выходу. Сейчас открытия в науке стимулируют развитие искусства, методы нового изображения. Описание изобразительного языка толкнет в новое художника. Сейчас художник нарабатывает определенные ментальные центры, другие методы изображение. И этот язык должен быть описан.
Птица (холст, масло). Фото из архива М. Крунова
***
С кем Вы можете себя сравнить?
– С лошадью, которая пашет и пашет. Некуда деться, надо пахать. И лошадь эта не богемная, а рабочая. И цели ее… нет … очень важно не ставит мелких задач – нового не сделаешь в искусстве, конечно художник стремиться к оригинальности. Повторяя себе: они не такие как все, я не такой как все. И в то же время как рабочая лошадь ты задумываешься о своей социальной роли – для собственной услады и для другого. В то же время ты ведом силой определенной энергии. Любое пятно по материалу, по конструкции своей – энергия и ты идешь по ее следу. Ищешь, как это легло, какими силами вызвано это изображение. Это важно. Вещь должна волновать, если это происходит, я вижу ту энергию, которая вызвала это к жизни.
Из серии «Арифметическая комбинаторика» (холст, акрил). Фото из архива М. Крунова
Она может лечить, предсказывать Чудотворная икона, философский камень. А я – алхимик, который должен сделать волшебную палочку, поэтому долго работаю. Сам процесс тоже радует. Молитва или заклинание. Уровень мастерства уже есть в уровне задачи.
Космос этого сада непостижим. Нет ничего страшнее забытого сада, в котором пропала энергия границы между художником и реальностью, но возможно ли это пока не найден выход? Исчезнувшего сада не существует – он превращается в космос и разделяет с тобой поиски границы.
Справка:
Михаил Крунов - художник, родился в 1954 г. в Москве. Окончил художественно-графический факультет Московского государственного Педагогического института. Член Московского Союза художников. Участник московских, региональных и зарубежных выставок. Работы находятся в Российских и зарубежных собраниях Государственном Русском музе (Санкт Петербурга), Министерстве культуры России, Фонде Всероссийской дирекции выставок, Музее Современного искусства, Музее “Чивико” (Италия), музее М. Шагала (Витебск), в галереи русского искусства “Nadja Brykina Gallery” (Цюрих, Швейцария), собрание Екатерины и Вильяма МакДуглл (Лондон, Великобритания). Доцент кафедры искусство костюма и моды Московского Государственного Университета Дизайна и Технологии.