Пройти просеку — в Музее Победы состоялась премьера фильма Федора Попова "Коридор бессмертия"
26 апреля 2019
Поющие (не) в унисон. Премьера в театре Маяковского
23 мая 2019
"Нано-опера", день третий, тур второй. Дуэты.
22 мая 2019
Сказка о Золушке, приключения Синдбада и странствия Синухеты
22 мая 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Отложи удачу на год (по материалам беседы с настоящим фотографом). Часть 2

Фото: Александр Паутов
Фото: Александр Паутов

Мы хотим нравиться себе на фотографиях. Это вполне естественно, ведь фотопортрет – это очень нужная штука. Ее можно повесить на стену реальную и виртуальную, подарить второй половине или дальним родственникам, чтобы они тут же потеряли тебя среди других дальних родственников. В конце концов, любимый котик будет по утрам сбивать лапами ваш прекрасный портрет, чтобы заполучить вкусный завтрак в четыре часа утра. Но чтобы, котику достался такой кайф от общения с хозяином нужно понравиться самому себе на фотопортрете. А люди часто не нравятся себе.

Между нами реальными и нами на фотоснимке существует еще одна реальность – наше собственное представление о себе. О себе как объекте красоты вне физиологических категорий. Мы не видим себя, потому у каждого из нас есть собственное представление о том, какой он на самом деле. И порой фотография резко отличает это представление от того, что она изображает. Наши снимки нравятся нашим знакомым, друзьям и родственникам, но категорически могут быть неприятны нам, потому что мы тут "не красивые". Очевидно, сами для себя мы создаем некий идеальный образ, который стремимся увидеть. И здесь речь идет не о навязанных образах индустрией красоты, а именно о собственной идее своей внешности. Иногда, когда я смотрю на свои фотографии, мне кажется, что этого человека просто не существует.
 

 

Почему люди не нравятся себе на фотографиях?

Все люди индивидуалисты, они воспринимают себя изнутри совсем иначе, даже  чем в зеркале,  а фотография – это зеркало наоборот.  И оно, вместо того, чтобы сделать из нас ангелоподобное существо, оказывается, полнит и искажает (стоило ли сидеть на диете?).
 
 И это же зеркало фиксирует какое-то наше состояние с помощью глаз фотографа. А глаз у профессионала, не хуже, чем у котика в темноте.
 
Чтобы уменьшить отрицательную оценку, нужен контакт модели с фотографом.
 
 
Модели – это сейчас про нас. Даже, если мы идем фотографироваться на паспорт, мы уже модель определенного типа. Фотографии на паспорт обычно самые … ну странные, зато мы почти всегда ими довольны, потому что это такой бюрократический момент, и не надо часто смотреть в паспорт – это фотография не для нас.
 
А тут надо решить вопрос в сторону позитива. И очень часто в эту сторону решает вопрос не сотни отснятых кадров (хотя можно и так), а момент общения фотографа и модели.

Фото: Александр Паутов
 
Вот, например, вы уже не модель, а фотограф и вывезли на съемку … моделей 15. Вся эта команда – люди, со своими представлениями о себе, а вы их привезли в таежные условия. Такая у вас возникла идея (заказ, художественный замысел, причуда и т.д.). Приехали вы с ними, а им ну … не комфортно тут. Страшно им в таежных условиях, холодно, голодно, каблуки не так ходят, помады не те. Белка укусила. Вам нужны методы воздействия, чтобы они сделали вам лучший кадр, а не подали бы на вас в суд за необеспечение рабочего места комфортом.  Тут, мастера знают, действует идеальный вариант общения – метод кнута и пряника. Стройся на раздачу пряников! Фотограф не нанимает себе в помощь психолога, он сам в этот момент идеальный психолог, он настраивает материал под свой замысел. Материал в данном случае не таежные условия, а человек в них.
 
Человек – как объект мира. 

 
 
Если вы как фотограф, настроены на человека, пытаетесь уловить его индивидуальные качества в любых условиях:  создаете ли вы его как объект или это репортажный  вариант  - то все равно пытаетесь расставить акценты, которые, прежде всего вы определяете тоже как индивидуалист, через конкретное визуальное восприятие объекта. Если вы работаете  с человеком,  даже если он занимает пять процентов от общей съемки – он для вас главное пятно. Фокус мира.
Фото: Александр Паутов
 
Задачи портрета всегда разные. Образ может быть  естественный и позитивный, непонятный, негативный, костюмированный, романтичный или поэтичный, а может и негативно романтичный  и много- много  какой  еще.  Даже если человек не видит, что его снимают, задача никуда не уходит, тот, кто снимает должен поймать либо позитив, либо негатив, подловить эмоцию и вернуть ее объекту.
 
Это то же общение в привычном нашем понимании с человеком, но через камеру.
 
В этом плане есть некое сходство с репортажной съемкой: умение в канве событий выделить главное – фактическое эмоциональное, и сделать это в виде фотографии понятной для реципиента,  доступной  визуальному восприятию любого зрителя. И не важно какое это событие, прилет самолета, митинг, конференция и прочее, важны будут динамика общения.  Смысл происходящего события должен быть открыт  на эмоциональном уровне.
 
 

Как нужно себя вести перед фотокамерой?

Фото: Александр Паутов
 
Я, например, чувствую, жуткую неловкость, как будто я голая, а это не операционная вовсе и вообще все одеты и без скальпелей. Но как-то совсем уж странно. Сразу я, конечно, вспоминаю про фотогеничность,  коей не обладаю вовсе (а ведь есть же люди!), про  слишком большой нос, руки-грабли и маленькие уши, про нехватку зубов – значит, если улыбнусь одной половиной получиться криворотая тигра, а не обаятельная Мальвина. А если он вообще, этот вот человек, который настроил на меня свет и камеру, раскрыл два зонта (а в студии сухо вообще-то) возьмет да и увидит меня настоящую своим то инструментом. Хочу ли я этого?

 
 
Первые опыты съемки у профессионалов всегда непонятны. Есть недоверие к человеку, который управляет этой штукой.  Есть недоверие к себе, хорошо, когда ты имеешь в виду какую-то конкретную задачу  и должен ее решить. Внутренне ты уже видишь опубликованный результат, поэтому не замечаешь, когда тебя снимают. Но есть вариант, когда ты должен создать образ, как бы  прожить историю киногероя, но не в динамике, а застывшую историю.
 
Но бывает (и не редко) перед камерой теряются и профессионалы.  Наличие длительного сценического опыта не гарантирует легкого успеха при фотосессии.  Тогда фотограф должен управлять не только камерой, но и эмоцией своей модели, которую нужно сначала вернуть, а потом уговорить повторить десять, пятнадцать раз, чтобы профессионал на сцене совпал с профессионалом на фотографии.
 
В большинстве случаев люди реагируют на возможность запечатлеть свой образ позитивно.  И общение с фотографом  зиждется на доверии (мастер знает, как вас раскусить) – либо поймает случайно, наблюдая за вами.  Либо совместными усилиями создается какая-то сфера общения: прямой контакт типа "все учителя, врачи и фотографы такие лапочки!". Либо жесткая ситуация типа "Делай так! Делай раз! Птица вылетит вам в глаз!".  Либо ситуация в которой человек себя может  раскрыть: интерьерные съемки, костюмные и прочие имитации жизни, по отношению к решаемой задаче.  И не забывайте хвалить свою модель, ей понравится тут и стеснение может пойти в плюс.
Фото: Александр Паутов

 
 
Пейзаж – это в общем-то портрет окружающей действительности в ее преломлении.  Там главное  – детали.  И человек, как главный портретируемый здесь отсутствует, хотя вполне может и быть, например, для показа масштаба – мол, что человек! – муравей на фоне природы, а не царь никакой.  Но все же построен на том же сакральном общении.
 
И здесь вы, фотограф, стремитесь создать максимально объективный образ, как с портретом. Только нужно помнить, что ваш человеческий глаз и глаз фотоаппарата видят немного разные пейзажи, особенно по объему. Дело в том, что человеческий глаз видит больше, чем глаз фотоаппарата, во время съемки всегда происходит искажение изображения, и то,  что вы видите без объектива гораздо шире, того, что видит ваш друг, запечатлевающий мир на память. В этом плане художник чувствует себя свободней, он может взять себе холст того размера, который требуется для изображения. Условный холст фотографа ограничен и нужно точно увидеть свой кадр или точно знать, как сделать, так, чтобы желаемый пейзаж, который обычно хранит только память, сохранила фотокартина.
 
Поэтому вы должны знать свой фотоаппарат и уметь им пользоваться, чтобы ваша панорама, была вашей. И полнота восторга не уменьшилась до спичечного коробка. Технические возможности и прогресс вам в помощь. 
 
Фото: Александр Паутов
 
Один фотограф, жанр, которого облака и волны, сделал специальную установку, из 8 фотоаппаратов, для непрерывной панорамной съемки, чтобы в результате соединения кадров на компьютере воссоздать объективность пейзажа в ограниченном пространстве кадра.
 
Другой, по контракту с одной кампанией, снимал приезд паровозов на станцию.  А еще не только днем, но и ночью,  и у него (на тот технический прогресс в этой области) был только один дубль, поэтому он ставил 18 камер и они срабатывали синхронно, а выбирался один дубль – самый удачный.
 
Сейчас можно все совместить в одной камере. Снять в один кадр, а можно разложить в кадр-файл, из которых камера сама сложит результат. Так называемая съемка в режиме HDR.  
 
 

Что такое же такое удача фотографа?

 
Это один из самых важных моментов, линия жизни пожарника. Иногда фотограф бежит на вызов. Любой кадр это удача. Есть такое изречение – фотография – дело темное. Так как  основное действо – рождение фотографии раньше происходило в темноте.  Было очень много тактильного: растворы, пленка, бумага. И раньше удача во многом подкреплялась не только глазом, но и руками.  Сейчас есть и то и другое, и все это все равно требует усилий.
 
Удача, есть удача, нужно вовремя оказаться в интересном месте и лучше за несколько секунд до того как включится свет, или самому за эти несколько секунд правильно расставить свет, чтобы получить интересное изображение. Иногда на это уходят только секунды.  Иногда удача откладывается на целый год, потому что при натурной съемке нужно поймать определенное состояние природы.

Фото: Александр Паутов
 
Один фотограф ждал свой кадр в горах, свой свет. И вот когда он поймал эту картинку и подошел к ней на идеальное расстояние, все внезапно ухнуло, грохнуло и исчезло. Фотограф с изумлением увидел, что в камере что-то уже не то… оказалось, что он слишком близко подошел к тому месту, где заканчивается земля и начинается воздух и просто рухнул на нижеследующий горный этаж. Полежал в больнице, залечил переломы и снова полез в горы. Фотограф – это неизлечимо.
 
Любое волшебство должно быть хорошо подготовлено, а фотография это волшебство и всегда нужно помнить, что ты не волшебник, что ты только учишься познавать это дикую игру света и тени.

 
 
Р.S.  Выбор фотоаппарата. Есть такие понятия как прогресс и качество. Учитывается вес и технические данные. Знание собственного сигмента рынка, в котором вы собираетесь работать – это и есть ваша мотивация выбора.  Фотограф выбирает технику исходя из своих задач. Либо узконаправленных, либо систему, которая может быть разноплановой, нельзя все снимать одним и тем же шмутьем.
 
Вы можете хотеть: чтобы это было значимо, дорого, качественно, узнаваемо, необременительно по весу, интересно лично для вас, компактно и мгновенно по результату.
 
Вы должны помнить: что это индивидуально, и вы всегда можете обратиться к специально обученным людям, чтобы сделать правильный выбор.

Фото: Арина Депланьи
 
"Заветные" слова фотографа, которые могут вас порадовать:

Шмутье – корзина разнообразной фототехники.

Потаскунчик – малый портретный набор.

Мыльница  – компактная фотокамера.

Пыха – вспышка.

Боди/Тушка – камера без объектива.

И еще  – вы можете их придумать сами ))

 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

День города в Санкт-Петербурге: программа мероприятий
Анна Пингина: "Страх — это вообще не про творчество. Если ты не получаешь кайф от того, что делаешь, не надо этим заниматься"
Поющие (не) в унисон. Премьера в театре Маяковского

В Москве

"Нано-опера", день третий, тур второй. Дуэты.
"Нано-опера", день второй, тур первый.
Новый Иерусалим: образ Святой земли на Руси
Новости
ВСЕ НОВОСТИ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть