"На краю земли". Фото: Ольга Крамс
Камерная выставка сияющих акварелей зовет своих зрителей к новым впечатлениям – это своеобразный авторский путевой дневник, только не в слове, а в цвете и свете.
Фото: Екатерина Шестакова
Ольга, скажите, как родилась идея этой выставки и почему Вы не остановились на фотографиях как большинство путешественников?
В этом году я стала творческим резидентом Ночи искусств в музее Молодежи и подготовке к этому событию рассказала о своем путешествии с семьей и о том, что я пишу акварели, вдохновившись этими необычными для меня пейзажами, так надолго впечатлившими и неотпускающими меня. История о поездке так понравилась в музее, что сотрудники предложили сделать выставку. Почему мне не хватило фотографий? – мне показалось, что фотографии которые изображают, делают копию и то не совсем точную, того, что видит глаз, но вернувшись, я не нашла в них того севера, который остался мне в ощущениях, в движении ветра, воды … и я взяла акварель, потому что рисунок способен выразить именно твою эмоцию, твою память.
"Туманное утро в Хибинах". Фото из архива Ольги Крамс.
А почему была выбрана акварель? Для меня север больше ассоциируется с техникой масляной живописи, как бы с тяжестью и плотностью, акварель – с южными пейзажами с теплом, с прозрачностью летнего света.
Я люблю акварель, с ней возможно всё: и воздушная прозрачность, и многослойность, и жесткость сухой кисти для изображения скал и бликов на воде, игра с водой и бумагой. Север контрастный: вода, воздух и скалы, чрезмерно яркие цвета на солнце и абсолютная бесцветность в пасмурную погоду. На севере что-то волшебное происходит с цветом. Может, это сказывается близость к полюсу, поэтому происходит особенное преломление. Поначалу мы не могли поверить своим глазам и все спрашивали себя: почему растительность такая ярко-зеленая, а земля терракотовая? Небо ярко-голубое, а море играет от бирюзового до индиго. Как будто кто-то неумелой рукой добавил переизбыток фильтров. Я еще там, глядя на эту цветовую контрастность, почувствовала, что акварель – идеальный материал.
"Ледовитый океан" фото из архива Ольги Крамс
Для каждого путешественника есть что-то особенно поражающее, цепляющее в новом месте, что Вас как художника больше всего поразило, кроме неестественных цветов?
Геометрия и энергия, думаю так это можно выразить в слове. Необыкновенные простор и гребни скал, которые я даже сразу и не заметила – казалось, что все вокруг плоское и тянется далеко-далеко.
Море одновременно очень влечет и недружелюбно отталкивает от себя. Я как все помню южное море – ласковое, теплое, податливое. А северное иное, оно с тобой не заигрывает, не дразнит, оно вообще тебя не замечает. Ты – лишний. И тогда ты начинаешь остро до боли ощущать себя в вакууме.
А ещё, я как синестетик (особое восприятие мира, при котором человек может ощущать, например, через цвет, звук, запах других людей, еду, природу и др.) ощущала всё вокруг, будто сквозь синий фильтр. Сейчас я говорю о самой северной точке континентальной европейской части России, о полуострове Рыбачьем, он стал для меня самым пронзительным впечатлением от поездки и туда, кстати, очень непросто добраться, так что нам очень повезло.
В Териберке, которую чаще всего посещают туристы, все было иначе. Как-то очень торжественно и нарядно. Как будто ты уже внутри картины. Все очень гипертрофированно: умирающие корабли и скалы цвета яркой ржавчины. Огромные камни-валуны, заросшие лишайником, похожие на гиганские перепелиные яйца! Там я себя потеряла. Появилось ощущение, что все вокруг грохочет. А на Рыбачьем, наоборот. Как будто ты не просто оказался внутри себя, а вернулся к себе…
"Камни в Териберке", "Кладбище кораблей. Териберка" фото из архива Ольги Крамс
Эта контрастность северных цветов и эмоций отражена и в экспозиции выставки, где акварель непривычно передает не только легкость и свет летнего солнца, но и всю тяжесть и надежность скал, плато, оживающих камней и, словно смотрящих на своего зрителя, навсегда заброшенных кораблей.
Место проведения: Музей истории молодежного движения (ул. Свободы, 79), г. Рязань