Алла Феллинишна
20 апреля 2024
"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
19 апреля 2024
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
19 апреля 2024
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова
19 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Алексей Смирнов: Во время подготовки я чуть не умер от страха!

Интервью с Алексеем Смирновым – режиссером "Садового кольца"

Фото: ruskino.ru
Фото: ruskino.ru

Ревизор.ru поговорил с Алексеем о том, как он попал к Тодоровскому, как работал с известными актерами, чему научился, чему научил, что думает о жизни и о себе.

Психологический триллер из 12 серий "Садовое кольцо", притянувший миллионы зрителей к экрану телевизоров (не в prime-time), в мгновение стал сенсацией телевизионного сезона и достойным художественным событием Первого канала.

"Садовое кольцо", как и предыдущий сериал "Частица вселенной", – ассоциируется с именем Валерия Тодоровского. И только. Но Валерий Петрович не режиссер сериалов, а продюсер, обладающий безупречным чутьем и вкусом.

Режиссер "Садового кольца" – Алексей Смирнов, сын известного актера и режиссера Андрея Смирнова.  На момент съемок ему исполнилось 23 года.

Фото: ruskino.ru

Не удивляйтесь, Алексей, но наш разговор я начну не с Ваших родителей, хотя и об этом поговорим, а с Анны Козловой, автора сценария "Садового кольца". Прежде, чем Вы приступили к съемкам сериала, знали ли Вы о ее существовании, о сериалах по ее сценариям, о романах?

Дина, слава Богу, что не с родителей, низкий Вам поклон. Надоело вусмерть. До фильма я не был знаком с Анной, за вычетом "Краткого курса счастливой жизни" (сериал Гай Германики по сценарию Козловой, лауреат ТЭФИ – прим. автора), который мне запомнился своей искренностью, жестью и героями, которых несмотря ни на что – любишь.

То есть это Ваше кино?

Это хорошее кино. Не могу сказать, что прямо "мое", потому что изобразительно предпочитаю совсем другие фильмы. Но это вкусовщина.

Анна Козлова. Фото: sobaka.ru

Как Вы узнали о запуске "Садового кольца"? С чего началось?

Узнал от сестры Аглаи, редактора "Мармотта" Тодоровского. Она сказала, что отличный сценарий, а режиссера никак не найдут. У меня ничего за плечами не было, соответственно нечего было терять. Пришел к Тодоровскому (мы тогда не были знакомы), вдохновился тем, как Егор Мячин из "Оттепели" пришел пьяным на худсовет и получил картину.

Альфред Хичкок сказал: "Есть три главные составные части фильма – сценарий, сценарий и еще раз сценарий". А по мнению Малколма Макдауэлла, "великих сценариев не бывает — великими бывают лишь фильмы". Что Вам ближе?

 – Не вижу, как одно противоречит другому. Сценарий не существует без фильма. Фильмы без сценария существуют, но, как правило, они очень плохие. Исключения, впрочем, бывают – очень рекомендую фильм "Сауна" режиссера. Анти–Юсси Аниллы.

Фото: ruskino.ru

Спасибо. Посмотрю. А Вы не пробежали глазами, любопытства ради, роман Козловой "F20", откуда в сериал перекочевали прообразы некоторых персонажей в пограничном состоянии и страдающие шизофренией?

Прочитал с огромным удовольствием! Прекрасный роман. На мой взгляд, выше "Садового" на голову. Не соглашусь, что прообразы общие, общие только диагнозы двух персонажей – абсолютно разных по характеру и поведению. Давайте тогда сравним нашу Лиду с главным героем "Игр разума" – он ведь тоже шизофреник, не так ли?

Согласна. А это правда, что Валерий Тодоровский, прежде чем доверить Вам дорогостоящий (и по деньгам, и по душевному вложению) проект, отправил вас, такого молодого, простите, зеленого режиссера (всего–то 23 года) на поиски актеров?

 – Да я сам попросил только об одном: дать мне снять пробы. Валерий Петрович был настроен скептически, но пробы разрешил. Они ему понравились, но дальше – изнурительные полгода мы делали все новые, проходили проверки, чтобы быть утвержденными сначала Тодоровским, а потом и каналом. Удалось. Вы не поверите, но каждый режиссер, вне зависимости от количества опыта – занимается кастингом. Точно так же кастингом на свои проекты занимается и сам Валерий.

Валерий Тодоровский. Фото: www.n71.ru

Тут ситуация уникальна именно пробами режиссера – к началу съемок у меня было 5 часов смонтированного материала проб с артистами, снятых в объектах, с оператором картины, и в условиях реальной выработки. Благодаря этому мы были готовы – и к тяжелым производственным условиям, и с точки зрения работы с артистами.

С кого, с чего начали?

Начали с Белого. У Толи было около восьми проб, и я очень благодарен ему за терпение. Можно сказать, он был со мной с самого начала, и мы стали близкими друзьями.

Валерий Петрович сразу одобрил ваш кастинг?


Разумеется, были споры. Могу сказать – два раза победил Тодоровский, два раза – я. И благодаря каждому из этих споров были приняты лучшие решения для картины. Тодоровский обладает огромным опытом, но при этом – абсолютно честен. Его можно переубедить – если действительно доказать ему делом, а не словом, что так лучше для фильма. Редкое очень качество для продюсера.

Анатолий Белый и Евгения Брик в сериале "Садовое кольцо". Фото: stuki-druki.com

Кто-нибудь из взрослых, маститых актеров выразил недоумение? Или, признайтесь, Вы прикрывались именем Тодоровского?

Ты остаешься с актером один-на-один и прикрыться нечем. А потом вам три месяца жить вместе. Тут не получится враждовать – камера всегда видит всякие "недоумения". Была некоторая зажатость и у меня, и у нескольких артистов, но мы быстро это преодолели – нам было очень интересно вместе. К тому же, с таким материалом, как сценарий Козловой – любому артисту спокойнее.

Алексей, это Вы привели очень молодого оператора Сергея Медведева?  Как удалось убедить Тодоровского, что он – лучший? Как прошел его "кастинг"?

Я. И Сереже был 21 год, в то время как мне – 23. Кастинг проходили вместе, плечом к плечу. Ему было непросто – из-за выработки и производственных ограничений, но Тодоровскому он понравился с первого кадра. Для меня Сережа вообще главный человек в кино, и никогда ни с кем я не испытывал такой легкости в работе. За его работу – я всегда более спокоен, чем за свою.

Фото: ruskino.ru

Думаю, настоящее чудо, что Тодоровский убедил в наших кандидатурах Константина Эрнста и Сергея Титинкова. Каким чудом ему это удалось, – до сих пор не понимаю, но с первой и до последней минуты Тодоровский стоял насмерть, за что я всегда буду ему благодарен.

Какие напутствия получили от Тодоровского – продюсера?


Ему можно было позвонить в любое время суток, посоветоваться по любому вопросу, и, конечно, работая с одним из моих любимых режиссеров в качестве продюсера, я поставил задачу максимально его "съесть". При том, что Валерий Петрович всегда держался очень деликатно и никогда не лез снимать за меня кино, могу сказать, что с этапа проб и до окончания монтажа – я очень многому научился у него. Чему – не скажу, пусть останется со мной.

С какой минуты, часа, дня, серии – Вы почувствовали себя абсолютно уверенно?


Отличный вопрос. Во время подготовки я чуть не умер от страха! У нас была прекрасная, опытнейшая команда. И вот сидят на читке люди, у которых за плечами по тридцать картин и далеко не последних, а мне нужно им рассказывать, как делать свою работу. Я закурил даже.

А в первый съемочный день стоило сказать мои любимые слова "Мотор, камера, начали!" – отпустило. Почувствовал себя живым, на своем месте. Конечно, абсолютной уверенности нет и быть не может, а то кончится "Предстоянием". Всегда страшно, синдром обманщика и т.д. Но это лучшая работа на свете.

Алексей Смирнов и Ирина Розанова на съёмках сериала "Садовое кольцо". Фото: ruskino.ru

Как достигли взаимопонимания со взрослыми, опытными мастерами – Марией Мироновой, Ириной Розановой, Анатолием Белым, Максимом Виторганом, Федором Лавровым, Юлией Ауг, Марией Голубкиной, Евгенией Брик (супругой Валерия Тодоровского)? 

Все артисты, которых вы назвали, блестящие профессионалы. Чтобы найти с ними контакт, нужно просто уважать их работу. Думать заранее, что ты от них хочешь, иметь терпение, разбирать, слушать. Многие не понимают, какой это тяжелый физический труд, кажется – выучил слова, и играй, что сложного? Попробуйте пройти под углом 45 градусов, незаметно переступая через рельсы, на нужном моменте поправить костюм, а после этого заплакать на нужной реплике раз десять подряд.

Все что нужно, чтобы найти контакт – знать, что ты хочешь, не суетиться и быть честным.
 
Вы прислушивались к мнению артистов? Кто-нибудь из них переиграл свою роль на пользу фильма?

Иногда. Больше всех придумали Максим Виторган, Александра Ребенок и Николай Шрайбер. Еще в подготовке мы занимались разбором, и эти трое артистов внесли неоценимый вклад в свои образы. Ребенок придумала ногти и глотание таблеток, Виторган – перевернуть наоборот всю эволюцию своего героя, Шрайбер – почти все от религиозности до голой задницы своего персонажа. Только портрет Государя все-таки придумали мы с Галкиным, не удержались – уж больно похожи эти двое.

Максим Виторган на съемках сериала "Садовое кольцо". Фото: ruskino.ru

Какие неудобства испытывали на съемочной площадке?  Побаивались кого-нибудь конкретно? 

Выработки побаивался.  Восемь минут в среднем, значит, что в какие-то дни – четыре минуты, а в какие-то четырнадцать. Четырнадцать – это ад. Это когда можно снять хорошо, но только с большой долей везения. Везло не всегда.

По поводу неудобств… Был забавный случай. Заболели уши, а впереди несколько тяжелых ночных смен. Вызвали врача, поставил диагноз – гнойный отит. Ничего не слышишь, температура 39, в ушах – вата с антибиотиками. Думал, вот Сережка посмеется, режиссер с бананами в ушах! Приезжаю на площадку, вижу стоит, копается где-то. Окликаю. Поворачивается Сергей, а у него щека чудовищно распухла, тяжелейший флюс. Хохотали до слез. 

Сколько времени снимали 12 серий? 

78 смен ровно, ни дня переработки. Спасибо гениальному второму режиссеру Ирине Третьяковой. 

Фото: therussiantimes.com

Тодоровский пропустил хоть один съемочный день?

Тодоровский был на съемках трижды: на съемках финала, на тяжелейшей четырнадцатиминутной смене, и как-то просто заезжал повидать свою супругу – Женю. Сидел отдельно, вел себя крайне корректно, советы давал только, если к нему обращались. Но советы – блестящие.

И никаких разногласий? Вы хотите сказать, что это ваше кино, а не продюсерское?

– Уже ответил про кастинг. Во время съемок и монтажа никаких разногласий не было, разве, спорили из-за финала. Я, конечно, боялся, что он захочет сделать из моего кино – свое, но он оказался настолько уважительным по отношению к чужой работе человеком, умеющим мыслить в рамках чужого замысла, что ничего, кроме неоценимой помощи, я не получил. Кстати, наши "чекины", которые многие отмечают, придумал именно Валерий Петрович.

Расскажите о каком-нибудь важном для Вас дне, эпизоде, разговоре…

Мария Миронова и Анатолий Белый в сериале "Садовое кольцо". Фото: vokrug.tv

Однажды Марии Мироновой, работавшей на износ, на площадку вызвали скорую. Ей предстояла тяжелейшая эмоциональная сцена – сцена, где Вера находит Илью. Мы хотели прервать съемку, но Миронова, сжав зубы, собралась и блестяще сыграла несколько дублей подряд. Меня поразила ее художественная воля.

Был еще случай – в фильме есть сцена в пробке. Денег на перекрытие не было, мы попытались снять в реальной пробке и – ничего не вышло. Страшно расстроились. Тогда Ирина Третьякова, наш второй режиссер, на следующий день подготовила мелом на асфальте боевую формацию всех автомобилей группы, и мы своими силами создали пробку на Третьем Кольце. Женя рыдала в кадре от страха, потому что люди вокруг выходили драться, директор картины Андрей Шабанов чуть не поседел во второй раз, но сняли. Очень счастливый был день.

Как Вам удалось в Вашем-то возрасте разобраться, понять, распороть характер каждого героя, довести до скелетного состояния и благодаря этому обнажить таланты Анатолия Белого, Ирины Розановой, Марии Голубкиной, Евгении Брик, Петара Зековицы?  Такими мы раньше их никогда не видели.

Фото: itogi.ru

 Спасибо. Тут отвечу кратко: во-первых, я рос в семье людей, гораздо старших чем семьи моих сверстников. Отец старше меня на полвека, младшая из моих сестер – Аглая – старше на одиннадцать лет, старшая – Дуня – на двадцать два. Это сыграло свою роль. Во-вторых, я очень люблю свою работу. В-третьих, я убежден, что в режиссуре возраст гораздо чаще работает в минус, чем в плюс.
 
Сериал "Садовое кольцо", согласитесь, кино для всех и не для всех. Как заявила одна из героинь, "тут требуется больше, чем одномерное сознание".  Как Вы работали со своим сознанием? Думали ли о сознании зрителей?

 "Каникулы Бонифация" тоже не для всех. Со своим сознанием – просто старался обманывать себя меньше, чем раньше. О зрителе не думал, уверен, что зрителю мешает, когда о нем думают, зритель чувствует нравоучения и фальшь. Мой мастер Сергей Соловьев, говорил: "У художника должен быть не замысел, а умысел". Я с ним согласен.

В одном из интервью Вы сказали, что это фильм о том, как человек сам вытесняет из своей жизни все то, чего он не хочет знать и видеть, и начинается придуманная реальность и о том, чем это заканчивается. У Вас есть жизненные примеры?

Мария Миронова, Евгения Брик и Ирина Розанова в сериале "Садовое кольцо". Фото: m.news.yandex.kz

 Да. Есть личные, о которых я не буду говорить. Актерам на пробах объяснял просто: мы с вами сидим, пьем кофе и говорим о кино. В этот момент на Украине, нашей братской стране, гибнут молодые ребята. И они все там наши – украинцы и русские. А мы тут кино снимаем, и нас это, как бы, не касается.

Стремление жить по правде, увы, приносит неутешительны плоды. А можно ли жить по правде современному молодому человеку?

 Можно, знаю примеры. Я лично верю, что правда текуча и меняется довольно часто. Надо стараться следить. Уверен, что режиссеру сложнее, режиссер – как говорит отец, – профессиональный лжец.

Ваш отец – знаменитый актер, режиссер Андрей Смирнов.  Сводная сестра – Авдотья Смирнова, кстати, сыгравшая в "Садовом кольце" совершенно неожиданную роль. И отец показался в небольшом эпизоде. Они оба, наверное, вмешивались в Вашу работу, хотя бы на уровне "домашних уроков"?

 Мы все работаем в кино, у нас похожи характеры, и все уверены, что мы-то знаем, как на самом деле надо работать. Поэтому нет. Бережем друг друга. Но, если спрашивал, всегда бережно, но честно получал оценки и советы, которые очень помогали.

Кто-нибудь еще из вашей семьи попал в кадр?

Сестра Аглая – женщина, которая забрала у Веры кошелек в кризисном центре. Сестра Александра – соседка Виторгана, и мама – Елена Смирнова – хозяйка квартиры Лиды и Ильи.

Всю жизнь я слышу о "блате", что бы я не делал! Могу же я тоже своим что-то сделать по блату, наконец?!

Алексей, что Вы знаете о жизни среднего класса? О жизни буржуазии?  К какому классу относите себя?

К ней и отношусь. Богема мне не очень симпатична, для интеллигента я слишком темный. Знаю, наверное, немало. Считаю, что в человеческом обществе это главный класс. Жаль, в стране буржуазии очень мало.

Категорически не согласен с Тодоровским, что в кольце герои среднего класса. В стране и так почти нет такого класса, но это совсем не наши герои. Разве что, Когтев.

Сергей Соловьев посмотрел "Садовое кольцо"? Что сказал?

Сергей Соловьев. Фото: kinoserial.tv

 Посмотрел пять серий, это для него сериальный рекорд. Сказал: "Думал, ты недоучка. А ты, оказывается, доучился".

Какие работы сняли у него на курсе?

"Алмазная Кожура" – короткометражка о поиске черного уха и "Зеркало Головного Мозга" – сам не могу объяснить про что. В сети есть.

Соловьеву принадлежит высказывание: "Успех и совесть сегодня и на этой территории – вещи несовместимые. Об этом знают даже дети".  Чем ответите?

Отвечу, что Сергей Александрович в грош не ставит слова. И действительно, есть вещи поважнее.

Фото: ruskino.ru

Чем занимаетесь сейчас?

Сейчас готовлюсь к съемкам полнометражного фильма "Подвиг", по сценарию Анастасии Пальчиковой. Не буду спойлерить – но это будет антисадовое кольцо.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Алла Феллинишна
"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть