Ваши профессиональные права нарушали?
Недоплатили или не заплатили вовсе – такое бывало. Судились. Отсуживали.
Правда ли, что актеры сегодня в целом – бесправные?
Сейчас еще и режиссеры стали практически бесправны. Творческие профессии, пожалуй, -– самые зависимые из всех существующих. На сегодняшний день всё решает продюсер.
В последние годы сложился устойчивый стереотип о продюсерах: думают только о собственной прибыли – но никак не о готовом фильме или спектакле, и уж точно не о комфорте своих сотрудников!
Вообще, конечно, зависит от человеческих качеств. Если человек с гнильцой пришел в продюсирование – и бизнес его будет “с гнильцой”. Другое дело, если человек пришел с открытым сердцем, творческими идеями…
Но вы правы – стереотип действительно сложился, и слово “продюсер” сегодня чаще произносят с отрицательным оттенком, чем с положительным. Так сложилось в нашей стране, кинопродюсеры (не все, но такие есть) бизнес начинали с чего – украсть! Не заработать на прокате, вложив хорошие деньги, завоевывая, привлекая зрителей. Схема, увы, другая, на “откатах”. Ни для кого в профессии не секрет – находит такой продюсер энную сумму на съемки, из них половину возвращает тому, что деньги дал (по документам значится первоначальная сумма вдвое больше) – на эту половину должен снять картину, но и себя не обидеть. А дальше как в известной поговорке: чем хуже, тем лучше – чем меньше денег на производство фильма потратишь, тем больше в карман себе положишь. Такие люди работают не на искусство, не на зрителя, не на будущее. Поэтому и стали в отечественном кинематографе продюсеры ассоциироваться с отрицательными героями времени.
Но, смею вас заверить – появляется молодежь – не хотят идти по такому пути. Не хотят воровать. Хотят зарабатывать и честно привлекать зрителя.
Знаю продюсеров, которые теряют деньги, дома свои продавали, чтобы реализовать проект. В основном это молодое или среднее поколение. Те же, кто вышел из советской системы, сумели получить должности и связи – они сидят на хорошей “кормушке”, условно говоря, и у них всё хорошо.
Но я верю – со временем эта система перейдет в правильное качество. Будет так: сделал хорошо – получи свои деньги. Сделал плохо – до свидания. Нарушаешь права сотрудников, актеров – то же самое, коллеги, общественность укажут такому горе-продюсеру на дверь. Такие перемены в системе, в сознании обязательно произойдут.
“То ли еще будет…” –
когда-то, в будущем… Но почему сегодня актеры не борются за свои права, не объединяются в профсоюз, оставаясь “каждый за себя”?
Фото: Russianshowbiz.infoКаждый за себя – это правда. Проблем много. Нет системы – такой, как работа с актерами. И защита прав творческих сотрудников, действительно, на сегодняшний день страдает. А ведь на некоторых проектах, где я работал, даже у осветителей есть свой профсоюз, защищает их права и реально работает. Всё очень серьезно. Считают переработки – если сотрудник работает на съемках больше положенного времени, ему должны оплачивать в двойном, тройном размере, следить за этим в том числе задача профсоюза. И я видел – продюсеры пеклись и переживали за ребят-осветителей: чтобы они вовремя заканчивали смену, а актеры особенно не волновали, ведь за нас, получается, вступиться некому.
Знаю артистов, которые четко прописывают в своем договоре с кинопродюсером или кинокомпанией – все условия. В том числе переработки, за них требуют (совершенно справедливо) доплату.
Это скорее единичные случаи, а не правило. И следят за исполнением этих договоров даже не сами артисты, а их агенты – у кого они грамотные, толковые, отстаивают права своих подопечных. К сожалению, таких актерских агентов у нас единицы. Я пытался работать с агентом, который бы защищал мои интересы – мне не повезло, профессионала я не встретил. Поэтому теперь сам составляю договора, веду переговоры, а другого выхода нет.
Что же касается объединения артистов – это, конечно, проблема. Продюсеры вот объединились несколько лет назад, появилась Гильдия Продюсеров. Собираются на заседания, обсуждают актерские ставки – кому столько будут платить, кто из актеров как себя ведет и другие насущные вопросы. У актеров такого нет.
Нет у артистов и дальновидности – живут как будто одним днем. Сегодня работа есть – а завтрашний день не волнует. Но помните, в 90-е кумиры советского кино буквально в одночасье остались без всего. Без сбережений, без будущего. Великие, любимые – буквально в нищете! С сегодняшними звездами через двадцать лет может случиться то же самое. Так, может, заранее “соломки подстелить”?
Я на сегодня нашел для себя такой выход – начал заниматься не только актерской профессией, но и продюсированием. Создал “Театр Матросова”. Уже сделали спектакль – “Двое в лифте, не считая текилы, или Жена на двоих”, недавно его высоко оценили на фестивале “Амурская осень” в Благовещенске, мы получили три премии: “за лучшую режиссуру”, “лучшая мужская роль”, и “лучший спектакль”. В главных ролях Петр Красилов, Дмитрий Орлов и я, а режиссер Игорь Мочалов. Гастролируем с нашим спектаклем по городам и весям, весь сезон уже расписан. Готовим следующую постановку. И это только начало – планы у меня обширные.
Стараюсь, чтобы люди, которые со мной работают (и будут работать) были за мной, как за каменной стеной. Зная нюансы творческой профессии, я не подставлю, не подведу. Введем новое понятие – “хороший продюсер”.
А в кино кризис чувствуется?
Конечно. Некоторые кинокомпании, с которыми я работал, уже обанкротились. Есть другие – продолжают приглашать, присылать сценарии. Но ставку я сейчас на актерскую профессию в полном объеме не делаю – надо идти развиваться дальше.
Жаль, эти хорошие начинания не приведут, к сожалению, ко всеобщему объединению профессионалов в вашей профессии, к решению ряда проблем.
Пока хотя бы так сделать, а дальше видно будет.