XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024
Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
24 апреля 2024
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".
24 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

12 декабря 2016 16:40

Денис Матросов: “Проблем много, нет системы…”

Известный актер и продюсер Денис Матросов рассказал корреспонденту "Ревизора" о том, почему он решил заняться продюсированием, а также ответил на вопросы: чем полезны актерские профсоюзы и зачем творческим людям объединяться.

Фото: Театральная компания "Сюжет"
Фото: Театральная компания "Сюжет"
Ваши профессиональные права нарушали?

Недоплатили или не заплатили вовсе – такое бывало. Судились. Отсуживали. 

Правда ли, что актеры сегодня в целом – бесправные?

Сейчас еще и режиссеры стали практически бесправны. Творческие профессии, пожалуй, -– самые зависимые из всех существующих.  На сегодняшний день всё решает продюсер.

В последние годы сложился устойчивый стереотип о продюсерах: думают только о собственной прибыли – но никак не о готовом фильме или спектакле, и уж точно не о комфорте своих сотрудников!  

Вообще, конечно, зависит от человеческих качеств. Если человек с гнильцой пришел в продюсирование –  и бизнес его будет “с гнильцой”. Другое дело, если человек пришел с открытым сердцем, творческими идеями…

Но вы правы – стереотип действительно сложился, и слово “продюсер” сегодня чаще произносят с отрицательным оттенком, чем с положительным. Так сложилось в нашей стране, кинопродюсеры (не все, но такие есть) бизнес начинали с чего – украсть!  Не заработать на прокате, вложив хорошие деньги, завоевывая, привлекая зрителей. Схема, увы, другая, на “откатах”. Ни для кого в профессии не секрет  – находит такой продюсер  энную сумму на съемки, из них половину возвращает тому, что деньги дал (по документам значится первоначальная сумма вдвое больше) – на эту половину должен снять картину, но и себя не обидеть. А дальше как в известной поговорке: чем хуже, тем лучше – чем меньше денег на производство фильма потратишь, тем больше в карман себе положишь. Такие люди работают не на искусство, не на зрителя, не на будущее. Поэтому и стали в отечественном кинематографе продюсеры ассоциироваться с отрицательными героями времени.

Но, смею вас заверить – появляется молодежь – не хотят идти по такому пути. Не хотят воровать. Хотят зарабатывать и честно привлекать зрителя.

Знаю продюсеров, которые теряют деньги, дома свои продавали, чтобы реализовать проект. В основном это молодое или среднее поколение. Те же, кто вышел из советской системы, сумели получить должности и связи – они сидят на хорошей “кормушке”, условно говоря, и у них всё хорошо. 

Но я верю – со временем эта система перейдет в правильное качество. Будет так: сделал хорошо – получи свои деньги. Сделал плохо – до свидания.  Нарушаешь права сотрудников, актеров – то же самое, коллеги, общественность укажут такому горе-продюсеру на дверь. Такие перемены в системе, в сознании обязательно произойдут.

“То ли еще будет…” когда-то, в будущем… Но почему сегодня актеры не борются за свои права, не объединяются в профсоюз, оставаясь “каждый за себя”?


Фото: Russianshowbiz.info

Каждый за себя – это правда. Проблем много. Нет системы – такой, как работа с актерами. И защита прав творческих сотрудников, действительно, на сегодняшний день страдает.  А ведь на некоторых проектах, где я работал, даже у осветителей есть свой профсоюз, защищает их права и реально работает. Всё очень серьезно. Считают переработки – если сотрудник работает на съемках больше положенного времени, ему должны оплачивать в двойном, тройном размере, следить за этим в том числе задача профсоюза. И я видел – продюсеры пеклись и переживали за ребят-осветителей: чтобы они вовремя заканчивали смену, а актеры особенно не волновали, ведь за нас, получается, вступиться некому.

Знаю артистов, которые четко прописывают в своем договоре с кинопродюсером или кинокомпанией – все условия. В том числе переработки, за них требуют (совершенно справедливо) доплату.

Это скорее единичные случаи, а не правило. И следят за исполнением этих договоров  даже не сами артисты, а их агенты – у кого они грамотные, толковые, отстаивают права своих подопечных. К сожалению,  таких актерских агентов у нас единицы. Я пытался работать с агентом, который бы защищал мои интересы – мне не повезло, профессионала я не встретил. Поэтому теперь сам составляю договора, веду переговоры, а другого выхода нет.

Что же касается объединения артистов – это, конечно, проблема. Продюсеры вот  объединились несколько лет назад, появилась Гильдия Продюсеров. Собираются на заседания, обсуждают актерские ставки – кому столько будут платить, кто из актеров как себя ведет и другие насущные вопросы. У актеров такого нет.

Нет у артистов и дальновидности – живут как будто одним днем. Сегодня работа есть – а завтрашний день не волнует. Но помните, в 90-е кумиры советского кино буквально в одночасье остались без всего. Без сбережений, без будущего. Великие, любимые – буквально в нищете! С сегодняшними звездами через двадцать лет может случиться то же самое. Так, может, заранее “соломки подстелить”?

Я на сегодня нашел для себя такой выход – начал заниматься не только актерской профессией, но и продюсированием.  Создал “Театр Матросова”. Уже сделали спектакль – “Двое в лифте, не считая текилы, или Жена на двоих”, недавно его высоко оценили на фестивале “Амурская осень” в Благовещенске, мы получили три премии: “за лучшую режиссуру”, “лучшая мужская роль”, и “лучший спектакль”. В главных ролях Петр Красилов, Дмитрий Орлов и я, а режиссер Игорь Мочалов. Гастролируем с нашим спектаклем по городам и весям, весь сезон уже расписан. Готовим следующую постановку. И это только начало – планы у меня обширные.

Стараюсь, чтобы люди, которые со мной работают (и будут работать) были за мной, как за каменной стеной. Зная нюансы творческой профессии, я не подставлю, не подведу. Введем новое понятие – “хороший продюсер”.

А в кино кризис чувствуется?

Конечно. Некоторые кинокомпании, с которыми я работал, уже обанкротились. Есть другие – продолжают приглашать, присылать сценарии. Но ставку я сейчас на актерскую профессию в полном объеме не делаю – надо идти развиваться дальше.

Жаль, эти хорошие начинания не приведут, к сожалению, ко всеобщему объединению профессионалов в вашей профессии, к решению ряда проблем.

Пока хотя бы так сделать, а дальше видно будет. 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
Ян Сибряев: "Нас учат не играть кого-то, а присвоить себе боль героев".
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть