Детское кино возрождают в Воронеже
18 января 2019
Оперетта "Летучая мышь" в Новосибирске
18 января 2019
Эксперты назвали главных претендентов на Оскар-2019
18 января 2019
Рязанский период жизни и деятельности Анатолия Эфроса
18 января 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

27 июля 2016 12:00

"Живопись, музыка, архитектура – их нельзя просто "скушать", этому нужно учиться"

Российский живописец Анатолий Любавин рассказал корреспонденту "Ревизор.ru" о том, почему так важно разнообразие художников и почему Prisma не делает фотографию произведением искусства

© официальный сайт форума "Таврида"
© официальный сайт форума "Таврида"

С Анатолием Александровичем Любавиным – графиком, живописцем, вице-президентом Российской академии художеств и ректором Московского государственного академического института имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств в одном лице – мы встретились на "Тавриде", где он занимается привычным для себя делом – ищет и взращивает молодые таланты. Поэтому мы просто не могли пройти мимо и не поговорить с ним о тех, кто будет двигать российскую культуру в будущем.

На ваш взгляд, есть среди ребят на "Тавриде" те, кто сможет стать выдающимся художником? Много ли их?
 
Конечно, здесь определенно есть ребята, которые могут стать такими. Профессия художника не механическая, художник не тот, кто умеет срисовать с фотографии. Он накапливает жизненный опыт и не копирует нашу действительность. Он – философ, который преображает мир, заставляет обычного человека увидеть в обыденном прекрасное, по-иному открывает для обывателя мир, в котором тот живёт. Как писал Александр Блок в своей поэме "Соловьиный сад": "Сотри случайны черты - / И ты увидишь: мир прекрасен". Поэтому одна из задач "Тавриды" – научить ребят настраивать свой глаз на прекрасное, видеть вокруг себя красоту в обыденном, что очень непросто.
 
Вы – ректор Московского государственного академического института имени Сурикова. Скажите, ребята, которые сегодня приходят учиться, какая у них цель? Идут за тем, чтобы сделать себе имя, за славой, деньгами или потому что просто не могут не творить?
 
Вот, правильно: они не могут не творить. При всей ситуации в стране, падении престижа профессии, конкурс в институт не падает, а растёт. И я думаю: "Раз кто-то зажигает звёзды, значит, это кому-нибудь нужно?" Обучение художника – это, в первую очередь, воспитание гражданина, без духовного начала наше общество превратится в потребителей, культура – это основа всего. Живопись, музыка, архитектура – их нельзя просто "скушать", этому нужно учиться. Помните, как было у Гумилёва в "Шестом чувстве":
 
...Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?
 
Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти всё мимо, мимо.
 
Культура гражданина – это тоже как шестое чувство. Когда в обществе сеются зёрна разобщённости, культура – она как объединяющая цепь между людьми, культурами, народами. Искусство визуальное не требует вербального перевода. Оно сближает народы, благодаря ему мы становимся ближе друг другу, понятнее, роднее.
 
Поэтому ребята идут к нам в институт не за деньгами и славой, а потому, что они любят искусство и не могут не писать.
 
Как Вы уже сказали, художник отображает в своем творчестве сегодняшний день, сегодняшнюю эпоху. А какие настроения Вы видите в творчестве молодёжи? Как они отображают реалии нашего мира?
 
Они все разные, взгляды у них тоже разные, и наверное, это хорошо. Представьте: вы заходите в смешенный лес. Хорошо в лесу, да? А в нём растут и берёзы, и сосны, и дубы, и поганки, и мухоморы, а там, где мухоморы, растут и белые грибы. Поэтому все должны быть разными. Наверное, кто-то играет роль сосны или ёлки, а кто-то – мухомора.
 
То есть все нужны, все важны?
 
Разумеется. В этом разнообразии и есть красота, это хорошо. Мы не механические, у каждого своя изюминка, свой вкус, звук, который важно услышать и раскрыть. Наверное, это одна из задач этого форума и вообще образования.
 
Некоторых современных художников прельщает нарочитый примитивизм, лёгкость. Например, пришёл в выставочный зал, разбросал кучу какого-то мусора, назвал это искусством. Они себя мнят вторыми Дюшанами, но на самом деле это не так. Как не уйти во что-то невнятное, а творить именно искусство?
 
Как любил напоминать первый ректор суриковского института Игорь Эммануилович Грабарь, даже самые именитые свободные художники – Пикассо, Дега, Матисс, Ван Гог – прошли основательную академическую подготовку. Можно навалить кучу грязи, белья, но я со стороны сразу смогу определить, был это профессионал, любитель или это просто было баловство. Ведь у профессионала всё по-другому: получив образование, ты должен быть свободен, как в танце. Ты не должен всю жизнь повторять батман тандю, а должен создать уникальный образ. У художника тоже самое: ему нужно найти своё пространство, найти себя в этом сложном и прекрасном мире.
 
И еще один важный момент: нужно продолжать учиться в любом возрасте, учиться в том числе у молодёжи. Кстати, вспоминая себя в их возрасте, могу сказать, что они на голову выше. Сейчас время другое, возможностей больше, в какой-то степени им в чём-то труднее, а в чём-то легче. Время не выбирают. Надо просто радоваться жизни и помогать друг другу.
 
Сейчас учиться разным вещам очень легко, можно, например, смотреть мастер-классы в интернете. Кто-то, научившись более или менее рисовать примитивные вещи, мнит себя художником. Как и фотографы: купил себе "зеркалку", и ты уже "фотограф". Как отличить творчество для самореализации от искусства?
 
Приведу простой пример: если мне дать нотную тетрадь с записями мелодий, я ничего не пойму. А профессионал-музыкант сразу "прочтёт" музыку. Художник-профессионал этим же отличается от обывателя: он сразу просчитывает классическую структуру произведения. Я могу отличить, профессионал нарисовал картину или нет, это видно по первым штрихам. Обыватель этого не сможет, ему это и не нужно. Ему просто нужно объяснить, что хорошо, а что плохо.
 
Своеобразно приобщиться к искусству в наше время может каждый – благодаря новомодному приложению "Prisma", через которое пропускается фотография, и оно обрабатывает её в стиле картин Пикассо, Мондриана, Кандинского. Если я сделаю фотографию, грамотно выставив экспозицию, продумав смысл, и использую приложение как вспомогательное средство, это будет искусством? А если просто криво "сфоткаю" котенка и обработаю?
 
Это будет простая механическая обработка. Искусство – это то, что сделано руками, с ошибками – все то, во что вложена энергия художника.
 
Но сейчас не все вкладывают энергию в то, что делают, и называют себя профессионалами...
 
Главное, что ты делаешь, а как ты это назовёшь – это уже не важно. Профессионал скромен. Я всегда вспоминаю слова Конфуция: преувеличивай чужие достоинства, а свои преуменьшай.
Поделиться:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О МУЗЕЯХ

ДРУГИЕ ИНТЕРВЬЮ

НОВОСТИ

О культуре в Москве

Творческие планы МХАТа им. А. М. Горького: традиции и развитие
Один день в Макондо. Спектакль на весь день
Симфонические драмы: концерты оркестра из Татарстана в Москве
"Война Анны" на "Белых слонах" отправится к "Золотому орлу"
Любите друг друга как в "Квадратуре круга": о новом спектакле Московского ТЮЗа
Новости музеев
ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть